Внеклассное мероприятие для 5-х классов "Доброе слово сказать — посошок в руки дать" (по русским пословицам и поговоркам)

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

  • приобщить учащихся к сокровищам духовной культуры русского народа с целью духовно-нравственного развития личности;
  • формировать коммуникативную, культуроведческую компетенции школьников;
  • развивать творческие способности учащихся.

Применяемые технологии, оборудование:

  • Информационные, игровые технологии.
  • Мультимедийный проектор;
  • Экран;
  • Персональный компьютер;
  • Ученические работы в программе Power Point.

Содержательная часть:

Пояснительная записка

Данный классный час был проведён в рамках мероприятий, посвящённых Году русского языка. Одним из важнейших признаков современного образованного и воспитанного человека является правильная, грамотная литературная речь. В настоящее время ни средства массовой информации, ни окружающая среда не воспитывают это.

Сегодня происходит засорение русской речи иностранными словами. Именно через речь иностранная культура насильственно вторгается в нашу жизнь.

Классный час хоть на некоторое время сможет приобщить учащихся к сокровищницам духовной культуры русского народа. У школьников формируется коммуникативная, культуроведческая компетенции.

Применение информационных технологий позволяет интенсифицировать процесс этого формирования, повысить темп классного часа, активизировать мыслительную деятельность учащихся, позволяет использовать игровые методы обучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способности детей.

Презентация

Ход мероприятия

В зале размещены 5 столов, в центре каждого флажок (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый). Участники: дети среднего возраста. На входе каждый получает карточку определенного цвета и фломастером пишет на ней своё имя. Под музыку дети располагаются за столами, согласно цвету своих карточек.

Знакомство

Команды готовят и творчески представляют свою визитку.

Первый раунд “Продолжи пословицу”

На экране появляются названия тематических групп пословиц. Ребята выбирают одну. В каждой группе 5 пословиц, за правильный ответ - 1 балл.

Добро. Зло.

  • Жизнь дана (на добрые дела).
  • Добра желаешь, ( добро и делай!)
  • Добро не умрёт, (а зло пропадёт).
  • Добрые слова (дороже богатства).
  • Добрый человек (в добре проживёт век).

Учение.

  • Грамоте учиться (всегда пригодится).
  • Век живи – (век учись).
  • Красна птица перьем, (а человек ученьем).
  • Ученье дороже (богатства).
  • Наукой свет стоит, (а ученьем люди живут).

Смелость. Трусость.

  • Смелость (города берёт).
  • Двум смертям не бывать, (а одной не миновать).
  • Храброму смерть (не страшна).
  • На смелого собака лает, (а трусливого кусает).
  • Волка бояться – (и от белки бежать).

Дружба.

  • Без друга (в жизни туго).
  • Верному другу (цены нет).
  • Дружба крепка не лестью, (а правдой и честью).
  • Друга ищи, (а найдёшь – береги).
  • Дерево живёт корнями, (а человек – друзьями).

Правда. Совесть.

  • В ком добра нет, (в том и правды мало).
  • Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь).
  • Всяк правду ищет, (да не всяк её творит).
  • За правду стой (горой).
  • Дело знай, (а правду помни).

Второй раунд - “Угадай словечко”

На экране под цифрами от 1до 10 зашифрованы фразеологизмы.

Задание: одним словом передать смысл фразеологизма. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. У черта на куличках. (Далеко.)

2. Семи пядей во лбу. (Умный.)

3. От горшка два вершка. (Маленький.)

4. Когда рак на горе свистнет. (Никогда.)

5. Ни кола, ни двора. (Бедный.)

6. В голове ветер гуляет. (Глупый, бестолковый.)

7. Хоть пруд пруди. (Много.)

8. Рыло в пуху. (Виноватый.)

9. После дождичка в четверг. (Неизвестно когда.)

10. На ходу подметки рвет. (Ловкий, хитрый.)

Третий раунд - “Угадай пословицу”

На экране под цифрами от 1до 10 зашифрованы пословицы и поговорки той или иной страны.

Задача игроков: подобрать русскую пословицу или поговорку, аналогичную по смыслу. За каждый правильный ответ 2 балла.

