Урок объяснения новой темы в 5-м классе "Падежи"

Разделы: Русский язык


Цели:

1. Углубить знания о падежах

2. Формировать навыки частичного морфологического разбора имени существительного, работы с энциклопедиями, составления кластеров, орфографические и пунктуационные. Развивать речь

3. Воспитать чувство любви к малой родине

Словарь

КАРСТ, –а, м. (спец.). Состояние земной поверхности в областях, почва которых образована из растворимых природными водами осадочных крупнозернистых пород. прил. карстовый, –ая, –ое. Карстовые явления (образование подземных пещер, воронок, котловин, провалов, рек и озёр). Карстовая пещера.

ПЛАТО, нескл., ср. Равнина, лежащая сравнительно высоко над уровнем моря и отделённая от соседней местности крутыми склонами, уступами. Высокогорное п.

ВЯЗКИЙ, –ая, –ое; –зок, –зка и –зка, –зко; вязче.

1. Тягучий, клейкий. Вязкое вещество.

2. Липкий, засасывающий, топкий. Вязкая грязь. Вязкое болото. На глинистой дороге вязко (в знач. сказ.).

сущ. вязкость, –и, ж.

РЕКРЕАЦИЯ, –и, ж.

1. Отдых, восстановление сил после труда (спец.).

2. В учебных заведениях: зал для отдыха учащихся (разг.). прил. рекреационный, –ая, –ое. Р. лес (предназначенный для отдыха, восстановления сил). Р. зал (в учебном заведении; устар.).

СХПК – сельскохозяйственный производственный кооператив

ПОБОРОТЬ, –орю, –орешь; сов.

1. кого (что). Одержать верх над кем–н. П. соперника.

2. перен., что. То же, что преодолеть. П. в себе чувство страха.

1. Подготовка к восприятию

1) Игра “Поле чудес”

Мы живем в прекрасной местности. Одна из достопримечательностей нашего края -

         

2) Кластер к слову “ОЗЕРО” (подбираем существительные)

3) Определяем склонение написанных существительных

2. Объяснение новой темы

1) Рассмотрение таблицы

3. Таблица “Падежи”

Падежи   Вопросы Значения и синтаксические функции
Именительный Есть Кто? Что? Падеж главного члена предложения
Родительный Нет Кого? Чего? Падеж определения и границ перемещения в пространстве
Дательный Даю Кому? Чему? Падеж косвенного дополнения, функция адресата
Винительный Вижу Кого? Что? Падеж прямого дополнения, функция объекта
Творительный Творю

Буду

Кем? Чем? Падеж орудия или способа действия, а также времени, пространства, сравнения
Предложный Думаю О ком? О чем? Падеж нахождения в пространстве и во времени, а также падеж изъяснения

4. Слайд-шоу (Компьютер)

1) Просклонять 5 существительных из текста ОЗЕРО БЕЛОЕ в Краткой энциклопедии “Яльчикский район” (стр. 116)

Физкультминутка

2) Из истории происхождения названий падежей

Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Это значит, слова, употребляясь в речи, “падают” той или иной формой. Названия русских падежей(кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный – имя предмета – начальная форма наименования. Родительный буквально означает “полученный с рождения”. Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо. Являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры). Дательный от слова “дать”, так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку). Не теряйтесь, начинающие грамотеи, если встретите в предложении существительное мужского, … рода, отвечающее на вопрос что? Если не будете знать, какой это падеж – именительный или винительный, - подставьте существительное женского рода (я вижу дом – именительный или винительный? Я вижу маму, книгу – винительный) Творительный – связан с глаголом “творить” и означает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж так назван Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным)

4. Закрепление изученного

2) Определить падеж существительных в тексте

Наше Белое Озеро расположено между двумя деревнями. Оно - любимое место отдыха наших односельчан. Летом у озера можно встретить и детей, и взрослых. Жители деревень любят в нем купаться. В нашем озере обитают пескарь, карп и другие рыбы.

3)

Ленительный падеж
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина,
Пусть им сперва ученые
Изменят имена,
Ведь я падеж Творительный
Нарочно не учу:
Трудиться, а тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учит урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит,
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец,
Простительный!
(Г.Граубин)

4. Диктант

Я давно мечтал сходить на рыбалку, но все не мог решиться рано встать. Наконец удалось побороть сон. И вот ранним утром иду к озеру. Солнце едва поднимаемся над горизонтом. Утро тихое и прохладное. В такое утро должно хорошо клевать. Я надеюсь на богатый улов – иначе зачем так рано вставать.…

Вывод

1) Давным-давно все школьники
Падежи знают назубок.

2) Мы гордимся нашим БЕЛЫМ ОЗЕРОМ

 Д\з Выучить падежи, их вопросы

Определить падежи существительных из диктанта и написать продолжение

Начать работу над проектом “ОЗЕРО БЕЛОЕ - ГОРДОСТЬ НАШЕЙ ДЕРЕВНИ”

(темы могут быть разные:

  • Рыбы,
  • История озеленения,
  • Прибрежная растительность,
  • Озеро Белое – памятник природы,
  • Птицы охранной зоны,
  • Озеро Белое – место отдыха)