Методическая разработка "Великому князю Александру Невскому, Россов усердному защитнику…"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: патриотическое воспитание школьников на героических примерах из истории своей родины.

Задачи:

  • Ориентирование учащихся на служение Отечеству, его защиту, привитие гордости за героическую историю Родины;
  • Распространение знаний об историческом событии, сыгравшем важную роль в истории государства;
  • Активизация творческих способностей учащихся;
  • Вовлечение в исследовательскую деятельность через изучение материалов для сценария;

Воспроизводимость: работа может быть использована в рамках классного часа, общешкольного мероприятия с разноуровневыми группами, мероприятия для социума, в котором находится школа.

Действующие лица и исполнители

  • Ведущий – учитель или старшеклассник
  • А.Невский – ученик старших или средних классов
  • Дружинник – ученик
  • Чтецы – учащиеся 7–11-х классов

Оформление зала и сцены

В центре на задней стене сцены портрет А.Невского. Слева – Колесо истории. Справа – экран. В зале – стенд “Дни воинской славы России”. Возможно организовать подготовку классных стенгазет и оформить зал.

Обеспечение

  • Мультимедийный проектор – 1 (или эпидиаскоп - 1).
  • Экран -1.
  • Киноаппарат “Радуга-2”.

“Начя же имя слыти великого князя по всем странам от моря Варяшского и до моря Понтеского, и даже и до Рима великого…” (Новгородская летопись)

Ведущий: У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив – чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги.

Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях.

Это – как звезды на историческом горизонте, освещающие весь дальнейший исторический путь народа.

1 чтец: (На экран проецируется карта “Русь в XIII веке. Борьба с иноземными захватчиками”)

XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси. С востока – татаро-монголы жгли и опустошали страну, с северо-запада угрожали шведские и немецкие рыцари. Перед Русью стояла задача удержать само свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу, по справедливости может называться истинным представителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославович Невский.

2 чтец: (На экране “А.Невский в детстве”)

-30 мая 1219 года жители Переяславля узнали радостную новость: у князя Ярослава Всеволодовича родился второй сын,названный при святом крещении Александром. Он воспитывал точно так же, как вообще воспитывались юные княжичи в древней Руси. С молодых лет учили грамоте, послушанию .Но на ряду с книжным обучением , разумеется , обращалось внимание и на физическое воспитание: верховая езда, стрельба из лука в цель, военные игры и упражнения. Старинная песня так гласит об этих занятиях:

“…Кто из вас горазд стрелять из луку из каленого,
Прострелить бы стрелочка каленая
По моему острею по ножовому ,
Чтобы прокатилася стрелочка каленая
На две стороны весом равна,
Ипопала бы в колечко серебряное…”

Сцена вызова Биргером князя Александра на битву.

Дружинник:

-Князь! От Биргера , предводителя шведов, послание:
“Выходи против меня , если можешь сопротивляться!
Я уже здесь и пленю твою землю!

На экране изображение молодого А.Невского.

Александр: Братья! Не в силах Бог, а в правде. Вспомнил слова псалмопевца: Сила в оружии, сила в конях  мы же во имя Господа Бога нашего призовем… Не убоимся множество ратных , яко с нами Бог”.

На экране изображение сцены “Битва со шведами”

4 чтец: Победа русских в 1240 году над шведами была столь неожиданна и решительна, что русские воины были уверены в помощи ангелов Хранителей. Но успех зависел от беззаветной удали и самоотверженной любви к Родине.

Ведущий: (Демонстрация изображения немецких рыцарей). В то время , когда Русь изнемогла в неравной борьбе с монголами, немецкие рыцари нанесли ей не менее жестокий удар с Запада. Особая опасность похода крестоносцев заключалась в том , что они, в отличии от кочевников, стремились не только к грабежам, но и колонизации захваченных земель, огнём и мечом несли новую веру, ассимилировали место население.

5 чтец: (Изображение князя Александра с дружинниками). Решающее сражение, получившее в истории название Ледового побоища, состоялось на льду Чудского озера 5 апреля 1242года. Русские войска под руководством Александра Невского нанесли сокрушительное поражение немецким крестоносцам , которые понесли невиданные для рыцарского войска по тому времени потери – 500 убитых и 50 раненых воинов.

6 чтец: (Демонстрация изображения А. Невского). Из глубины веков перед нами встаёт образ исторического героя в воображении поэта XIX века Майкова:

“…Его власы до стройный плеч,
Как прядь златая, упадали, Уста любовию дышали
И мудростью звучала речь.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истенный герой-
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв-отрадой был святой.
Всегда в сознанье долга строгом,
Он правду всей душою чтил-
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом…”

Демонстрация учебного кинофрагмента “Борьба русского народа против иноземных захватчиков в Xlll веке”, на основе художественного фильма “Александр Невский”.

Краткое содержание фильма: Характеристика сложившейся ситуации в первой половине Xlll века. Динамичные карты-схемы событий. Борьба со шведами, битва на Неве. Вторжение и зверства крестоносцев. Организация отпора и Ледового побоище. Заключительная речь Александра Невского.

