Об использовании информационных технологий на уроках русского языка и литературы в профессиональном лицее

Разделы: Русский язык, Литература


Школа, в том числе и профессиональная, не может существовать вне реалий общественной жизни. Обновление общественного сознания потребовало от учебных заведений кардинальных перемен. По мнению ученых разных стран, успех профессиональной карьеры только на 15% связан с профессиональной компетентностью. Остальной рост зависит как от интеллектуальных, так и от коммуникативных способностей и умений человека.

В современной жизни многое зависит от степени социализации, мобильности, умения принимать правильные решения, быть самостоятельным, ответственным в выборе. Сегодня выпускник должен быть функционально грамотен, активен и способен побороться за себя. Учащийся должен состояться как личность. А это невозможно без знания языка и владения информацией, поток которой все возрастает.

По мере продвижения к информационному обществу возрастает роль информационной культуры, поэтому применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы определяется необходимостью решения следующих задач: социально-экономических – повышения качества общеобразовательной подготовки учащихся; философских – подготовки специалиста, обладающего современным научным мировоззрением и опытом эмоционально-ценностных отношений к миру знаний; научно-педагогических – использование информационных средств и технологий для разрешения разнообразных психолого-педагогических проблем, для применения в качестве средства учебной, научно-исследовательской и управленческой деятельности. Ценность информационной культуры в том, что она обогащает личность, обеспечивает становление мировоззрения, мироощущения, помогает определить свое место в жизни, способствует самореализации и самосовершенствованию.

Задача преподавателя в данной ситуации – дать инструмент ребенку, с помощью которого он сможет самостоятельно добывать знания. Особенно большое внимание должно уделяться организации информационного потока для того, чтобы отдельные блоки информации становились максимально компактными, выразительными и мобильными. В школе закладываются основы общения с информацией, культуры получения новых знаний. В дальнейшем при получении профессии эти основы должны получить свое развитие, в том числе и с помощью информационных технологий.

Нельзя справиться с возрастающим потоком информации, если не умеешь работать с ним. Поэтому в профессиональной школе остро встает проблема не только повышения уровня грамотности, но и обучения умению самостоятельно работать и добывать информацию (при обучении в среднем специальном учебном заведении 30% отдано самостоятельной работе, в высшем учебном заведении эта цифра возрастает до 50%). Эта мысль и была положена в основу разработки рабочей программы по русскому языку, ожидаемый результат которой предполагает умение работать с текстом (определять тип и стиль текста, создавать тексты разных типов и стилей речи, находить и исправлять речевые и стилистические ошибки в тексте). Содержание программы включает знание структуры текста как синтаксической единицы, способы работы с текстом, речевую и стилистическую правку текста. Это дает возможность понять логику построения любого текста, следовательно, учащийся может использовать знания не только при написании сочинений, но и при составлении конспектов, рефератов, написании курсовых и выпускных работ, составлении тестов, в работе над сценарием или газетной статьей.

Учитывая небольшое количество часов, определенных на русский язык, работу над конкретизацией понятия и логикой текста приходится вести и на уроках литературы и логики, отрабатывать стилистику на факультативных занятиях по делопроизводству.

Успешная личность зависит и от умения общаться и от владения коммуникативными навыками. Решать эту проблему помогает факультативный курс “Психология общения”, на котором рассматриваются такие вопросы как особенности речевого и неречевого общения, построения монолога, способы начала и завершения диалога, роль жестов в общении. Естественным продолжением мог бы стать курс риторики, который совместил бы в себе знание текста и психологии общения.

Таким образом, работая на общую совместную цель, даже такие “далекие” от профессии предметы конкретизируются в каждой специальности, способствуя развитию профессиональной активности в условиях рынка. Информатизация в сфере образования приведет к еще более существенной интеграции учебных дисциплин. Кроме того, использование компьютера на уроке требует если не изменения содержания урока, то его перестройки.

Нами был изучен опыт новосибирского учителя истории В.С. Селеменева по созданию наглядных конструкций на экране монитора. Преподаватель считает, что понимание темы открывается через образ наглядной конструкции, который обязательно должен присутствовать в формуле, придавая ей целостность.

В создании своей системы работы с информационными технологиями мы использовали элементы концепции учителя физики Н.Н. Палтышева о функциях искусств на уроке, которые заключаются в следующем: создание исторического фона, на котором можно излагать все заготовки урока; создание эмоционального фона; подтверждение и дополнение фактического материала предмета; усиление познавательной активности учащихся; эмоциональная разрядка.

Особое внимание было уделено изучению мультимедийных технологий, их внедрению в учебный процесс, выявлению дидактических условий.

Исходя из изученного материала и анализа собственной практической деятельности, была начата работа по созданию дидактического материала по русскому языку и литературе (таблицы, кроссворды, иллюстрации, рисунки). Были разработаны и проведены уроки по русскому языку и литературе с использованием компьютерных технологий. Во внеклассной работе по предмету полученные знания и умения учащиеся смогли реализовать при создании литературного медиа-музея, электронной газеты.

Новый подход к разработке программной документации требует и обязательного учета уровня подготовки учащегося и его возрастных особенностей. Многие авторские школы доказали, что если организовать обучение, положив в его основу физиологические и психологические особенности детей, то ребята в состоянии учиться целый день без особой перегрузки и с заметно более высокими результатами. Таким образом, возникновение проблемы разгрузки содержания есть следствие проблемы неэффективности организации образования. “Содержание образования – не учебный материал, с которым его часто отождествляют. И если обязательное для усвоения содержание действительно следует разгрузить.., то учебный материал требуется … увеличивать … для создания условий построения учениками индивидуальных траекторий своего обучения. Именно в этом состоит средовый подход к проектированию содержания образования, когда оно воспринимается как структурированная среда для их образовательной деятельности ”. (А. Хуторской, доктор педагогических наук)

Для этого по каждому учебному курсу, по каждой теме разработаны уровни базовых знаний и умений и уровень потенциальных возможностей. Чтобы узнать уровень профессиональной компетентности каждого учащегося и дать возможность им самим определить свой уровень притязаний и проверить его, мы используем рейтинговую систему как метод оценки и контроля знаний учащихся. Рейтинг позволяет поднять значимость самостоятельного занятия и избежать необъективности оценки. Учащиеся могут избрать индивидуальный темп учебной работы.

Таким образом, гуманистический потенциал, направленный на развитие, обучение и воспитание учащегося, позволяет планировать свой профессиональный рост.