Организация социального партнерства учреждениями дополнительного образования

Разделы: Администрирование школы


Образовательное учреждение, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние. Учреждение дополнительного образования детей может оказать достаточно заметное встречное влияние на ситуацию в своей ближайшей среде. Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательного учреждения, важное место занимают социальные партнеры. Сейчас наступил такой момент, когда об образовании (в том числе и дополнительном) говорят как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как конкурентоспособность, образовательная услуга, сегмент рынка, маркетинговые исследования, социальное /образовательное /партнерство, франчайзинг. Новые социально-экономические условия в нашей стране требуют и новых форм управления, координации, сотрудничества. Все попытки решить проблемы дополнительного образования в современных условиях только за счет заботы государства не могут быть успешными. Неотрегулированный механизм перехода на нормативно – подушевое финансирование, переход с 2006г. на региональный бюджет, увеличение % платных образовательных услуг – все ставит вопрос о поиске дополнительных ресурсов совершенствования управленческой деятельности. По нашему мнению, одно из перспективных направлений в сложившейся ситуации – взаимодействие с социальными партнерами.

Перенос в сферу управления образованием теории и практики управления бизнесом заставил нас обратить внимание на такое понятие как стратегическое партнерство, изучить сущность и формы партнерства организаций, этапы построения и принципы партнерства в экономике, обратив особое внимание на стратегическое партнерство с потребителями (система CRM). На наш взгляд, определение своего круга социальных партнеров и путей сотрудничества с ними можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. Для этого необходимо использовать предшествующий опыт, постоянно вести поиски новых форм сотрудничества, производить тщательный анализ и отбор наиболее полезных и эффективных связей.

Проблема определения механизма взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой встает сегодня перед каждым руководителем и педагогическим коллективом. Особенно остро она ощущается в дополнительном образовании, т.к. от ее решения зависит финансовое обеспечение учреждения, его жизнеспособность и конкурентоспособность на современном рынке образовательных услуг.

Для того чтобы социальное партнерство можно было расценивать и использовать как оригинальный ресурс в работе руководителя учреждения дополнительного образования, нам потребовалось:

  • разобраться, в какой степени возможен перенос в сферу управления образованием теории практики управления бизнесом или технологий, этапов построения принципов партнерства в экономике;
  • уточнить теоретически и сформулировать понятие “социальное партнерство” применительно к дополнительному образованию.

По нашему мнению, руководитель ОУ должен иметь четкое представление о технологиях взаимосвязи учреждения с окружающей его средой, о роли и месте всех участников образовательного процесса в создании новых форм социального партнерства.

Разработка модели механизма взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой, создание новых форм социального партнерства для учреждения дополнительного образования:

  • улучшит качество управленческой деятельности администрации центра;
  • будет способствовать подготовке учреждения к переходу на государственно-общественную форму управления образованием;
  • обеспечит конкурентоспособность учреждения на рынке образовательных услуг за счет преобразования трех средств системы управления: кадров, финансов, информации;
  • поможет смягчить социальные последствия проводимых реформ в образовании.

На первом этапе (2003/2004 уч. год) осуществлялся анализ состояния проблемы в теории и практике, изучено состояние проблемы в теории и практике управления школой, определен категориальный аппарат.

На втором этапе (2004/2005 уч. год) осуществлялась разработка теоретической модели современного механизма взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой, создание новых форм социального партнерства для учреждения дополнительного образования

На третьем этапе (2005/2006 уч. год) осуществлен поисковый этап эксперимента, проведены анализ, обобщение результатов с целью определения эффективности предложенной модели.

Новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что

  • современный механизм взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой, создание новых форм социального партнерства для учреждения дополнительного образования рассматривается как самостоятельный, оригинальный фактор управления в руках руководителя ОУ;
  • сделана попытка творческого заимствования понятия “социальное партнерство” из области управления бизнесом применительно к управлению образовательным учреждением (учреждением дополнительного образования);
  • сконструирован и описан опыт использования в управлении МОУ ДОД “ЦДОД” ЗАТО г. Снежногорск современный механизм взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой, создание новых форм социального партнерства для учреждения дополнительного образования;
  • работа находится на стыке традиционной науки об управлении образовательным учреждением и современных областей знаний: социологии, маркетинга, менеджмента и др., использует межпредметные подходы и связи для разработки инновационных аспектов управления учреждением дополнительного образования.

