Внеурочная проектная деятельность в начальных классах

Разделы: Внеклассная работа


Основная идея: Развитие ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности.

  1. Любое знание человек должен прочувствовать, пережить.
  2. Путь ребенка к усвоению знаний лежит через удивление, фантазию, любознательность.
  3. Главным в работе ученика над проектом является ответ не только на вопрос “Зачем (почему) мы это делаем?”, но и “Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?”.

Проблема: Перед каждым учителем стоит задача создания развивающей образовательной среды.

Актуальность: Образование должно давать не только знания, но также важнейшие качества: самостоятельность, инициативность, активность, целеполагание, креативность. Умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.

Новизна: Новизна метода – в его прагматическом применении. Мотивируется интересом к конечному результату и возможностью выступления перед аудиторией.

Основная цель: Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.

Задачи:

  1. Воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях.
  2. Развитие поисково-исследовательских и коммуникативных умений и навыков сотрудничества, сплочение коллектива.
  3. Развитие умений работать с информацией формулировать проблемы и находить пути их решения.

Гипотеза: В результате активного использования метода проектов развивается способность к творчеству, мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.

Этапы проекта:

  1. Выбор темы и задачи проекта.
  2. Сбор сведений.
  3. Выбор проекта.
  4. Планирование проектной деятельности.
  5. Реализация проекта.
  6. Оценка и самооценка проекта.
  7. Презентация проекта.

Ожидаемый результат:

  1. Проект обеспечивает целостное восприятие окружающего мира.
  2. Дает толчок к самостоятельной деятельной деятельности ребят.
  3. Наглядно утверждает их личностный рост.
  4. Способствует сплочению классного коллектива.

Проект праздника “День варенья”

В 2002-2003 уч.г. в 4 “а” классе мы с детьми провели праздник “День варенья” по теме “Дикорастущие ягодные растения Якутии”, так как по программе предмета “Национальная культура” предусматриваются уроки здоровья.

Проблема: учащиеся начальных классов не понимают истинного значения дикорастущих ягодных растений.

Цель: Усвоение детьми названий дикорастущих ягодных растений (на русском и на якутском языках). Значение дикорастущих ягодных растений в жизни человека. Бережное отношение к природе.

Задачи:

  1. Работа с нужной литературой в школьной и сельской библиотеках;
  2. Развитие умения работать самостоятельно и в группе;
  3. Развитие творческой активности, усидчивости, сплоченности;
  4. Развитие умения выступать перед аудиторией.

Ожидаемый результат:

1) учащиеся приобретут:

  • первичные умения работы с литературой по теме;
  • более глубокие знания о дикорастущих ягодных растениях;
  • первые шаги выступления перед аудиторией;

2) повысится познавательный интерес, творческая активность;

3) повысится интерес к коллективной творческой деятельности.

Подготовительная работа:

  1. На уроках музыки разучивание песен “ Красная смородина”, “В лукошко”.
  2. На уроках трудового обучения изготовление головного убора для девочек – работа в паре (мальчик, девочка). Украшение – ягоды (по теме докладов).
  3. Во внеурочное время изготовление настольной игры “Угадай ягоду” (по морфологическому описанию).
  4. Подготовка к викторине.
  5. Составление плана докладов:
    1. название ягодного растения на русском и якутском языках;
    2. морфологическое описание;
    3. место произрастания;
    4. распространение;
    5. сроки и способы сбора;
    6. применение.

Содержание праздника

  1. Музыкальное приветствие (стихи, песни о ягодных растениях).
  2. Викторина
    • Назовите ягодные растения Якутии, Олекминского улуса. Названия ягод на русском и якутском языках.
    • Какие ягодные растения растут в тундре?
    • Витамина С в них больше, чем в смородине, в лимоне.
    • Какие витамины содержатся в ягодах?
    • При каких заболеваниях используются ягоды?
    • Что готовят, варят из ягод?
    • Какое значение имеют для обитателей леса?
    • Какие ягодные растения занесены в Красную книгу?
  3. Выступления учащихся с докладами – “Брусника”, “Голубика”, “Жимолость”, “Земляника”, “Клюква”, “Княженика”, “Малина”, “Смородина красная”, “Смородина черная”, “Черемуха”, “Черника”, “Шиповник”. (Выступают два ученика. Остальные на часах общения, на уроках природоведения).
  4. Игра “Угадай варенье”. На столе стоят банки с разными вареньями. Одному ученику завязывают глаза. Другой чайной ложкой дает пробовать, тот должен угадать по вкусу. Если ошибется 3 раза, его заменяет другой.
  5. Игра “Какое это ягодное растение?” (по морфологическому признаку, некоторые ягоды по русскому названию или по якутскому).
  6. Рефлексия
    • Почему вы выбрали эту тему?
    • Как улучшить проект и каковы направления для дальнейшего исследования?
    • Какие трудности вы испытывали?
    • Что понравилось? Не понравилось?

Проект праздника “12 месяцев”

2 “а” класс, 2004-2005 уч.г.

Проблема: Ученики 1, 2 классов часто путают, забывают названия и порядок месяцев.

Цель: Усвоение детьми названий (на русском и якутском языках) и порядок месяцевю выяснение отличительных природных явлений по временам года и по месяцам.

Задачи:

  1. Изучение литературы о явлениях природы.
  2. Работа с нужной литературой с библиотеках.
  3. Развитие наблюдательности пот отношению к окружающему миру.
  4. Развитие умения работать в группе.
  5. Способствовать развитию у детей творческой активности, сплоченности и яувства доброты.

