"Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка"

Разделы: Русский язык


Цель нашей экспедиции — сочинить самим не менее трех сказок. Адрес экспедиции — сказка — дает возможность использовать некоторые атрибуты этого вида устного народного творчества: троекратные повторы (три этапа экспедиции), загадки, которые предлагают героям Баба-Яга, Дед-Всевед, объявления (указы) о начале экспедиции, о ее результатах и т. п.

Работа проходит как игра-соревнование между рядами. Судьями выступают Дед-Всёвед (учитель) и Главный Сказочник.

Задолго до начала лингвистической экспедиции вывешивается сказочный указ.

Указ тридесятого царства, небывалого государства

Если в тебе горит огонь сказочного путешественника-исследователя и живет желание узнать, понять и разгадать сказочные тайны, если ты мечтаешь открыть неизведанные сказочные вершины и разгадать белые пятна на карте страны Сказочного Языка,— приглашаю тебя принять участие в “Лингвистической экспедиции по стране Сказочного Языка” (указывается место, дата, час).

Его Величество Сказочный Язык.

К началу лингвистической экспедиции в классе может быть выпущена специальная газета “Загадки страны Сказочного Языка”, оформлена выставка детских рисунков, творческих работ, альбомов с собранными материалами, наглядных пособий, изготовленных детьми, и т. д.

Первый этап лингвистической экспедиции “В гостях у сказочного Деда-Всеведа”

Задания первого этапа рассчитаны на индивидуальное выполнение в присутствии Деда-Всеведа. Он передает содержание заданий (заранее пишет на доске, оформляет на особой грамоте, достает из златокованого ларца — здесь проявляется фантазия организаторов экспедиции) и после выполнения учениками проверяет работы, определяет ряд-победитель. Ответы учащихся на специальном занятии анализируются, отмечаются лучшие работы, подводятся итоги.

Главный Сказочник. Дорогие сказочники! Сегодня мы начинаем путешествие в удивительную страну Сказочного Языка. Много интересных приключений произойдет с нами. Немало препятствий устроили нам на пути сказочные герои, но смекалка, находчивость, любовь к сказочному языку, я надеюсь, помогут нам.

Все сказочники готовы к путешествию. Узнав об этом, к нам на занятие кружка прибыл Его Величество Сказочный Язык.

Глубоко уважаемый Сказочный Язык, разрешите приветствовать Вас от имени всех Ваших истинных ценителей, а у нас их немало. Прошу Вас разрешить отправиться в экспедицию всем желающим проникнуть в прекрасный сказочный мир.

Сказочный Язык. Юные сказочники! Впервые в сказочной истории так много любителей сказочного языка одновременно собираются прибыть в мою страну. От всей души я приветствую вас, пытливых, находчивых, остроумных, желающих проникнуть в необычайно интересные, близкие и далекие уголки страны Сказочного Языка. Я не только разрешаю посетить мою великую страну, но и с нетерпением ожидаю вас у себя. Жители сказочных городов Синонимов и Антонимов приготовили для вас много сюрпризов. Не менее увлекательным будет путешествие на мыс Загадок. Кажется, вы собираетесь подняться и на сказочное Суффиксальное плоскогорье?

Главный Сказочник. Да, Ваше Величество. Намерены мы проникнуть и в сказочную пещеру Архаизмов. Нам очень хочется узнать смысл старых сказочных слов, которые хранятся в глубине этой пещеры. Мы думаем, что самыми увлекательными будут самостоятельные путешествия. Каждый сказочник может выбрать самый дальний уголок страны и со своими друзьями отправиться туда.

Его Величество Сказочный Язык. О, в моей стране много неисследованных уголков: архипелаг Эпитетов; долина Сказочных Выражений, остров Сказочного Времени, озеро Пословиц и Поговорок ждут юных сказочников. Их замётки, сказочные дневники будут интересным и важным материалом для потомков.

Главный Сказочник. Дорогие сказочники! Вы знаете, какой магической, силой обладает в сказке число 3, поэтому наша лингвистическая экспедиция в мир удивительной страны Сказочного Языка будет проходить в три этапа. А теперь я предоставляю слово главному сказочному глашатаю.