Материалы могут быть использованы в реальной практике управления учреждением не только дополнительного образования. Возможно продолжение исследования с целью организации международного сотрудничества и форм общественно-государственного управления: управляющих и попечительских советов.

Анализ первоначального состояния социального партнерства МОУ ДОД “Центр дополнительного образования для детей” ЗАТО Снежногорск проводился с помощью нескольких методик:

  • элементы методики STEP и SWOT- анализов (факторы конкурентоспособности) Международного института развития менеджмента ;
  • методика управления экспериментом на основе отрицательной обратной связи ;
  • методика оценки образовательных результатов А.П. Тряпициной ;
  • методика определения критериев и процедуры экспертной оценки новшеств О.Г.Хомерики, д.пс.н.В.С. Лазарева;
  • методика д.п.н., проф. Безруковой В.С. по оценке значимости исследовательских проблем;

Формы сбора и оценки информации:

  1. Опрос (анкетирование, интервью).
  2. Изучение документов.

1.Педагогам, родителям и обучающимся было предложено определить степень значимости сотрудничества “ЦДОД” с учреждениями и организациями города, назвать тех партнеров, с которыми важно сотрудничать для повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Для этого был составлен список учреждений и организаций и каждому участнику образовательного процесса предстояло оценить в баллах (от 1 до 15) “вес” каждого пункта анкеты и внести в нее свои предложения. В данный список вошли имеющиеся в ЗАТО г. Снежногорск предприятия и организации так или иначе связанные с системой образования. В результате данного исследования были ранжированы все составляющие по убыванию баллов. Представителям других организаций и учреждений города было предложено сформулировать те направления деятельности, по которым сотрудничество с “ЦДОД” наиболее привлекательно для них.

2.Сотрудникам АУП было предложено провести оценку условий реализуемости новшества – поиска новых форм и механизмов осуществления социального партнерства. Наряду с этим проведены элементы СТЭП – и СВОТ – анализа.

В результате обработки и анализа собранной информации получены следующие выводы:

  • При оценке в баллах степени значимости сотрудничества с партнерами выявилось противоречие между имеющимся положением и представлениями о желательных партнерах. Причем, взгляды обучающихся, родителей и сотрудников “ЦДОД”, партнеров часто не совпадают. Результаты отражены в таблицах:
Количество опрошенных

% от общего количества

Приоритеты для социального партнерства

обучающиеся    
564 80,6 Интересные программы, Возможность пополнения портфолио Подготовка к ЕГЭ и поступлению в ВУЗ Возможность принять участие в очных мероприятиях (выехать из города)

Проведение культурно-образовательных мероприятий

Возможность использования информационных технологий в обучении

Родители 543 77,6 Подготовка к школе, ЕГЭ и поступлению в ВУЗ (углубленное изучение предметов) Возможность бесплатного обучения
Педагоги ЦДОД    
23 100 Возможность повышения квалификации Материальное благополучие Совместные проекты
партнеры Муниципальный уровень  
10 100 Подготовка к ЕГЭ Совместные проекты Проведение культурно-образовательных мероприятий Организация предпрофильной, профильной и профессиональной подготовки Профессиональная ориентация учащихся
  • Учреждение имеет хорошую общую оценку привлекательности новшества. Она получена исходя из оценок актуальности, потенциальной полезности, реализуемости и контролируемости. Но в роли ограничителей выступили: кадровые, нормативно-правовые возможности, психологическая готовность коллектива.
  • Элементы СТЭП – и СВОТ – анализа показали, что социальные , экономические и политические факторы таковы, что для плавного, а не “шокового” перехода на новые условия финансирования учреждений дополнительного образования необходимо увеличить количество потенциальных партнеров на различных уровнях . Определены :
  • Сильные стороны (расположение в центре города, бренд “Золотой росток”, опыт партнерства с 1998 года, МТБ, способствующая франчайзингу).
  • Слабости (кадры, нормативно- правовое обеспечение, ЗАТО).
  • Возможности (финансовая стабильность, развитие м/н партнерства, повышение конкурентоспособности, сохранность контингента, развитие МТБ, повышение квалификации педагогов и др.).
  • Угрозы (сокращение штатных единиц, переход на платное образование, снижение привлекательности для партнеров, борьба за сохранность контингента, спад конкурентоспособности).

