Открытый урок по физике на тему "Закон Ома для участка цепи" (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока:

  • Образовательные — опытным путем установить зависимость силы тока от напряжения и сопротивления, научить учащихся используя закон Ома решать расчетные задачи.
  • Воспитательные — приучать учащихся к аккуратности при оформлении решений задач, как в тетрадях, так и на доске; точности оформления и чтения графиков; доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке и самооценке.
  • Развивающие — продолжать развивать умение анализировать условия заданий, проводить анализ и оценку работы одноклассников

Оборудование к уроку:

  • амперметр,
  • вольтметр,
  • источник тока,
  • магазин сопротивлений,
  • ключ,
  • соединительные провода.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

2. Повторение пройденного материала.

3. Изучение нового материала:

  • открытие закона
  • постановка опыта
  • практическая работа
  • подведение итогов урока

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! На этом уроке вы должны показать мне, а себе доказать, что вы готовы к покорению вершин огромного мира электрических явлений. У меня в руках телеграмма. От кого? Неизвестно. Читаю её содержимое “О почтеннейшие и мудрейшие юные физики! Я попал в беду! Помогите мне. А я помогу вам постичь тайну, которая откроет дверь в чудесный электрических явлений”.

Ну что, ребята, вы готовы идти на помощь пострадавшему? Тогда вперед! Но путь поиска подскажет вам ряд заданий, которые вы должны выполнить. Перед вами оценочный лист учащегося. В него вы будете вносить баллы за выполненные задания.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ

Фамилия:

Имя:

Учебные элементы Общее количество баллов
1. Творческое задание  
2. Тестовое задание  
3. Практическое задание  
Итоговое количество баллов:

Оценка:

Итак, первое задание- творческое.

I ряд. Перед вами карточка с рисунками: два из них относятся к роду электрических явлений, а один из них третий лишний. Вы должны выбрать, какой из них третий лишний. Почему? Но в одном из оставшемся рисунке есть ошибки, исправьте их.< Рисунок 1 >

 

Рисунок 1 .

II ряд. Из кубиков соберите формулы физических величин, характеризующих любую физическую цепь и дайте им определение.(Сила тока, сопротивление, напряжение).

III ряд. Перед вами физическое лото. На маленьких карточках написаны определения. Если они соответствуют рисунку, изображенному на большой карточке, то вы их на неё накладываете.

Рисунок 2.

Затем проводится проверка и выставление баллов в оценочный лист.

Итак, ребята, с первым задание справились. Молодцы! Теперь вам предстоит выполнить тестовое задание. Перед вами тесты разного уровня сложности. Каждый из вас выберет тест своего уровня.

Приложение

А теперь давайте проверим правильность выполнения задания.

(Открываю ключевые слова. Оценка “3”- ЗВОНОК, Оценка “4” -ПРОТОН, оценка “5” - ВОЛЬТА. Далее провожу работу со словами дешифрантами, т.е спрашиваю, что означает каждое слово).

Молодцы справились и с этим заданием. Теперь выставьте баллы в свой оценочный лист.

Ребята, кто же послал сигналы SOS в нашей телеграмме? Кому мы должны помочь? Здесь вам поможет загадка-шутка. Перед вами портреты трёх ученых физиков. Один из них закрыт. Вы по двум другим должны отгадать, чей же этот портрет. Именно о нем, о его труде и пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Но в этой загадке есть небольшая неточность. Найдите её.(Ом = Вольта: Ампер.) Открываю портрет Ома. Именно он и откроет нам тайну в мир электрических явлений. Итак, ребята, тема сегодняшнего урока “Закон Ома для участка цепи”. Вы наверное обратили внимание, что портреты ученых соответствуют единицам измерения физических величин: силы тока, напряжения, сопротивления. Вот мы и должны выяснить с вами, а как же связаны между собой эти величины, какое практическое значение имеет закон Ома. Но сначала давайте узнаем, а как же Ом открыл свой закон? (рассказываю об истории открытия закона). Чтобы рассмотреть зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением, нужно обратиться к опыту. Запомните, чтобы установить зависимость одной величины от другой, все остальные должны быть постоянными. Сначала рассмотрим как зависит сила тока от сопротивления. Перед вами собрана электрическая цепь, в которую включены приборы (я показываю им прибор, а они мне называют его). Напряжение на концах проводника всегда поддерживается постоянным. Для этого следим за показанием вольтметра. (Демонстрирую опыт, показания приборов фиксирую в таблице). Ребята, обратите внимание на значения величин, изображенных в таблице.

U = 2 В
R, Ом I, А
1

2

4

2

1

0,5

Какой отсюда следует вывод? А теперь посмотрите на график. Какую зависимость он показывает?

Рисунок 3.

Итак, ребята, обобщая результаты опытов, приходим к выводу: сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника.

А теперь давайте проверим как связаны между собой сила тока и напряжение. Снова обратимся к опыту. Чтобы установить зависимость этих величин, сопротивление должно оставаться неизменным. (Демонстрирую опыт). Давай посмотрим, как изменяется сила тока при изменение напряжения.(Работа с таблицей и графиком).

R = 2 Ом
U,В I, А
2

6

10

0,5

1,5

2,5

Рисунок 4.

Какой отсюда следует вывод? Обобщая результаты этого опыта, приходим к выводу: сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.

Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления участка цепи называется законом Ома по имени немецкого ученого Ома, открывшего это закон. А читается он так: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению:

Взаимосвязь величин в законе Ома вложена в смысл стихотворения, которое я сочинила для вас:

Ом Георг зовут меня
Я физик без сомнения
Я открыл закон, друзья,
Всемирного значения.
Если хочешь на участке
Напряженье знать,
Должен силу тока ты
Умело измерять.
Если ток в нем возрастает
То тотчас без сомнения,
Вверх пойдет расти, друзья,
Тоже напряжение.
Ну а если сила тока
Начинает падать вниз
Это значит, что сопротивленье
Показало свой каприз.
Если сила стала меньше
То сопротивленье вдруг
Резко буде повышаться
Ты запомни это, друг.

Ребята, а сейчас давайте попытаемся применить знания этого закона на практике.

Практические задания

  1. Перед вами лампочки от карманного фонарика. Вы по данным, указанным на цоколе, определите сопротивление нити накала.
  2. Соберите электрическую цепь по схеме и рассчитайте сопротивление резистора. (Один ученик собирает цепь по схеме у доски).
  3. Постройте график зависимости силы тока от напряжения для проводника, сопротивление которого 2 Ом. (Все остальные выполняют это задание в тетрадях).

Затем провожу проверку задания и ребята выставляют баллы в оценочный лист.

Подведение итогов

Ребята, а сейчас давайте подведем итог нашего урока. Какие задания вам показались наиболее интересными? Трудными? Важными?

А сейчас поставьте итоговое количество баллов в свой оценочный лист. Согласно него я выставлю оценку за этот урок .

А теперь запишите домашнее задание ( задание дифференцированное). Урок окончен. Всем спасибо.