Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Авторская программа "Берег"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Клиническая и медицинская психология обозначает девиантное поведение как поступки, которые противоречат принятым в обществе нормам. Каковы эти поступки? Это – грубость, неподчинение общим правилам поведения, вызывающе раскованное отношение к другим членам общества. Причины такого поведения могут быть самые разнообразные. Сегодня, в условиях стремительно меняющейся картины мира, в условиях обилия потока информации, причем далеко не позитивной, на неокрепший ум подростка начинается так называемая реакция отторжения, когда ребенок, не в силах вынести тяжесть этого груза, попросту «сбегает» от проблем, от общества, даже от близких ему людей. Мы убеждены, что для того, чтобы окончательно не «потерять» подростка, единственный приемлемый путь – создать в учебном заведении атмосферу дружбы, любви и взаимопомощи. Как ни тривиально это звучит, но именно такого отношения не хватает подчас ученику, чтобы не скатиться в омут дебоширства, алкоголизма и наркомании, что педагоги и психологи называют поэтичным словом «девиантное» поведение.

Программа «Берег» призвана воспитать у учащихся основы морального поведения, веру в собственные силы и, что немаловажно, умение вовремя сказать как «да», так «нет».

Данная программа должна помочь детям найти свое место в ученическом сообществе, не стать изгоем и не уйти в оппозицию к обществу.

Методологическими ориентирами в построений данной программы стали такие подходы, как системный, деятельностный, культурологический, аксиологический, личностный.

Программа рассчитана на учащихся средних классов (5–9-й классы), так как, по нашему глубокому убеждению, именно в средних классах, в процессе становления ребенка как человека, велика опасность «утраты» учащихся как социально адаптированной личности.

Ведущие идеи программы «Берег»:

  • Приоритетом программы является воспитание нравственных ценностей как ядра личности.
  • Гуманистическая направленность – основа воспитания и профилактики девиантного поведения.
  • Отношение к ученику как к взрослому «пронизывает» всю деятельность классного руководителя.

Цели и задачи программы:

  • воспитание нравственных ценностей учащихся на основе их ознакомления с правилами нравственного поведения, анализом нравственных ситуаций;
  • профилактика девиантных и аддикативных форм поведения путем раскрытия перед учащимися всей глубины асоциальности этих явлений;
  • формирование нравственной среды воспитания, где было бы комфортно каждому учащемуся.

Программа «Берег» состоит из введения и 5 крупных тем (блоков):

  • «Кто, я?»
  • «Мой выбор».
  • «Умей всем страхам в глаза рассмеяться».
  • «Я – гражданин».
  • «Родительский дом».

Методы и формы работы:

  • беседа;
  • ролевая игра;
  • тренинг;
  • дискуссия;
  • методы самовыражения (в рисунках, в создании образов).

Содержание программы «Берег»

Название блока Задачи блока Формы взаимодействия
1 Кто я?
– «Давайте познакомимся» (5-й кл.)
– «Познай себя» (6-й кл.)
– «Мой идеал» (7-й кл.)
– «Как жить в ладу с собой и миром» (8-й кл.)
– «Кто я?»
Помощь учащимся в осознании личностной значимости собственного «я». Показать величие человека как существа мыслящего, творческого, нравственного. Вскрытие основных противоречий, окружающих человека: жизнь-смерть, добро-зло, истинное-ложное, умный-глупый, прекрасное-безобразное. Разрешение нравственных проблем – Практикум-тестирование;
– ролевые игры;
– беседа-экспромт;
– конкурс;
– нравственный диктант и его обсуждение;
– инсценировка пословицы
2 Мой выбор.
– История этикета (5-й кл.)
– Визитная карточка человека (6-й кл.)
– Что такое хорошо и что такое плохо? (7-й кл.)
– Правила доверия (8-й кл.)
– Направо пойдешь... налево пойдешь? (9-й кл.)
Объяснение учащимся категорий добра и зла, милосердия. Беседа о вредных привычках, безнравственном поведении. Предотвращение негативных явлений. Воспитание толерантности, помощь учащимся в определении цели в жизни – Этико-психологический тренинг;
– ситуации выбора;
– классный час-размышление;
– работа с тетрадью «Доверие»;
– психологические упражнения
3 Умей всем страхам в лицо рассмеяться.
– Что такое наркомания (5-й кл.)
– Алкоголик – тоже человек? (6-й кл.)
– Бойтесь... улицы? (7-й кл.)
– Что такое насилие? (8-й кл.)
– Я и одиночество (9-й кл.)
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам, стремления к здоровому образу жизни, к этичному отношению к другим людям. Привитие умения сказать «нет» – Беседа;
– психологический практикум;
– просмотр кинофильма;
– ситуация выбора;
– суд
4 Я – гражданин.
– Что такое дружба? (5-й кл.)
– Как стать порядочным человеком? (6-й кл.)
– Кто мой идеал? (7-й кл.)
– Отечества достойный сын (8-й кл.)
– Я – гражданин (9-й кл.)
Разрешение нравственных проблем, воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности, формирование представлений о гражданской позиции человека – Круглый стол с острыми умами;
– взаимное просвещение;
– турнир ораторов;
– дискуссия
5 Родительский дом.
– Семья – это семь я (5-й кл.)
– Мама, папа, я, и... (6-й кл.)
– Как общаться с родителями? (7-й кл.)
– Они меня совсем не понимают! (8-й кл.)
– Родители – кто они для меня? (9-й кл.)
Воспитание уважения к родителям, интереса к их увлечениям, чувствам. Помощь в установлении взаимопонимания, воспитание ответственности за своих близких, формирование системы ценностных семейных ориентаций – Домашние посиделки;
– написание письма;
– круглый стол;
– незаконченные предложения;
– копилка признаний