Ожидаемый результат:

  1. Запоминание названий месяцев на русском и якутском языках.
  2. Выяснение отличительных природных явлений по временам года.
  3. Получение представления о выпуске стенгазет.
  4. Привитие чувства любви к своей Родине, бережное отношение к природе.

Подготовительная работа:

  1. Знакомство на уроках чтения с произведениями о природе русских и якутских поэтов, писателей.
  2. Классный час к 100-летию якутского поэта Серафима Романовича Кулачикова-Элляя.
  3. Экскурсии на природу осенью и зимой.
  4. Экскурсия на пекарню “Хлеб всему голова” – родитель Торговкина Екатерина Павловна.
  5. Участие на праздниках “Урожая” и Нового года.
  6. Организация выставок рисунков:
    1. “Золотая осень”;
    2. “Мин торобут дойдубар сырыттым…” по произведениям С.Р.Кулачикова-Элляя.
    3. “Зимняя ночь” по рассказу Семена Степановича Яковлева-Эрилик Эристиин.
  7. Выпуск стенгазет по временам года с помощью родителей:
    1. “Осень” – ответственный родитель Еремеева В.К.;
    2. “Зима” – ответственный родитель Нарахаева В.Ю.;
    3. “Весна” – ответственный родитель Антонова Д.В.;
    4. “Лето” – ответственный родитель Корнилова Е.И.;
  8. Работа в группах по месту жительства. Сбор материала детьми в школьной и сельской библиотеках.
  9. Изготовление костюмов или атрибутов “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”.
  10. Изготовление настольной игры – карты “Мой родной край – Республика Саха (Якутия)” – ответственный семья Антоновых.
  11. Изготовление детьми на уроках трудового обучения настольной игры “12 месяцев”.

Содержание праздника

  1. Парад костюмов (дети выходят в костюмах):
    • музыкальное приветствие (стихи, песни).
  2. Защита стенгазет по временам года: “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето” – выступления детей.
  3. Конкурсы:
    • викторина “Лучший знаток природных явлений по месяцам”;
    • лучший костюм;
    • лучший знаток загадок о природе.
  4. Подведение итогов праздника – премирование грамотами. Жюри – родители.
  5. Рефлексия.

Проект кружковой работы по оригами

Руководители – воспитатель детского сада “Кэскил” Соколова Марина Виссарионовна, Малышева Валентина Васильевна.

Сроки

2004-2005 уч.г. – 2 “а” класс.

2005-2006 уч.г. – 3 “а” класс.

Проблема: У половины учащихся класса наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, пространственной ориентации. В связи с чем у учащихся некрасивый почерк.

Тема: Оригами. Цветы.

Цель:

  1. Развитие у детей мелкой моторики, пространственного мышления.
  2. Развитие чувства прекрасного.

Задачи:

  1. Научить пользоваться международными условными знаками и приемами складывания:
    1. Термины, используемые в оригами;
    2. Базовые формы оригами (треугольник, конверт, двойной треугольник, рыба, двойной квадрат, бутон, птица);
    3. Изготовление цветов (луговые, подснежники, ирисы);
    4. Изготовление композиций “Луговые цветы”, “Подснежники”, “Ирисы”.
  2. В 2004-2005 уч.г. – изделия оригами плоские, в 2005-2006 уч.г. оригами объемные.
  3. Воспитание эстетического вкуса и чувства доброты – “Научись дарить подарки”.
  4. С помощью родителей искать информации о цветке ирисе.

Ожидаемый результат:

  1. Практические умения изготавливать своими руками поздравительные открытки, сувениры.
  2. Умения дарить подарки друзьям, родителям, учителям.
  3. Развитие чувства цвета, прекрасного.

Итого года:

  1. Проведено 7 занятий.
  2. Изготовлено 6 композиций “Цветы”: “Луговые цветы” – 2 шт., “Подснежники” – 2 шт., “Ирисы” – 2 шт.
  3. К 60-летию Победы поставили концерт для ветеранов тыла и инвалидов, проживающих в Токкинском приюте. Подарили 2 композиции цветов. Директор приюта Эверстова Н.Н. провела экскурсию по приюту. Поблагодарила детей.
  4. Композицию “Луговые цветы” подарили Токкинскому детскому саду “Кэскил”. Три композиции оставили для оформления класса.
  5. Собрали статьи о цветке Ирис.

Рефлексия:

  1. Чему научились по кружковой работе?
  2. Были ли достаточна полной проработка выбранной идеи?
  3. Предусматривает ли реализация проекта решение экономических и экологических проблем?
  4. Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начала разрабатывать этот проект?

Литература:

Тема: Дикорастущие ягодные растения

  1. А.А.Макаров. Лекарственные растения Якутии, Бичик, 2001.
  2. Тимофеев П.А., Иванова Е.И. Ягодные растения Якутии, Якутск, 1994.
  3. С.Р.Попов, А.С.Попова. Дикорастущие съедобные растения, Якутск, 1988.
  4. Лесная аптека. Составление Л.И.Барановой, В.А.Алексеева, Харьков, 1991.

Тема: 12 месяцев

  1. Л.Ю.Субботина. Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет, Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2001.
  2. Г.А.Кирова, Волшебный сундучок, для детей и родителей (стихотворения о месяцах, автор А.Кондратьев).
  3. Газета “Саха сирэ” (рубрика “Времена года”).
  4. Антология якутской поэзии.

Тема: Оригами

  1. Л.В.Иванова “Цветы оригами для любимой мамы”, Сталкер, 2005.
  2. Журнал “Крестьянка” № 3, 2004 г. Приложение “Усадьба”.