Главный сказочный глашатай читает оформленный как грамота указ о начале первого этапа лингвистической экспедиции.

Сказочный Дед-Всевед приглашает всех истинных ценителей сказочного языка посетить Академию Сказочных Наук, отдел загадок страны Сказочного Языка, где вас ждет много удивительных открытий и сюрпризов.

Дед-Всевед. Добро пожаловать, юные сказочники, в Академию Сказочных Наук! Жители сказочных городов Синонимов и Антонимов, архипелага Эпитетов, долины Сказочных Выражений приготовили для вас немало языковых загадок, над которыми давно бьются сказочные маги и волшебники. Они попросили меня прочитать вам эти загадки. Может быть, вы раскроете какие-то сказочные тайны, узнаете смысл старых сказочных слов, которые хранятся в глубине пещеры Архаизмов. Вы разобьетесь на три группы. Посмотрим, какая группа быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой группе больше знающих, находчивых и остроумных юных сказочников. Группу-победительницу ждет награда. Кроме того, мы проведем конкурс на самого знающего, находчивого и остроумного юного сказочника. Дерзайте, юные любители сказочного языка!

Дед-Всевед передает содержание заданий (заранее пишет на доске, оформляет на особой грамоте, достает из златокованого ларца).

Задания для первого этапа лингвистической экспедиции

I.

В приведенных ниже примерах выделите слова и предложения, которые обычно употребляются в сказках. Объясните значение каждого из них.

  1. Привели Ивана-царевича; начал он со всеми прощаться, в землю кланяться; бросили его в чан: он раз нырнул, другой нырнул, выскочил вон — и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать.

  2. Ехали по долам, по горам, по зеленым лугам и приехали в дремучий лес; в том лесу стоит избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, когда надо — повертывается.

  3. Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается — приехал он в царство змеиное, убил царя-змея, освободил из неволи прекрасную королевну и женился на ней; после того воротился домой и стал с молодой женою жить-поживать да добра наживать.
  4. Вышли они за город, разостлали ковер-самолет, сели и поднялись выше облака ходячего; летели-летели и спустились как раз у того дремучего леса, где своих добрых коней покинули.

II.

В сказках вы не раз встречали слова, которые теперь или не употребляются, или употребляются очень редко. Объясните, как вы понимаете такие слова: ведать, посулить, дол (по горам, по долам), грош (коза-дереза поет, что она за три гроша куплена), промеж (промеж себя).

III.

Объясните значение выделенных слов в приведенных ниже предложениях.

  1. Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу.
  2. — Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес, ощетинился? Или чуете вы, что Иван-крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!
  3. — Спасибо,— говорит,— прохожему человеку. С мечами нам куда сподручнее биться будет!

IV.

Слово красный в древнерусском языке имело значение “красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый”. Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек — чтобы пособили им ткать ковры.

Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

V.

В русских народных сказках некоторые прилагательные как бы навсегда прикрепляются к существительным, становятся постоянными определениями (эпитетами): молодец всегда добрый, девица красная, поле — чистое. Какие определения употребляются при словах ночь, небо, трава, вода, леса, реки, горы, пески, конь?

VI.

Найдите постоянные эпитеты к существительным в следующих предложениях.

— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.

Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые.

Махнула левым' рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди.

Вышел он (Иван-царевич) к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит-издыхает щука-рыба.

5. — Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец?

VII.

В сказках часто встречаются характерные для них повторы, иногда синонимические: путь-дорога, хитрей-мудрей, бить-колотить, ждать-пождать. Выделите подобные сочетания в приведенных ниже предложениях и определите, какой частью речи они выражены.

1. Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть...

2. Снарядили они (старик со старухой) всех троих Сыновей в путь-дорогу. Взяли братья дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.

3. Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут.

4. Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем его жжет-палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет.

5. Поутру рано Иван встал, начал одеваться-обуваться.

6. Захотят братья полежать-отдохнуть — тут-то их и спалит огнем.

VIII.