7чтец:

Князь поскакал к прибрежным скалам,
На них вскарабкавшись с трудом,
Высокий выступ отыскал он,
Откуда видно все кругом.
И оглянулся. Где-то сзади,
Среди деревьев и камней,
Его полки стоят в засаде,
Держа на привязи коней.
А впереди , по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином-
Свиной железной головой.
Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
Как в бурю гневные барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.
В рубахах стиранных нательных,
Тулупы на землю швырнув,
Они бросались в бой смертельный,
Широко ворот распахнув.
Так легче бить врага с размаху,
А коли надо умирать,
Так лучше чистую рубаху
Своею кровью замарать.
Они с открытыми глазами
На немцев голой грудью шли,
До кости пальцы разрезая,
Склоняли копья до земли.
И там, где копья пригибались,
Они в отчаянной резне
Сквозь строй немецких прорубались
Плечом к плечу, спиной к спине.
Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно,
Следил за битвою с горы.
И только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты:
Гнедные кони горячились,
Из-под копыт вздымали прах,
Тела по снегу волочились,
Завязнув в узких стременах.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.
Одни лежали, захлебнувшись,
В кровавой ледяной воде,
Другие мчались прочь, пригнувшись,
Трусливо шпоря лошадей.
Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лед вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть на давал.
Брело под взглядами косыми
Немало пойманных господ,
Впервые пятками босыми
Прилежно шлепая об лед.
(К.Симонов “Ледовое побоище”)

Демонстрация карты-схемы битвы и репродукция миниатюр из летописей со сценами битвы

8 чтец: Эта победа показала жизнеспособность Руси, ее военную мощь, в главное, остановила движение немецких крестоносцев на Восток, создав тем самым благоприятные условия для будущего возрождения русских земель.

Ведущий: В 1263 году 14 ноября Александр Ярославович Невский умер. “Зашло солнце земли Русской”, – сказал на его отпевании митрополит Кирилл. Горе было поистине всенародным.

Величайший русский ученый и поэт 18 века М.В. Ломоносов оставил об Александре Невском такие слова, которые запечатлены на гробнице:

“… Великому князю
Александру Невскому,
Россов усердному защитнику…,
Укротившему варварство на востоке,
Низложившему зависть на западе…”

9 чтец: Благодарная Русь в честь признания заслуг князя Александра Невского через 117 лет после его смерти возвела Александра Невского в ранг святых. А в 1547 году митрополит Макарий предложил установить празднование святому блаженному князю Александру Невскому по всей России. Церковный собор принял и подтвердил это положение.

По приказу Петра 1 в начале ХУ111 века в Петербурге был построен Собор во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, куда были перенесены его мощи.

Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Орден Александра Невского, 1725г. Проецируется на экране.

Три русских монарха из династии Романовых были названы Александрами.

Историк Соловьёв в 1853 году написал в своей работе “История России”: “Соблюдение русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным лицом в нашей древней истории…”

Ведущий: (Орден Александра Невского образца 1942 года проецируется на экран.) В годы самой жестокой и трагической войны с немецко-фашистскими захватчиками в ХХ веке Советское правительство в знак признания величайших заслуг князя Александра учредило “Орден Александра Невского” 29 июня 1942 года. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм.

10 чтец:

Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять!

За боевые подвиги в годы Великой Отечественной войны с фашистами тысячи воинов были награждены орденом А. Невского. Среди героев- имена 131-го нашего земляка, жители Омской области, с беззаветной храбростью и мужеством, защищавших свою Родину, свой родной край.

11 чтец: В 1995 году в нашей стране Государственной Думой был принят закон “О днях воинской славы России”: “Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского Государства.

Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почёт и уважение современников и благодарную память потомков.

Статья 1. Дни воинской славы России. В Российской Федерации устанавливаются следующие дни воинской славы Славы России: 18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского. Москва. Кремль. 13 марта 1995 года.

На экран проецируется репродукция триптиха П. Д. Корина с изображением Александра Невского.

Ведущий: Знаменитое выражение Александра Невского “Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений. На это нацелена государственная политика и России XXI века, России – в которой нам жить!

Литература

  1. “Военные знания”, №9, 1989, М., “ДОСААФ”, 1989
  2. “Российская газета”, №52, 15 март, 1995
  3. Ворожейкина Н.И. “Атлас отечественной истории. 5 класс”, М., 1995г.
  4. Голицын С.М. “Сказания о земле Русской”, М., “Знание о земле Русской”, М., “Знание”, 1994
  5. Головин Н.Н. Моя первая русская история. М., “Терра”, 1993
  6. Елманова Н.С., Е.М. Савичева “Энциклопедический словарь юного историка”, М., “Педагогика ПРЕСС”, 1994г.
  7. Исмаилова С.Г. Энциклопедия для детей. Том 1. М. “Аванта+”, 1996
  8. Потапчук И.Чтение по русской истории. Часть 1. Тула, “Пересвет”, 1995
  9. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. Тетрадь творческих заданий. 3 класс. М., “Дрофа”, 1996
  10. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России. 10 класс. М., “Просвещение”, 2005
  11. Седых Н.Т. “Календарь воина”, М., “Воениздат”, 1983г.
  12. Солдаты победы. Т.8, Омск, 2003
  13. Тетушкина Л. По ступеням воспитания патриотов. // “ОБЖ”, №1, 2007
  14. Хитров Н. Святой благоверный великий князь А.Я.Невский. М., “Типография Сытина”, 1883
  15. Шестаков А.В. “История СССР в художественно-исторических образах”, М., “Просвещение”, 1985г.