Основные направления формирования экологической культуры подростков

Разделы: Внеклассная работа


Понадобилось много лет, чтобы ликвидировать физическую безграмотность среди населения о природе электрического тока.

Сегодня уже мало кто сомневается в том, что наша жизнь напрямую зависит от условий среды, в которой мы проживаем. И если эта среда неблагоприятная, то негативные последствия данного влияния проявляются не моментально, как при действии электрическим током, а накапливаются в организме годами и проявляются в виде заболевания, как правило, тяжелого.

Вот почему мы остаемся порой равнодушны к предупреждению экологов и врачей, а когда осознаем серьезность положения, в которое попали, бывает уже поздно. Безразличие людей к своему здоровью проявляется в усердии, с которым жители городов и поселков осваивают земли вдоль автодорог под огороды, а ведь употребление картофеля, лука, моркови с этих участков приводит к возникновению онкозаболеваний или использование фтористой зубной пасты приводит к разрушению эмали зубов, так как вода, которую мы употребляем, имеет повышенное содержание фтора.

Целенаправленные работы в области экологического образования детей ведутся в нашей стране более  тридцати лет. Тем не менее пока трудно говорить о каком-либо улучшении состояния окружающей среды за такой срок – срок смены поколений.

Если в качестве критерия эффективности экологического образования рассматривать изменение экологической обстановки за это время, то придется констатировать несостоятельность усилий, затраченных на охрану природы педагогическими методами. Став еще одной школьной дисциплиной, экология, к сожалению, попала в разряд непристижных предметов – ведь экзамен по экологии при поступлении в вуз сдавать не надо, а практических навыков позволяющих облегчить и улучшить жизнь будущих выпускников, эта дисциплина в виде существующих учебников – не дает. Какой смысл тогда ее учить? Это только лишняя обуза. При таком подходе будет ли экологическое образование непрерывном или курс экологии будет введен, например, лишь в десятом классе – разницы нет. В любом случае толку от него будет не много.

Анализируя содержание и организацию экологического образования можно выделить следующие этапы:

  • в начале 1970-х годов оно в нашей стране рассматривалось только как просвещение, в то время как в ряде зарубежных стран уже поняли: необходимы решительные действия по охране природы, а экологическое образование должно быть  сориентировано на решение конкретных проблем;
  • во второй половине 80-х годов задача экологического образования в нашей стране стала пониматься как формирование экологической культуры, забота о защите природной среды, необходимой стала экологическая деятельность самих учащихся; (зеленые и голубые патрули, школьные лесничества).
  • в начале 90-х годов акценты расставлялись уже иначе, на первый план выдвинулось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышление;
  • в последние годы сложилась новая ситуация, связанная с появлением концепции, которая самым серьезным  образом повлияла на представление людей о дальнейшем пути развития цивилизации и которая непосредственно связана с идеями образования. Речь идет об  «устойчивом развитии».

В современных условиях необходим более широкий взгляд на экологию вообще и на экологическое образование в частности. Экология – это не только раздел биологии или географии. Экология – это не только некая самостоятельная наука. Экология сегодня – это новый методологический подход, который должен быть использован  во всех науках и должен пронизывать все школьное образование, а это требует смены многих стереотипов мышления во всем учебном процессе, во всех учебных предметах.  Здесь я говорю, прежде всего, об экологизации сознания учащихся начиная даже не с 1 класса, а с детского сада о формировании у них соответствующих мотивов поведения с учетом возрастных особенностей, тогда у них возникает внутренняя убежденность на проблемы спасения природной среды.

В структуре сознания человека выделяется, как известно, три основных компонента: совокупность его знаний о мире, видение самого себя в этом мире (самосознание), управление собственной деятельностью. Поэтому экологизация сознания требует экологизации всех трех компонентов сознания – экологизация знаний о мире, экологизация самосознания, экологизация деятельности.

И если на сегодняшний день в учебном процессе многопредметная модель экологического образования заменена однопредметной, то во внеклассной работе этот процесс носит хаотический характер.

В ситуации крушения былых идеалов в качестве  духовной опоры  личности начинают выступать те или иные религии – православие, ислам и т.п., которые уже давно родились в истории человечества.

Сегодня мы находимся  в поисках иного духовного стержня, который бы не разбивал человечество на касты, а дал бы каждому возможность ощутить единение со всем миром человеческим, выстраиваем систему идеалов, вокруг которых мог бы строиться процесс рождения картины мира в ходе образования.

Сегодня мы находимся в поисках иного духовного стержня, который бы не разбивал человечество на касты, а дал бы каждому возможность ощутить единение со всем миром человеческим, выстраиваем систему идеалов, вокруг которых мог бы строиться процесс рождения картины мира в ходе образования.

По нашему твердому убеждению духовным посохом человечества является формирование экологического мировоззрения.

Общественная детская организация «Зеленый мир» родилась на пустом месте, а как результат кропотливой совместной работы педагогических и ученических коллективов средней школы №7 и 20 г. Саранска по формированию патриотического экологически ориентированного мировоззрения у учащихся через учебную и внеурочную деятельность, направленную на комплексное решение экологических проблем и задач устойчивого развития Республики Мордовия.

Так в школах были разработаны и внедрены в практику концепции непрерывного экологического образования, которые позволяют готовить детей к реальной жизни с ее реальными и такими непростыми проблемами, среди которых все сильнее заявляет о себе проблема экологического кризиса, причем каждый идет своим путем не дублируя друг друга.