К выделенным словам найдите синонимы в предложениях правого столбца. Какой частью речи они являются?

1.— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка,— что ты так запечалился? Или услышал от своего отца

слово неласковое?

— Ква-ква, Иван-царевич,— говорит квакушка,— почему так печалишься? Иль услышал от отца своего слово недоброе?
2 – Не тужи, Иван-царевич! Ложись лучше спать-почивать: утро вечера мудренее! — Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи: утро вечера мудренее.

3.— Как мне не печалиться? — ответил Иван-царевич.— Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к завтрему каравай мягкого белого хлеба.

— Как мне не кручиниться? — отвечает Иван-царевич,— Батюшка приказал за одну

ночь соткать ему ковер узорчатый.

4.Взяла она... замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрашен каравай разными узорами мудреными.

...обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой

раз — хитрые узоры идут.

Долго ли шел, коротко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается,— две пары железных сапог, протер, два железных хлеба сглодал.

Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор.

Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым.

Вот пришли все три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил...

IX.

Найдите противоположные по смыслу слова (антонимы), выделите среди них антонимы разнокоренные (день — ночь, добро — зло) и образованные от одного корня при помощи отрицательной частицы
не (добрый — недобрый, счастье — несчастье).

  1. Долго ли, коротко ли ехали — увидели яблоньку.
  2. Много ли, мало ли проехали — вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела'.
  3. Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...
  1. — Эх, Иван-царевич,— говорит старичок,— зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее снимать было!
  2. — Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

X.

В сказках часто неодушевленные предметы наделяются признаками живого существа. Найдите в сказке “Пузырь, соломинка и лапоть” неодушевленные имена существительные, которые выступали бы как одушевленные.

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают, как через реку перейти?

Лапоть говорит пузырю:

  • Пузырь, давай на тебе переплывем?
  • Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней.

Соломинка перетянулась. Лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!

Второй этап лингвистической экспедиции “Загадки старой Бабушки-Яги”

Задания второго этапа являются более сложными, они требуют работы с текстом, наблюдения над которым позволяют подобрать достаточное количество примеров и сделать выводы. Эти задания предлагаются для домашнего выполнения; отчитывается не каждый в отдельности, а вся группа в целом, то есть на основе индивидуальных ответов составляется один общий, который вырабатывается предварительно на сборе группы. Ученики могут выполнять некоторые задания небольшими группами, совместно. Оформленные ответы (внешне и по содержанию они, например, могут быть представлены в виде письма Бабушке-Яге, от имени которой будут даны задания) проверяются, оцениваются, публично анализируются.

Главный Сказочник. Дорогие сказочники! Первый этап лингвистической экспедиции закончился. Сказочное жюри в составе сказочного Деда-Всеведа, Бабушки-Яги, царевны Несмеяны с Василисой Премудрой и Шабарши проверили ваши работы, отметили лучшие среди них. А теперь я предоставлю слово сказочному Деду-Всеведу, который ознакомит нас с результатами первого этапа лингвистической экспедиции.

Сказочный Дед-Всевед. Юные сказочники! Сказочное жюри проверило ваши работы. Вы оказали неоценимую услугу жителям сказочных городов Синонимов и Антонимов, архипелага Эпитетов, "долины Сказочных Выражений, разгадав те языковые загадки, которые они вам предложили. Наиболее полно и правильно ответили юные сказочники ... группы, которая и стала победительницей первого - этапа лингвистической экспедиции по стране Сказочного Языка.

Кроме этого, был проведен конкурс на самого знающего, находчивого и остроумного юного сказочника. Им оказался ... Ему вручается диплом почетного члена Академии Сказочных Наук.

Главный Сказочник. А теперь я предоставляю слово главному сказочному глашатаю.

Главный сказочный глашатай читает указ (оформленный как грамота) о начале второго этапа лингвистической экспедиции.

Указ тридесятого царства, небывалого государства

Старая Бабушка-Яга приглашает всех истинных ценителей сказочного языка посетить диковинную избушку на курьих ножках, что стоит в дремучем лесу, где вас ждет много интересных сказочных загадок.

