Методическая разработка внеклассного мероприятия на русской литературе "Мир А.С. Пушкина"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели:

Образовательные

  • расширить имеющиеся представления об А.С. Пушкине как о человеке неординарном
  • учить находить параллели в прошлом и сегодняшнем времени

Воспитательные

  • воспитывать чувство прекрасного
  • формировать личностные качества учащихся, необходимые для работы в микрогруппе

Развивающие

  • развивать эстетический вкус
  • развивать навык выразительного чтения художественного текста

Методические

  • показать роль игрового момента в активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся
  • показать роль психолого-педагогического воздействия на личность учащегося для воспитания чувства прекрасного

Метод: эвристический

Оборудование:

  • тексты ситуаций
  • вопросы и ответы к ситуациям
  • портрет А.С. Пушкина и произведения поэта
  • фортепиано

Литература:

  1. Пушкин А.С. “Евгений Онегин”
  2. Пушкин А.С. “19 октября”
  3. Пушкин А.С. “К Чаадаеву”
  4. Пушкин А.С. “Дорожные жалобы”
  5. Пушкин А.С. “Деревня”

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о национальном поэте. Природа по отношению к гению проявила редчайшую щедрость – наделила его могучим поэтическим даром. В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота – самая чистая и звонкая.

Поэт давно вошел в жизнь и сердца людей всех возрастов. Едва малыш начинает понимать человеческую речь, в его сознание, как волшебное заклинание, входит “У лукоморья дуб зеленый”.

Пушкинская поэзия принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, продолжающим развиваться в сознании общества. Пушкин – наше все всегда.

Что наша жизнь? Игра!

Ситуация 1

Приседания и поклоны продолжались около получаса; наконец они прекратились, и толстый господин с букетом провозгласил, что церемониальные танцы кончились, и приказал музыкантам играть менуэт. Корсаков обрадовался и приготовился блеснуть. Между молодыми гостями одна в особенности ему нравилась. Ей было около шестнадцати лет, она была одета богато, но со вкусом и сидела подле мужчины пожилых лет, виду важного и сурового. Корсаков к ней разлетелся и просил сделать честь пойти с ним танцевать. Молодая красавица смотрела на него с замешательством, и казалось, не знала, что ему сказать. Мужчина, сидевший подле нее, нахмурился еще более. Корсаков ждал ее решения, но господин с букетом подошел к нему, отвел на середину залы и важно сказал: “Государь мой, ты провинился”.

Вопрос:

За что был наказан дворянин?

Ответ:

“Во-первых, подошел к сей молодой персоне, не отдав ей три должных реверанса, а во-вторых, взяв на себя самому ее выбирать, тогда как в менуэтах право сие подобает даме, а не кавалеру; сего ради имеешь ты быть весьма наказан, именно должен выпить кубок большого орла”

Ситуация 2

Служив отлично – благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madam за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

Вопрос:

По какому правилу модно было жить в 19 веке среди дворян: в долг, на широкую ногу, по средствам?

Ответ:

Причиной образования долгов было не только стремление “жить по-дворянски”, то есть не по средствам, но и потребность иметь в своем распоряжении деньги.

Ситуация 3

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Вопрос:

Какую специальность должен был получить юный А.С. Пушкин в Царскосельском лицее?

Ответ:

Император листнул записку Разумовского и прочел о цели лицея: подготовление юношей из среды знатнейших фамилий для занятий важнейших мест государственных.

Ситуация 4

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет от сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Вопрос:

Куда был сослан Поэт за эти стихи?

Ответ:

- А не рано? – спросил только царь. – Ну, пусть едет послужит где-нибудь подальше! Как ты думаешь, а?

И шестого мая, в самый Николин день, Пушкин рано утром выехал по Белорусскому тракту, с ним ехали провожавшие его друзья – лицеисты Дельвиг и Яковлев. В Царском Селе весело пообедали, хлопнули пробкой шампанского, расстались… Лошади поскакали…

Пушкин скакал на перекладных один со своим Никитой. Как счастливо все складывается! Царь щедро пожаловал ему на дорогу тысячу рублей, поэт ехал в Екатеринослав не как ссыльный, а как правительственный курьер, везя запечатанный пятью сургучными печатями синий казенный пакет.

Пакет, “совершенно секретный”, был адресован на имя генерала – от – инфатерии Инзова, главного попечителя иностранных поселений на юге России.

Ситуация 5

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,
Не средь отеческих могил,
На большой, мне, знать, дороге
Умереть господь судил,

На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.

Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.

Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?

То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!

То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!
Ну, пошел же, погоняй!..

Вопрос:

Сколько километров преодолел А.С. Пушкин в своих путешествиях?

Ответ:

В “Известиях Всесоюзного географического общества” были опубликованы такие данные. Поэт за свою недолгую жизнь преодолел в путешествиях 34 тысячи 750 километров. Ему была свойственна “охота к перемене мест”. Географы с удивлением обнаружили, что великий исследователь Центральной Азии Н. Пржевальский во время своих исторических экспедиций проделал “только” 30 тысяч километров.

Ситуация 6

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой – я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда.

Вопрос:

О каком месте идет речь?

Ответ:

Писать стихи он любил преимущественно осенью. Тогда он до такой степени чувствовал себя расположенным к этому занятию, что из Петербурга в половине сентября нарочно уезжал в Михайловское, где оставался до половины декабря. Редко не успевал он тогда оканчивать всего, что у него заготовлено было в течение года. Теплую и сухую осень называл он невыгодною, потому что не имел твердости отказываться от лишней рассеянности. Туманов, сереньких тучек, продолжительных дождей ждал он как своего вдохновения. Странно, что приближение весны, сияние солнца всегда наводили на него тоску.