При создании авторской программы, мы основывались на следующих педагогических условиях успешной профилактики девиантного поведения учащихся:

  • тесное взаимодействие классного руководителя с семьей учащихся;
  • всецелая поддержка классным руководителем учащихся;
  • создание воспитывающей среды в классе, позволяющей реализовывать нравственные личностно ориентированные ситуации;
  • этическая защита учащихся.

Взаимодействие классного руководителя с семьей старшеклассников.

Суть этого взаимодействия заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, выяснении его «слабых» сторон, раскрытии и развитии лучших качеств его характера. В основе лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Взаимное значение имеет психолого-педагогическое просвещение родителей.

Формы организации психолого-педагогического просвещения родителей.

Классный руководитель и семья:

  • Тематические конференции.
  • Родительские лектории.
  • Индивидуальные консультации.
  • Читательские конференции.

 Программа бесед с родителями включает следующие направления:

  • особенности психофизического развития учащихся в каждом возрасте;
  • заострение внимания на проблемах юношеского возраста;
  • читательские конференции, обзоры и выставки литературных новинок для родителей;
  • обучение родителей этическому общению с детьми;
  • обучение родителей доверительному отношению к детям.

Следующим педагогическим условием, влияющим на воспитание учащихся, является педагогическая поддержка ценностей. Группа ученых под руководством О.С. Газмана рассматривала её как средство развития личности учащихся. Цель – устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению учащегося в образовании, воспитании, саморазвитии. Педагогическая поддержка характеризуется как «товарищеские отношения взрослого и ребенка». Главное – помощь ребенку.

При педагогической поддержке большую роль играет тетрадь «Доверие». Назначение тетради – доверительная переписка, «деловой разговор», взаимное доверие и помощь в разрешении возникших проблем. Главная цель тетради – снять излишнее напряжение, «облегчить душу», найти и сделать правильный выбор. Тетрадь состоит из нескольких блоков.

Тетрадь «Доверие»

  1. Познавательный блок (задачи и проблемные вопросы ставятся учителем).
  2. Ценностный блок (требования к себе формулируются учащимся, выбор приоритетных моральных качеств и черт характера).
  3. Коммуникативно-психологический блок (общение учащихся друг с другом).
  4. Блок самореализации (задания, позволяющие учащимся самосовершенствоваться; составление плана самовоспитания, саморазвития).
  5. Рефлексивный блок (подведение итогов, самооценка личности).

Профилактика девиантного поведения учащихся предполагает использование метода этической защиты. Педагог инициирует активность ребенка на оказание защиты и помощи другому и мотивом такого акта может и должно стать сочувствие этому Другому, и ничто иное. Этическая защита позволяет защитить личность от оскорблений, предложить учащемуся иной образ поведения в состоявшейся ситуации, возвысить ею в трудный момент. Этическая защита обладает психотерапевтическим воздействием на личность школьника: снижается агрессивность, уходит обида, забываются ссоры, уменьшается тревожность, воскресает оптимистическое восприятие жизни.

Одной из ключевых операций в ходе этической защиты является «великодушное прощение». Совершившему безнравственный поступок как бы прощают его действия по причине недостаточности его развития. Великодушно простить – это признать право учащегося на выбор в поведении и действии; уважать странности и непонятности некоторых сторон его личности и жизни и ни в коем случае не подгонять его личность под общую мерку.

Важным фактором формирования нравственных ценностей является создание благоприятного эмоционального фона в этической защите. А важным его компонентом является умение классного руководителя увлекчь за собой, зажечь и поддерживать в учениках интерес к различным видам деятельности.

План реализации программы по блокам см. в приложении.

Использованная литература

  1.  «Классный руководитель». Научно-методический журнал. – № 3, 2007.
  2. Б.И. Хасан. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: организационно-методическое пособие. – Красноярский государственный университет, 2003.
  3. Сборник методических материалов в помощь педагогам-психологам образовательных учреждений / Сост. Башинова С.Н., Захарова О. К. – Казань: РНЦ «Школа», 2005.