Главный Сказочник. Интересное и увлекательное путешествие предстоит совершить нам, дорогие сказочники. Большой чести удостоила нас с вами Бабушка-Яга. Ведь даже не все сказочные герои побывали в ее диковинной избушке. Придется нам с вами быть очень внимательными и осторожными. А теперь, как говорится, в путь-дорогу. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но вот мы, наконец, и оказались в дремучем лесу около избушки на курьих ножках. Но как же войти в эту избушку? Наверное, нужно знать какие-то волшебные слова? Может, кто-нибудь из вас знает их?

У ч е н и к. По чудесному заклятию “Стань к лесу задом, а ко мне передом” избушка повернется к нам, и мы сможем войти в нее.

Г л а в н ы й С к а з о ч н и к. Избушка, избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом. Вот видите, избушка повернулась, и мы можем в нее войти.

Бабушка-Яга. Фу, фу, фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано. Нынче русский дух сам ко мне пожаловал. Заходите, заходите, юные сказочники. Много мне о вас рассказывали и Его Величество Сказочный Язык, и Дед-Всевед, и всякие звери и птицы, что находятся у меня в услужении. Хочу и я вас испытать. Много у меня накопилось сказочных загадок, которые нужно разгадать. Все загадки мудрые, придется вам над ними как следует подумать, заглянуть в волшебные сказочные книги. Слышала я, что вы разделились на три группы и соревнуетесь, кто лучше и быстрее разгадает загадки. Поэтому дам я вам три грамотки с одинаковыми заданиями, и посмотрим, кто' быстрее на них ответит. Прилететь к вам я не смогу, да и в избушке меня не будет, поскольку хочу я еще раз облететь белый свет, так что ответы свои пришлите мне в письме на имя Бабушки-Яги, чтобы я смогла их проверить и дать вам ответ. А вот вам и три грамотки с заданиями.

Представителям от каждой группы вручаются грамотки с заданиями. Задания могут быть следующими.

I.

Вы знаете, что буква ф встречается в основном в заимствованных словах. Попытайтесь найти слова с этой буквой в русских народных сказках. Удалось ли вам это? Нет ли в сказках других заимствованных слов? Почему?

II.

В сказках очень часто встречаются гиперболы (преувеличе-ния).Приведите при меры гиперболического ускорения или удлинения времени.

( Иван-царевич в сказке “Марья Моревна” от последней своей сестры добирается до Кощея пешком за неполных три дня. А когда едет назад, то путь его, видимо, длится неопределенно долго. Во всяком случае конь Кощея дает своему хозяину много времени на отдых, прежде чем пуститься в погоню за Иваном-царевичем (можно поле пшеницей засеять, дождаться, когда созреет, убрать, перемолотить, хлебов напечь). В сказке “Иван Быкович” герои росли не по дням, а по часам.)

Приведите примеры гиперболически трудных сказочных заданий.

(В сказке “Мудрая жена” царь дает дураку следующие задания:

Первое задание.

— Ну, коли ты сумел за одну ночь дворец поставить, ты построй к завтрему от своего дворца до моих палат мост — одна мостина серебряная, а другая — золотая.

Второе задание.

— Теперь сделай за единую ночь, чтоб по обе стороны моста росли яблочки, пели бы птицы райские да мяукали котики морские.

Третье задание.

— Ну, братец, коли ты так хитер, то сходи на тот свет к моему отцу-покойнику и спроси, где его деньги запрятаны.)

III.

Назовите сказочные персонажи, целиком построенные на гипер-боле.

(Объедало, Опивало, Мороз-Трескун.)

IV.

1. Назовите сказочные выражения, имеющие целью пробудить интерес слушателей, их внимание.

(“Это не сказка, а присказка; сказка будет впереди...”; “Это что за служба! Это — службишка,, служба будет впереди...”; “Не плачь, не тужи; это еще не беда, беда впереди!”)

2. Приведите примеры сказочных выражений, определяющих образ сказочных персонажей или описывающих принадлежащие им предметы.

(“На поляне горит, в огне девица сидит, да такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать”; “Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом”.)

