Программа курса по выбору для учащихся 9-го класса "Развивайте дар слова"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Программа курса по выбору “Развивайте дар слова” рассчитана на учащихся 9-х классов и составлена для традиционного предметного курса. Данная программа рассчитана на 12 часов. Курс по выбору должен вооружать учащихся умением правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Кроме того, курс “Развивайте дар слова” должен способствовать развитию интереса к литературному творчеству, развитию их литературно-творческих способностей. Данный курс опирается данные таких филологических дисциплин, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи, риторика.

В программу курса по выбору включены вопросы, связанные с формированием у учащихся определенных умений в области развития речи, так как важная задача курса – развить в детях “дар слова”. Для развития навыков связной речи необходимы практика, тренировочные упражнения.

Обучать сочинениям разных жанров – значит помочь овладеть учащимся литературным материалом посредством более сложных видов сочинения. Сочинения разных жанров заставляют учащихся выражать свое отношение к автору произведения, герою, проблеме, которую поднимает ученик, лишают их возможности превратить сочинение в пересказ произведения. Самое главное, учащиеся не смогут пользоваться готовыми сочинениями, которых в последнее время стали выпускать огромными тиражами многие издания, где во многих случаях остаются очень много ошибок и содержание сочинений не соответствует теме.

В соответствии с программой учащиеся должны научиться создавать письменные тексты разных типов, стилей и жанров речи; уметь адекватно передавать содержание текста, уметь выражать свои мысли.

Цели и задачи курса по выбору:

  • восполнение пробелов в знании учащихся;
  • дать возможность ученику проявить себя, добиться успеха;
  • развитие познавательного, творческого интереса учащихся к формированию умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Учащиеся должны уметь:

-создавать устные и письменные сочинения в разных жанрах;

-составлять тезисы, планы и конспекты;

-умело включать цитаты;

-обосновать свое мнение о произведениях и героях;

-составлять сочинения в разных жанрах.

Объем различных форм работы:

Всего занятий: 12 часов.

В том числе
лекции: 4 часа,
практические занятия: 7 часов.

Форма контроля: письменная работа (сочинение в указанных жанрах).

Содержание программы:

1. Вводное занятие - 1 час.

2. Тезис и конспект. Их отличие от плана – 1 час.

  • тезис;
  • конспект;
  • план конспекта.

3.Практикум по составлению тезисов и конспектов - 1 час.

4.Цитата. Цитирование - 1 час.

  • назначение цитат;
  • способы передачи чужого высказывания в письменной речи.
  • знаки препинания при цитировании.

5.Сочинения разных жанров. Репортаж - 1 час.

  • репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности;
  • методика обучения сочинению в жанре репортажа;
  • анализ текстов;
  • составление репортажа на заданную тему.

6.Практикум по написанию репортажа с осеннего кросса.

7.Интервью - 1 час.

  • интервью как разновидность газетных жанров;
  • методика обучения сочинению в жанре интервью;
  • анализ текстов;

8.Сочинение – интервью с победителем олимпиады – 1 час.

9.Реклама на книгу А.П.Чехова “Хамелеон”.

  • реклама как информация о свойствах товаров и создание им популярности;
  • методика обучения сочинению в жанре рекламы;
  • знакомство с памяткой для составления рекламы на книгу;
  • работа с дидактическим материалом;
  • знакомство с требованиями к рекламе.

10.Фельетон – 1 час.

  • фельетон как особенность сатирического жанра;
  • анализ фельетонов из газет из газет и журналов.

11.Практикум по составлению фельетона “Учебная неделя двоечника”.

12.Конкурс на лучшее сочинение – 2 часа.

Тема: Интервью.

Цель: Познакомить учащихся с новым газетным жанром – интервью;

Научить детей излагать материал в форме беседы;

Совершенствовать умения и навыки видеть, наблюдать, собирать материал для интервью, задавать вопросы, уметь заинтересовать слушателя; Воспитывать интерес к профессии журналиста.

Оборудование: Словари, газетные материалы.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Рапорт дежурного.

  1. Актуализация знаний учащихся:
    • какие газетные жанры вам знакомы?
    • расскажите о заметке;
    • с какой целью пишется репортаж?

II. Объяснение нового материала.

1. Словарная работа.

Интервью – предназначенная для печати беседа журналиста с человеком, дающим информацию.
Журналист – литературный работник, занимающийся журналистикой.
Корреспондент – автор корреспонденций в газете и в журнале.

2. Беседа с учащимися:

  • Знакомы ли вы с интервью?
  • Где и в каких условиях вы познакомились с интервью?

( Ответы учащихся).

3. Слово учителя:

  • Да, ребята, интервью – это совместное творчество журналиста и человека, дающего информацию. Им может быть не только политический, общественный деятель, но и ученый, руководитель хозяйства или предприятия, писатель, артист, спортсмен или какой- либо интересный человек.

4. Запись учащихся в форме тезисов лекции учителя.

Лекция учителя по плану:

  1. О целях написания интервью;
  2. Как готовиться к интервью?
  3. Виды интервью;
  4. Правила постановки вопросов

Цели написания интервью:

а) Сообщить читателю о задачах;
б) Рассказать о творческих успехах;
в) Информировать о предстоящем событии, которому заранее готовятся или сообщить подробности прошедшего события;
г) Разъяснить тот или иной факт, уже известный читателю.

Как готовиться к интервью:

а) знакомиться с литературой;
б) проконсультироваться у специалистов;
в) составить предварительный перечень вопросов;
г) определить, в каком виде нужно написать интервью.

Знакомство с видами интервью:

а) Интервью-монолог.
б) Интервью-диалог.
в) Коллективное интервью.
г) Интервью-зарисовки.
д) Интервью-анкета;
е) Самоинтервью.

Правила постановки вопросов:

а) В самом вопросе должен прозвучать элемент знания;
б) Прямо или косвенно выраженный интерес к личности, к человеку;
в) Создание психологически благоприятных условий для беседы;
г) Двусторонность общения; (умение не только спрашивать, говорить, но и слушать).
д) Ориентация разговора на тему, наиболее значимую.

III. Тренировочные упражнения.

Работа с текстом “Юные археологи на раскопках” (из пособия “Методические указания к факультативному курсу “Теория и практика сочинений разных жанров” Составители Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, “Просвещение”, 1977 год, стр. 58-59).

  • чтение статьи;
  • анализ содержания и композиции интервью, выявление языковых и стилистических особенностей жанра:
  • кто берет интервью?
  • с кем ведется беседа?
  • какова ее тема и цель?
  • в чем особенности данного интервью?
  • найдите элементы живой разговорной речи.
  • какова композиция интервью?

IV. Закрепление.

  1. Чтение тезисов лекции учителя.
  2. Составление предварительного перечня вопросов для интервью с победителем олимпиады.

V. Обобщение:

  • какие требования к интервью вы запомнили?
  • С какой целью берется интервью?
  • Какую подготовительную работу нужно вести для написания интервью?
  • Как готовиться к интервью?

Домашнее задание: подготовиться к сочинению- интервью с победителем олимпиады.

Приложение