Обобщающий урок по теме "Безударные гласные"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обобщить знания в написании безударных гласных.
  • Развивать умение распознавать в словах безударный слог, требующий проверки, и подбирать проверочное слово.
  • Формировать умение обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге.
  • Развивать орфографическую зоркость, фонетический слух.

Оборудование

  • На доске изображен замок, “поляна ударных гласных звуков”.
  • Индивидуальные карточки с заданиями.
  • Слова для составления предложения.
  • Фотография одноклассницы.
  • Карточки гласными звуками.

Ход урока

Оргмомент.

Чистописание.

На минутке чистописания сегодня будем писать строчные буквы и, о, соединяя их.

и

Начинаем на верхней линейке. Вниз пишем прямую линию, не доходя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её, линию продолжаем до верхней линейки. Вниз опускаем прямую, не доходя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её.

 о

Не отрывая руки ведём полуовальную линию вправо; коснувшись нижней линейки рабочей строки, поднимаем вверх, закругляем влево. Коснувшись верхней линейки, опускаем вниз, закрываем овал.

ио

Письмо в воздухе (один ученик пишет у доски)

Работа по теме урока.

Ребята, одна ваша одноклассница попала в беду, злой волшебник украл её и спрятал в своём замке. Но путь в этот замок очень трудный. Нам нужно будет выполнить очень много заданий. Хотите её освободить? Тогда отправимся в путь к волшебному замку.

Ребята, смотрите, дорогу нам преградили гласные буквы. Давайте вспомним, что мы знаем о них?

- Сколько гласных букв вы знаете?

Д : 10 гласных букв (а, о, е, ё, и, я, э, у, ю, ы )

- Сколько гласных звуков вы знаете?

Д : 6 гласных звуков (а, о, , и, , э, у, ы )

- Какие бывают звуки?

Д: Ударные и безударные.

-  Первыми на пути нам встретились “поляна ударных гласных звуков”

-Какие гласные звуки называются ударными?

Д: Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным.

- Давайте проверим, как вы умеете определять ударные гласные. Я говорю слова, а вы с маленькой буквы будете писать только букву, обозначающую ударный гласный звук.

учитель (и) Люда (ю)
портфель ) мяч (я)
альбом (о) ёлка (ё)
ручка (у) цветы (ы)

- Проверим, какие буквы у вас получились?

- Молодцы, ребята, вы прошли “поляну ударных гласных звуков”.

Следующая поляна, которую нам предстоит пройти, это “поляна безударных гласных звуков”.

- Что вы знаете о безударных гласных звуках?

Д: Гласный звук, на который не падает ударение, называется безударным.

- Ребята, теперь давайте посмотрим , умеете ли вы на слух определять безударные гласные звуки.

У вас на партах карточки с гласными звуками. Я буду называть слова, в которых есть безударная гласная, а вы будете поднимать и показывать тот звук, который вам слышится в безударной позиции.

Грибы /и/ Сначала определим ударный слог, какой звук слышится в

Следы /и/ /э/ безударном слоге.

Гроза /о/ /а/

Ряды /а/ /и/

Петух /и/ /э/

- Ребята, мы узнали, какие звуки слышатся в безударной позиции. Как же определить, какую букву писать в безударной позиции? Не всегда звуки соответствуют букве.

Д: Чтоб развеять все сомнения

Гласный ставь под ударение.

На доске:

  • Гр.бы – гриб
  • Сл.ды – след
  • Гр.за – грозы
  • Р.ды – ряд
  • П.тух – петухи

- Соответствуют ли звуки названным буквам?

- Можно подобрать проверочное слово к слову петух?

Д: Нет, нельзя, это словарное слово. Его нужно запомнить.

Словарно-орфографическая работа.

- Давайте по-подробнее познакомимся со словарным словом петух.

Кто такой петух?

Д: Это домашняя птица с красным гребешком.

-Послушайте этимологию этого слова, т. е произношение.

В отдельных районах страны петуха называют певень, певун. Слова петух, певень, певун русские, и восходят они к глаголу “петь”. Так называют за его любовь к пению.

Когда будете писать слово “петух”, какое слово будете вспоминать?

- Ребята, может быть вы знаете какие-нибудь стихи или загадки про петуха.

Ребята, придумайте предложение со словом “петух”.

Наши петухи дерутся.

Наш петух очень красиво поет.

Мама купила петуха.

У нас во дворе поет петух.

- Чье предложение получилось наиболее удачным. Давайте его напишем.

- Расставьте ударение простым карандашом.

Подчеркните все главные, которые нужно проверять или запомнить.

- ребята, мы уже совсем близко подобрались к замку.

Физкультминутка.

Следующее задание такое. Я буду диктовать слова с безударной гласной, а вы записывайте только проверочные.

Зима, моря, дворы, нора, дожди.

- Проверим. В слове зимы в ударном слоге пишется буква и, значит и в слове зима в безударном слоге нужно писать и.

Карточки с заданиями.

- Ребята, мы уже находимся у стен замка, но что бы волшебные двери нам открылись, нам нужно составить предложение из данных слов.

Волшебник спрятал некоторые буквы, нам нужно догадаться какие буквы он спрятал. На какой безударный гласный звук слышим в первом слоге. А какую букву пишем.

холме, замок, На зеленом, стоит

На зеленом холме стоит замок.

Молодцы, ребята. Вы открыли волшебные двери. Кого же злой волшебник спрятал в своем замке? Мы освободили … из плена.

За это она приготовила сладкие подарки.

Итог урока.

- С какими гласными мы сегодня работали?

Какие безударные гласные нужно проверить?

Д: (а, о, е, и, я)

- Вот мы и разгадали загадки волшебника.

- А какое правило нам помогло выполнить задание волшебника.

Д: Безударную гласную нужно проверять, т.е. поставить под ударение.

Д/з. упр. 184.