Конкурентные преимущества учреждения дополнительного образования и противоречия, возникающие при организации социального партнерства в МОУ ДОД “Центр дополнительного образования для детей”.

Анализ современного состояния использования собственного механизма и форм социального партнерства в управлении МОУ ДОД “Центр дополнительного образования для детей” ЗАТО Снежногорск позволил определить его основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:

  • “ЦДОД” имеет теплое, хорошо отремонтированное здание, находящееся в центре города, с благоустроенной прилегающее территорией;
  • В “ЦДОД” работает молодой квалифицированный коллектив педагогов, стремящихся к саморазвитию (80% педколлектива имеет 1 и высшую квалификационную категорию);
  • Наличие современной МТБ: 2 компьютерных класса , 2 учебные мастерские, библиотека, изостудия, музыкальный зал, выход в Интернет);
  • “ЦДОД” – Координационный центр 2 программ: Национальной образовательной программы “Интеллектуально- творческий потенциал России” (г. Обнинск) и Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников “Шаг в будущее” (г Москва);
  • На базе “ЦДОД” работают представительства ПетрГУ (г.Апатиты), СГУ (г.Москва);
  • Вся учебно – исследовательская деятельность сосредоточена в “ЦДОД”- городской Координационный совет, Конференция “Золотой росток”;
  • Осуществление образовательного франчайзинга: МАДО, ЗФТШ при МФТИ, Работландский Сетевой Университет,
  • Звание “Учреждение – интеллектуальный лидер”, Лауреат Премии им. П.Стеблина в номинации “Лучшее образовательное учреждение-2005г.”.

Вместе с тем выявлены определенные противоречия в процессе организации механизма и новых форм социального партнерства, на разрешение которых должна быть направлена программа управленческой деятельности по оптимизации использования методов и инструментов социального партнерства в управлении учреждением дополнительного образования.

Это противоречия:

  • между необходимостью решать сложные нестандартные задачи из области образовательного маркетинга и присутствующей в управленческом и педагогическом труде тенденций к шаблонным действиям;
  • между естественным желанием руководителя иметь дополнительные ресурсы управления и недооценкой роли фактора социального партнерства в системе управления учреждением дополнительного образования детей;
  • между пониманием детским и взрослым коллективами актуальности введения новых форм взаимодействия с социальными партнерами и трудностями в определении механизма введения этих форм;
  • между ожиданием быстрой результативности вводимых новшеств и несоответствием реальных результатов этим ожиданиям.

Управление механизмом образовательного партнерства МОУ ДОД “ЦДОД”

При планировании работы по созданию рабочей модели механизма образовательного партнерства в учреждении дополнительного образования мы опирались на данные, полученные в ходе вышеизложенного исследования, а также использовали методические рекомендации по организации стратегического/социального/ партнерства. Была создана рабочая группа по разработке модели, которая определила, что:

Главная цель модели – это определение этапов, приоритетных направлений действий на каждом этапе по организации социального /образовательного /партнерства.

Выделенные выше противоречия позволяют нам вносить в нее необходимые корректировки, а проведенные теоретические изыскания дают возможность назвать основные способы реализации.

Мы пришли к выводу, что модель может иметь ряд составляющих, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции:

Мы сочли приемлемой модель механизма организации образовательного партнерства в ОУ:

  1. Организация переговорного процесса между сторонами – партнерами.
  2. Организация процедуры выявления и согласования позиций (создание рабочих групп).
  3. Организация экспертной оценки и определение направлений совместной деятельности.
  4. Организация подписания договора сотрудничества.

Так, на этапе экспертной работы определились направления совместной деятельности ОУ (5 образовательных школ, МУК, ДДТ, ЦГПВМ, ИМЦ, ДМШ и др.):

  1. Коррекция образовательных программ дополнительного образования.
  2. Организация взаимодействия на уровне педагогов (консультативно-методическая помощь (обучение, мастер-классы, совместные культурно-образовательные мероприятия, конкурсы, конференции, сессии, семинары, консультации).
  3. Организация взаимодействия на уровне обучающихся (экскурсии, совместные занятия, участие в выставках, фестивалях, КТД, совместные проекты.)
  4. Организация информирования о деятельности субъектов партнерства (совместные семинары; круглые столы; конференции; совещания, освещение в СМИ).

