Организационная культура лицея как фактор повышения качества образовательного процесса

Разделы: Администрирование школы


Организационная культура – понятие, которое сравнительно недавно пришло в педагогику из современного менеджмента. Каждая организация создаётся для реализации поставленной цели. Способ, которым осуществляется деятельность в организации, придаёт ей корпоративную окраску, персонифицирует её. С этих позиций культуру организации можно охарактеризовать как специфическую систему связей, действий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности. Сегодня организационная культура является фактором повышения качества образования, средством обеспечения конкурентоспособности учебного заведения.

В последние годы категория “качество образования” прочно вошла в педагогическую теорию и практику. Это обусловлено переходом общества к модели “устойчивого развития”, в которой “ведущим становится закон опережающего развития качества человека, качества образовательных систем и общественного интеллекта” [4].

Качество образования - категория, отражающая состояние и результативность образовательного процесса в его соответствии потребностям личности, ожиданиям общества, требованиям государства. Сущность качества образования проявляется в следующих параметрах: уровень достижения поставленных целей; соответствие этого уровня установленным нормативам; степень удовлетворения запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг, представляемых учебным заведением.

Одним из важных факторов, влияющих на формирование качества образования в учебном заведении, является организационная (корпоративная) культура.

Организационная культура в теории менеджмента рассматривается как набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий [2, с. 421].

Организационная культура выполняет целый ряд функций: во-первых, она формирует определенный имидж организации, отличающей ее от любой другой; во-вторых, она выражается в чувстве общности всех членов организации; в-третьих, она усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей; в-четвертых, она усиливает систему социальной стабильности в организации. Организационная культура - своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения; в-пятых, она является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации [3, с. 189-190].

Большинство функций данной культуры ценны как для организации, так и для каждого ее члена. Её ценность для организации состоит в том, что она усиливает сплоченность согласованность в поведении сотрудников. С точки зрения работников, организационная культура служит своеобразным компасом для выбора правильного типа поведения, необходимого для успешной работы в ней.

Среди многочисленных факторов, влияющих на формирование организационной культуры лицея, особое значение имеют структура управления образовательным учреждением, коммуникация, мотивация.

Для обеспечения качественного образования необходимо создать структуру управления, которая расширяла бы сферу участия в управлении и обеспечивала коллегиальность принимаемых решений. Это достигается трехуровневой структурой управления учебным заведением: 1) уровень стратегического управления, который осуществляет директор лицея, выполняя стратегические, аналитико-прогностические, проектировочные, координационные функции, а также функции кадрового, нормативно-пpaвового, материального, финансового обеспечения и стимулирования, направленные на получение эффекта развития управляемой организации; 2) ypовень тактического управления, который осуществляют заместители директора, выполняя функции текущего планирования, мониторинга, трансляции инновационного опыта, учебно-методического, материально-технического, социально-педагогического, информационного обеспечения, организации эксперимента, учета и отчетности; 3) уровень оперативного управления, осуществляемый педагогическим коллективом. Субъекты этого уровня управления реализуют функции текущего планирования образовательного процесса, выполнения мер, обеспечивающих качество, текущего и итогового мониторинга качества, экспериментальной апробации инновационных образовательных программ и технологий, учета и отчетности.

Эффективность коммуникации означает, что передача информации адекватно воспринимается получателем и используется в его деятельности. Для формирования качества образования в информационной сфере лицея необходимо наличие компьютерных информационных фондов у директора, его заместителей, в методических объединениях, в библиотеке, у каждого учителя; банка инноваций в системе образования и обеспечение свободного доступа к нему всех сотрудников; а также подключение лицея к внешним информационным системам.