3. Назовите сказочное выражение, посредством которого сказочник указывает на быстроту бега коня.

(“Выше леса стоячего, ниже облака ходячего”)

4. Назовите сказочные выражения, обозначающие длительность и неопределенность времени пути.

(“Долго ли, коротко ли”; “близко ли, далеко ли”; “низко ли, высоко ли”; “далеким далеко, высоким высоко”; “скоро ли, долго ли”; “ни много ни мало”; “скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.)

V.

Найдите в сказках слова с уменьшительно-ласкательными, увели-чительными и пренебрежительными суффиксами. Для чего используются такие слова?

VI.

Грамматическая основа предложения — это подлежащее и сказуемое.

Обычно подлежащее стоит перед сказуемым. Такой порядок слов называют прямым. Но может быть и другой порядок слов, когда подлежащее идет после сказуемого. Проверьте, какой порядок слов — прямой или обратный — чаще используется в сказках. Почему?

VII.

В сказках часто настоящее время глагола употребляется вместо прошедшего. Почему? Подберите из. сказок примеры на употребление времен.

Б а б у ш к а - Я г а. Лечу я недавно в ступе над дремучим лесом, вижу, идет Василиса и что-то шепчет про себя. Увидела она меня и говорит: “Бабушка-Яга, хочешь я тебе загадку загадаю?” Нельзя мне тогда было остановиться и. послушать ее, но уж очень мне хотелось разрешить ее загадки. И решила я ее пригласить к себе в гости. Давайте, дорогие сказочники, вместе разгадывать загадки Василисушки. А вот и она сама пожаловала к нам.

Василиса Премудрая. Здравствуйте, Бабушка-Яга и вы, дорогие сказочники! Много трудных сказочных заданий приготовила я для вас, попробуйте справиться с ними. (Во время викторины продолжается соревнование трех групп). См. Приложение 1

Третий этап лингвистической экспедиции “Попробуй сочини”

Главный Сказочник. Дорогие сказочники! Второй этап лингвистической экспедиций закончился. Мы совершили с вами увлекательное путешествие в дремучий лес, где находится диковинная избушка Бабушки-Яги. Бабушка-Яга ознакомилась с вашими ответами на вопросы и определила победителя.

Находчивый батрак Шабарша просит продолжить сказку, рассказывающую о его невероятных приключениях, а заканчивается она так: “С той поры, с того времени зажил батрак на славу”. Продолжить можно так: “Мало ли, много ли времени прошло, но вот...” А дальше вы должны предложить свой вариант. Это и будет ваше третье задание. Выполняя его, вы разбиваетесь на более мелкие группы, и каждая пишет свою сказку. На следующем занятии мы проведем конкурс на лучшую веселую сказку для царевны Несмеяны, сказку-загадку для Василисы Премудрой и продолжение сказки “Шабарша”.

Третий этап лингвистической экспедиции по стране Сказочного Языка начался.

В оставшееся время учащиеся отвечают на вопросы сказочной газеты “Загадки страны Сказочного Языка”.

Заключительный этап лингвистической экспедиции по стране сказочного языка “До скорой встречи, страна Сказочного Языка!”

На этом занятии юные сказочники знакомят весь класс и жюри со своими сказками. Здесь могут быть использованы элементы драматизации: в специальное сказочное жюри входят и царевна Несмеяна с Василисой Премудрой и Шабаршой, которые потом объявляют победителей в соревновании и вручают призы от Золотого, Серебряного и Медного царств.

Заключительное слово Главного Сказочника.

Друзья мои! Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного Языка закончилась, но я не думаю, что огонь путешественников-исследователей угаснет в вас. Еще не открыты многие сказочные вершины, не разгаданы белые пятна на карте страны Сказочного Языка. Она ждет вас всегда, мои друзья. На вашу любовь она ответит своей и раскроет перед вами двери в прекрасный город, который называется Сказка. Только тогда вы будете достойными жителями этого города, когда в вас постоянно будет жить желание узнать, понять, разгадать сказочные тайны.

Я не прощаюсь с вами, я жду вас. До свидания!