Вышеназванные направления деятельности могут лечь в основу программы совместной деятельности учреждений с последовательным планированием работы.

Для полноты представления о необходимых условиях развития партнерства были выделены субъектные позиции управления, которые позволяют выстраивать партнерские отношения. Так, общее руководство ходом реализации программы образовательного партнерства, определяющим отношения всех субъектов, является координатор проекта (заместитель директора по учебно-методической работе или заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Координатор проекта: координирует деятельность педагогов дополнительного образования; организует контроль над выполнением образовательных программ; содействует повышению профессионального мастерства педагогов; организует общий контроль.

Оперативное руководство осуществляет руководящая группа. В ее состав входят представители методической службы “ЦДОД”, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, представители ОУ.

Позитивные результаты взаимодействия системы дополнительного образования и ОУ не вызывают сомнений и подтверждены практикой: рост удовлетворенности детей и родителей, расширение образовательного пространства ЦДОД, возможности для установления партнерских отношений с другими учреждениями.

Главным результатом является разработка и реализация совместных проектов:

  • конкурс профессионального мастерства (парикмахер, маникюрша) “Красота без границ” – совместный проект педагогов профессиональной подготовки,
  • “Новогодние истории” – совместный проект объединений художественно-прикладного творчества;
  • “Золотой росток” – межгородская конференция учебно-исследовательских и творческих работ молодежи и школьников (принимают участие города-ЗАТО);
  • “Выставка образовательных услуг” – городская ярмарка образовательных предложений/услуг/.
  • “Сквер счастливых событий” – экологическая акция для жителей города;
  • Тестирование выпускников школ города по программе “Тест.6.0.”
  • Участие в очных мероприятиях организаций-партнеров.

Апробировав данную модель организации образовательного партнерства, мы установили партнерские отношения на 3 уровнях:

Однако все это не означает, что процесс близок к завершению. Предстоит осваивать инновационные технологии, предусматривать организацию обучения и практики для различных творческих групп педагогов и т.д. Все эти аспекты требуют дальнейшего углубленного теоретического обоснования и практического решения. Также требуют разработки критерии эффективности социального партнерства.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях рыночной экономики для повышения конкурентоспособности любое учреждение дополнительного образования заинтересовано в эффективности и плодовитости сотрудничества с социальными партнерами.

Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как:

  • партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
  • партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
  • партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

В руках администрации учреждения дополнительного образования механизм организации социального партнерства может стать действенным инструментом, источником дополнительных ресурсов управления, если руководитель, используя межпредметные подходы и связи, сможет воспользоваться теорией и практикой современных областей знаний (социологии, маркетинга, менеджмента, экономики и др.) для построения модели организации социального партнерства собственного учреждения. Главная цель управления знаниями – создание новых и более мощных конкурентных преимуществ.

Управление организацией социального партнерства в УДО – процесс многофакторный, специально спроектированный, развивающийся по определенным законам и технологиям. На наш взгляд, современным элементом в управлении ОУ является использование СВОТ- нализа и индивидуального макретинга, а из новых форм социального партнерства – использование образовательного франчайзинга.

Главным субъектом организации социального партнерства всегда выступает ОУ, а объектом могут выступать разные группы социальных партнеров.

Механизмом образовательного партнерства выступает совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон:

  1. Переговорный процесс между сторонами – партнерами.
  2. Процедуры (технологии) выявления и согласования позиций партнеров (создание рабочих групп).
  3. Экспертная работа по анализу, экспертной оценке и определению направлений совместной деятельности.
  4. Создание нормативных документов.

Для руководителя учреждения дополнительного образования важно оценивать эффективность организации социального партнерства с позиции современной теории управления образовательной системой по конечным результатам.

Полученные в ходе работы результаты могут быть использованы в реальной практике управления учреждением дополнительного образования, но с учетом уже имеющихся своих технологий организации социального партнерства. Таким образом, правильно организованное социальное партнерство обеспечит ОУ конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, поможет смягчить социальные последствия проводимых реформ в образовании, улучшит качество управленческой деятельности администрации МОУ ДОД “ЦДОД”.