Эти действия позволяют создать информационно-коммуникативное пространство, необходимое для успешного решения задач качества образования.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих его к осуществлению определённых действий [2, с. 133]. Для обеспечения мотивации педагогов школы на качество образования, на наш взгляд, необходимо “включение” различных мотиваторов: социально-психологических, организационно-педагогических, материальных и др., для этого необходимо осуществить конкретные действия, которые следует осуществить в данном направлении: формулировка целей достижения высокого уровня качества образования в уставе лицея, программе развития, восприятие их всеми сотрудниками; документальное закрепление прав и обязанностей сотрудников в отношении обеспечения качественного образования; включение вопросов обеспечения качества образования в процедуру аттестации педагогов; вовлечение сотрудников в деятельность, которая позволяет вырабатывать совместные решения относительно качества образования (к примеру, работа в экспертных советах, творческих группах, советах лицея и т.п.); формирование системы стимулирования, вознаграждения, оценки за достижение высокого уровня качества образовательного процесса; создание команды профессионалов, активно поддерживающих и инициирующих поиск способов и средств обеспечения качественного образования в колледже; обобщение и тиражирование лучшего педагогического опыта по вопросам обеспечения качества образования; осуществление целенаправленной работы по повышению уровня квалитологической компетентности педагогов (компетентности в области качества образования и управления им).

Ю. Тюнников, М. Мазниченко к обязательным элементам корпоративной культуры учебного заведения относят: а) собственную идеологию, адекватную потребностям конкретного ОУ; б) специально культивируемые ценности, создающие консолидирующий эффект; в) корпоративную установку членов организации, которая обеспечивает её коммуникационное единство; г) механизмы функционирования, определяющие организационный каркас корпоративной культуры [6, с. 69]. Она состоит из уровней: корпоративная культура профессионально-педагогического сообщества, корпоративная культура отрасли подготовки специалистов, корпоративная культура исследовательского сообщества педагогов и учащихся, корпоративная культура учебного заведения как образовательного учреждения.

В разрабатываемой философии повышения качества образования, на наш взгляд, необходимо отразить систему ведущих ценностей педагогического коллектива (отношение кучащемуся, “портрет” выпускника, принципы организации образовательного процесса, гарантирующего качество, принципы управления, принципы этического поведения сотрудников).

Лицею необходимо создать такую организационную культуру, которая подходила бы под определение педагогической культуры, сформулированное Е.В.Бондаревской в таких аспектах, как: социально-педагогическом, т.е. средство педагогизации окружающей среды, носителями и творцами которой являются учителя, родители, педагогические сообщества; свойств, внутренне присущих образовательному учреждению, т.е. сущностная характеристика среды, уклада жизни, особенностей педагогической системы; индивидуально-личностном, т.е. проявление сущностных свойств личности, профессиональной деятельности и общения педагога [1, с. 39].

По нашему мнению, такая совокупность действий, связанных с формированием организационной культуры лицея, будет свидетельствовать об его гуманистической направленности. Подобная организационная культура, порождая высокую мораль, чувство ответственности за решение проблем, стоящих перед учебным заведением, будет способствовать повышению уровню деловой активности и обеспечению качественного образования.

Учителям лицея было предложено определить, в какой степени пословицы и афоризмы, рассматриваемые как краткие описания стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов, типично для их поведения (Приложение 1). Результаты анкетирования отражены в диаграмме.

В современных условиях образовательное учреждение должно иметь такую организационную культуру, которая работала бы на эффективность и конкурентоспособность учреждения, повышение качества подготовки выпускников. Её основными функциями являются формирование имиджа лицея, воспитание чувства общности членов организации, усиление системы социальной стабильности, формирование образцов поведения. Формирование квалитологической компетентности педагогического коллектива лицея должно происходить через такие формы работы с кадрами, как педагогические и научно-методические советы, семинары и семинары-практикумы для сотрудников.

Библиографический список

  1. Бондаревская Е.В. педагогическая культура как общественная и личная ценность [Текст] / Е.В. Бондаревская //Педагогика. – 1999. - №3.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник [Текст] /О.С.Виханский, А.И.Наумов. – 3-еизд.- М.: Гардарики, 1999. – 528 с.
  3. Карташова Л.В. Поведение в организации: Учебник [Текст] /Л.В.Карташова, Т.В.Никонова, Т.О. Соломанидина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 220 с.
  4. Субетто А.И. Управление качеством жизни и выживаемость человечества [Текст] / А.И. Субетто //Стандарты и качество. – 1994. - № 1.
  5. Педагогические советы (разработки, подготовка и технологические схемы, традиционные и нетрадиционные формы проведения). – Вып. 1 [Текст] /Сост. Л.М.Сыромятникова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 157 с.
  6. Тюнников Ю., Мазниченко М. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности вуза [Текст] /Ю.Тюнников, М.Мазниченко //Высшее образование в России. – 2005. - № 10. – С. 69-77.