Благодаря своей активной , конструктивной деятельности ДЭО «Зеленый мир» стала первой общественной экологической организацией в республике, которая получила государственную поддержку от Министерства экологии и природопользования Республики Мордовия, Министерства образования Республики Мордовия, Государственного комитете по делам молодежи Республики Мордовия и Саранского городского управления образования.

ДЭО «Зеленый мир» насчитывает в своих  рядах более двух тысяч учащихся, студентов и учителей и имеет свои филиалы в школах города Саранска и республике, т.е. организация получила статус республиканской и была зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Мордовия как общественное объединение.

ДЭО «Зеленый мир» включает в себя три ступени, Первая ступень «Войди в зеленый мир» объединяет учащихся 1-4 классов, где отношение к живым природным объектам проходит через эмоциональную сферу.

Вторая ступень – «Познай зеленый мир» объединяет учащихся 5-8 классов, где проникновение в тайны природы происходит как через академические знания, так и в большей степени натуралистические умения во время практических занятий, экскурсий и экспедиций и оказание помощи Природе.

Третья ступень – «Сохрани зеленый мир» объединяет учащихся 9 -11 классов, где они активно занимаются природоохранной и исследовательской деятельностью, участвуют в различных акциях, научно – практических конференциях и партнерских встречах по обмену опытом. В прошлом  году по инициативе студентов зеленомировцев был организован МЭФ – молодежный экологический форум, где молодежь благодаря своей активной жизненной позиции участвуют в акциях по защите окружающей среды. Так логически завершилось построение структуры организации «Зеленого мира», с учетом непрерывности перехода с одной ступени на другую.

Оценить негативное воздействие на природу и организовать природоохранительную деятельность можно лишь основываясь на достоверных результатах исследований  и знаний процессов происходящих в биосфере. Вот почему развитие учебной исследовательской деятельности учащихся становится одной из приоритетных задач ДЭО «Зеленый мир».

ДЭО «Зеленый мир» - это массовая форма экологического образования, организующая и координирующая добровольную и внеурочную деятельность школьников, направлена на формирование у детей активной жизненной позиции.

В активе ДЭО «Зеленый мир» подготовка и проведение ежегодных республиканских экологических сборов «Сура» по исследовательскому проекту «Дерево Земли, на котором я живу», в которых принимает участие около 100 школьников. В этом году прошел 14 по счету экологический сбор. Как показал опыт, практически все победители районных, городских, а теперь уже российских и международных олимпиад, участники и призеры российских конкурсов были участниками этих сборов.

На сборах все исследования проводятся под руководством ученых биологического и географического факультетов Мордовского государственного университета  и учителей, имеющий опыт полевых исследований, прошедших стажировку в научных центра Обнинска, Пущино и в Московском центре «Экосистема». За это время выполнено более 70 исследовательских работ и некоторые из них были представлены на российских, региональных и республиканских конкурсах; научно – практических конференциях, где стали лауреатами и получили высокую оценку специалистов. Надо сказать и в этом году ДЭО «Зеленый мир» стала победителем престижных российских конкурсов «Человек на земле» имени Н.Моисеева и Международного детского экологического форума «Зеленая планета». Семь работ, которые были представлены на конкурс «Человек на Земле» награждены дипломом «Хранитель земли» высшей степени.

По инициативе ДЭО «Зеленый мир», при поддержке Министерства экологии и природопользования Республики Мордовия и Ученого Совета биологического факультета на базе биологической станции Мордовского госуниверситета, которая расположена на территории Симкинского природного парка устойчивого развития, создан учебно-целевой центр для учащихся республики, где есть все условия для учащихся республики, где есть все условия для проведения круглогодичных исследований в Природе.

Теперь такие же центры создаются в Мордовском государственном заповеднике имени П.Д.Смидовича и Национальном парке «Смольный».

Для сохранения биоразнообразия, исследовательской деятельности школьников, развития экологического просвещения и туризма в 2002 году Правительством Республики Мордовия детской  организации «Зеленый мир» выделено 1 тыс. гектаров лесных угодий в Б.Березняковском районе, для создания Симкинского природного парка устойчивого развития. И мы понимаем всю ответственность, которая возложены на нас, так как на этой территории обитают два вида, занесенных в международную Красную Книгу и являются объектами международной охраны – это Венерин башмачок и Русская выхухоль.

Ежегодно проводится республиканский конкурс исследовательских работ школьников по эколого-этнографическому проекту  «Дерево Земли, на котором я живу». А по его итогам научно практическая конференция, посвященная Международному Дню Земли. Популярность данного конкурса ежегодно растет, о чем говорит количество присланных работ. В этом году их поступило более 200. Хочется отметить стойкий интерес к этому конкурсу как у учащихся. Так и педагогов образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования Республики Мордовия. По итогам конференции в администрации города Саранска регулярно проводится встреча с главой города  по тем экологическим проблемам, которые были выявлены в ходе выполнения исследовательских работ.

Широкую известность получили природоохранные акции в защиту окружающей среды, в которых принимают участие и родители школьников.

Считаю, что ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в души детей любовь и заботу о Природе, а в их головы – экологического мировоззрение. Ребенок никогда не будет стремиться вернуть чистоту реке, если она не протекает через его сердце.