1.В закрытый рот муха не залетит. Итальянская пословица. (Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь.)

2.Две собаки вряд ли поделят одну кость. Английская пословица. (Два медведя в одной берлоге не уживутся.)

3.Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин. Иранская пословица. (На безрыбье и рак - рыба.)

4.Тот не заблудится, кто спрашивает. Финская поеловица. (Язык до Киева доведет.)

5.Молчаливый рот - золотой рот. Немецкая пословица. ( Слово - серебро, молчание - золото.)

6.Разговорами риса не сваришь. Китайская пословица. (Соловья баснями не кормят.)

7.Ранняя птичка съедает червячка. Английская поеловица. (Кто рано встает, тому Бог подает.)

8.Пика не кладется в мешок. Польская пословица. (Шила в мешке не утаишь.)

9. Бежал от дождя, попал под ливень. Арабская пословица. (Из огня да в полымя.)

10. Не учи рыбу плавать. Английская пословица. (Не учи ученого.)

Четвёртый раунд - “Перевертыши”

На экране появляются пословицы в искажённой форме. Задание: узнать пословицы в этих фразах. За каждый правильный ответ – 3 балла.

1. Черт всем скажет, боров слопает. (Бог не выдаст, свинья не съест.)

2. Богатство - недостаток. (Бедность - не порок.)

3. Глупые ноги ругают к старости. (Умную голову почитают смолоду.)

4. Украденной кобыле под хвост заглядывают. (Дареному коню в зубы не смотрят.)

5. Великое безделье хуже крошечного бизнеса. (Маленькое дело лучше большого безделья.)

6. Чужие портки дальше от себя. (Своя рубашка ближе к телу.)

7. Брезгливость пропадает, когда голодают. (Аппетит приходит во время еды.)

8. Безделье неумеху не страшится. (Дело мастера боится.)

9. Стоячего колотят. (Лежачего не бьют.)

10. Умный умного не слышит близко. (Дурак дурака видит издалека.)

 Пятый раунд - “Подумай и ответь”

На экране появляются задания и несколько ответов к ним. Дети должны выбрать правильный ответ, за который получают 1 балл.

1. Завистливое око...

  • как рот широко;
  • как яма глубоко;
  • видит далеко;
  • с боку припека.

 2. Хлеб-соль кушай, а...

  • хозяина слушай;
  • никого не слушай;
  • не затыкай уши;
  • не бей баклуши.

3. И зрячий глаз, да...

  • ослеп враз;
  • не видит вас;
  • не у вас;
  • очки припас.

4. Свиная рожа...

  • на всех похожа;
  • везде вхожа;
  • всего дороже;
  • у него тоже.

5. У ленивой пряхи...

  • не бывают свахи;
  • все, как у неряхи;
  • “охи” да “ахи”;
  • и для себя нет рубахи.

6. Курица по зернышку клюет да...

  • на всех плюет;
  • яйцо несет;
  • сыто живет;
  • “куд-куда” орет.

7. Голодному Федоту...

  • пора на охоту;
  • не до работы;
  • лягушку из болота;
  • и репка в охоту.

8. Сказал бы словечко, да...

  • волк недалечко;
  • не мыто крылечко;
  • не топлена печка;
  • трепещет сердечко.

 9. Дурака учить...

  • в стену горох лепить;
  • решетом воду носить;
  • лаптем тесто месить;
  • самому дураком слыть.

10. Кабы знал, где упал...

  • тут бы сроду не ступал;
  • тут соломки подостлал;
  • тут перинки раскидал;
  • тут земельку бы вскопал.

  Шестой раунд“Юный художник”

Командам предлагается изобразить пословицу в виде рисунка, используя программу Power Point. Если пословица угадана, команда получает 3 балла. (Пословицы и поговорки, уже названные в предыдущих раундах, не засчитываются)

Рефлексия.

Каждому из присутствующих предлагается выразить свои чувства и мысли по поводу состоявшейся игры, употребив только одно предложение, желательно пословицу или поговорку.

Подведение итогов. Награждение.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса к русской речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие грамотной, точной, выразительной речи;
  • Обогащение внутреннего мира школьников;

Презентация