Урок-открытие по теме "-НН- в суффиксах причастий и -Н- в суффиксах прилагательных, образованных от глагола", 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

1. Опираясь на ранее полученные знания учащихся, их наблюдения, подойти к самостоятельной формулировке темы, определению типа урока и целеполаганию.

2. Через анализ и синтез опорных записей прийти к самостоятельному выводу о правописании -нн- и -н- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

3. Закрепить полученные знания через самостоятельно заполненную учащимися таблицу.

4. Отработать навык правописания -нн- и -н- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных через разные виды практической деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент

(Запись даты, где выполняется работа. Тема не записана).

II. Орфографическая пятиминутка в виде игры “Кто грамотнее?”

(На доске - схемы, составленные ребятами. Они отражают правило “-нн- и -н- в суффиксах прилагательных”).

- Какую орфограмму помогут нам повторить эти схемы?

- Все ли полно отражает правило?

- Какие из схем демонстрируют не только знание правила, но и творчество вашего одноклассника?

- Опираясь на схемы, расскажите о правописании -нн- и -н-в суффиксах прилагательных.

• Итак, “Кто грамотнее?” (2 человека у доски)

Песча..ый, гуси..ый, стекля..ый, полотня..ый, тума..ый, серебря..ый, стари..ый, ястреби..ый, соломе..ый, революцио..ый, пусты..ый, деревя..ый, ю..ый, румя..ый

Проверяем по вариантам:

1 в. – 1-го ученика

2 в. – 2-го ученика

- Есть ли ошибки?

- Есть ли недочёты в графическом обозначении?

- Какой навык вы закрепили при выполнении этой работы?

III. Формулируем тему. Ставим цели.

На доске таблица:

Причастия Прилагательные, образованные от глагола
-нн- -н-
1) сваренный картофель 1) вареный картофель
зав. слово

2) жаренная в масле рыба.

2) жареная рыба
3) решённый (сов. вид) пример 3) сушёный (несов. вид) гриб
4) маринованные грибы 4) нет суффиксов...
5) асфальтированный  

- Что общего между орфографической пятиминуткой и таблицей?

- Что отражает таблица?

- Сформулируйте тему урока.

- Какой тип урока приемлем?

На доске:

  • Урок-открытие
  • Урок-закрепление
  • Урок-практикум
  • Урок-зачёт

- Запишем тему (Урок – открытие...)

- Какие цели вы поставите перед собой?

IV. Делаем открытие.

• Обращаемся снова к таблице.

1. Проанализировав примеры слева, сделайте вывод о правописании

-нн- в суффиксах причастий. По ходу заполним таблицу.

2. Проанализировав примеры справа, сделайте вывод о правописании -н- в суффиксах отглагольных прилагательных. По ходу заполните таблицу.

-нн- в суффиксах причастий -н- в суффиксах отглагольных прилагательных
1. Есть приставка.

2. Есть зависимое слово.

3. Совершенный вид.

4. Есть –ова- (-ева-), (-ирова-).

1. Нет приставки.

2. Нет зависимого слова.

3. Несовершенный вид.

4. Нет –ова- (-ева-), (-ирова-).

3. В чем отличие отглагольных прилагательных от причастий?

4. Сверьте свои выводы с §139.

- Есть ли дополнения? (приставка не- роли не играет).

- Внесите дополнения в таблицу.

V. Закрепим правило.

Связный рассказ о правописании -нн- и -н-.

VI. Практическая работа.

1. На доске слова: варёный

  1. жареный
  2. вязаный
  3. груженый

- Отглагольные прилагательные или причастия перед вами? Докажите.

- Что общего в правописании этих слов?

- Что нужно сделать, чтобы написать в этих словах -нн-?

Задание на выбор. Подберите зависимое слово или приставку к данным словам. Запишите, графически выделяя орфограмму.

- Какие пункты правила мы закрепили?

2. Упр. 732 – по трём вариантам (устно).

- Какие навыки мы закрепили, выполняя это упражнение?

3. Реши орфографическую задачу. Помни о 3-ем и 4-ом пунктах правила!

Замасле...ый комбинезон, краше...ый пол, варё...ый в котелке картофель, асфалътарова...ое шоссе, решё...ая задача.

- В чём убедила нас эта работа?

4. Проверим свой словарный запас.

Игра “Кто больше?”.

Задание: Придумайте слова с суффиксами -ова- (-ева-), -ирова-.

-Л егко ли это сделать?

Используйте подсказку:

Слова в помощь:

  • вода - …
  • огурцы - …
  • класс - …
  • пехота - …
  • труд - …
  • дом, картина, церковь -

(варианты: вода – газированная, огурцы – маринованные, класс – организованный, пехота – моторизованная, труд – механизированный, дом, картина, церковь реставрированный)

- Одну или две -н- написали? Почему?

5. Объясни смысл пословицы, прокомментируй пропущенные орфограммы:

Заработа…ый ломоть лучше краде…ого каравая.

- Подберите синонимы к слову ломоть.

VII. Выводы по уроку. Рефлексия.

- Чему вы научились на этом уроке?

- Достигли вы своих целей?

- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

VIII. Домашнее задание.

Параграф 139 (“Теория”)

На выбор:

Упр. 726 (более простой вариант)

Упр. 724 (более сложный)

Сочинение-миниатюра по пословице “Заработанный ломоть...”.

 Используемые учебные пособия:

  1. Учебник “Практика” и “Теория” под. ред. В.В. Бабайцевой, М. “Просвещение”, 1995.