Сказкотерапевтическая программа

Разделы: Школьная психологическая служба


Краткая характеристика группы

  1. Группа детей 6 класса.
  2. Количество – 12 человек.
  3. Половой состав: 7 девочек, 5 мальчиков.
  4. Возраст 1996-97 г.р. (10 – 11 лет).
  5. Проблемы: агрессивность, низкая способность регулирования процессов возбуждения и торможения.

Общая цель программы: Формирование убеждения о необходимости предотвращения агрессивных путей разрешения конфликтных ситуаций. Активизация детей на проявление чувств любви и доверия.

1 ЗАНЯТИЕ

ДОБРЕЕ, СПОКОЙНЕЕ, ТЕРПЕЛИВЕЕ

Цель: формирование у детей отрицательного отношения к агрессивным действиям и поступкам

1 часть занятия: Образование группы и обеспечение психологической безопасности

Рыцари круглого стола (группа садится в круг).

Каждый ученик придумывает себе псевдоним и называет черту в характере человека, которую он ценит больше всего. Повторяется все дважды - в прямом и обратном порядке.

2 часть занятия: Пропуск в сказку.

Задание:

Представить себе и затем ответить на вопрос: В кого бы вы хотели превратиться в сказке с помощью Доброго Волшебника?

Тот, кто смог почувствовать себя перевоплощенным сказочным героем, уже пропущен в сказку.

3 часть занятия: Игра “Ладони”.

А сейчас мы с вами в отделе Абсолютной Дружбы.

Все люди разные, каждый обладает своими способностями и своими недостатками. Если ты уже знаешь о недостатках человека, можно потрудиться найти его достоинства и принять индивидуальность другого.

С давних времен люди относились с особым вниманием к тем неповторимым рисункам, которые нанесены природой на наши ладони. Ладонь – карта твоего жизненного пути.

ЗАДАНИЕ:

Рассмотрите свою правую ладонь. Исследуйте все линии, морщинки, родинки. Постарайтесь все это запомнить. Закрыв глаза, представьте на “внутреннем экране” свою ладошку.

Назовите десять существительных, которые приходят на ум в связи с нашими наблюдениями ладошки.

А теперь выберите себе партнера. Сядьте рядом. Протяните друг другу левые ладони и найдите на ладонях семь схожих черт. А затем поведайте нам о своих находках в литературной форме: стих, частушка, рассказ-описание. После этого пары озвучивают свои работы.

4 часть занятия: Прочитать сказку “Победа”. Автор Гнездилов А.В.

Краткое содержание сказки:

В сказке два главных героя: Грозный король страны Полуденного Солнца и Король-Мечтатель королевства Полнолуния.

Грозный король считал, что главное в жизни – Сила. Он создал самую сильную армию, и все соседи боялись его.

Король – Мечтатель был полной противоположностью Грозного короля. Он любил поэзию, искусство, ненавидел насилие и войну. Эти две страны разделяло море. Именно это обстоятельство спасало королевство Полнолуния от захвата армией Грозного короля.

Король задумался о ее замужестве. Никто не хотел родниться с таким У Грозного короля была дочь, и приближалось ее совершеннолетие. агрессивным кролем. Всех свободных принцев немедленно переженили. Остался неженатым только Король-Мечтатель. Но Король-Мечтатель не собирался жениться.

И вот началась самая странная война в мире. Конечно, ее начал Грозный король. Он хотел заставить Короля – Мечтателя жениться на своей дочери.

“Мы будем отступать, - решил Король – Мечтатель, - пока не измотаем врага”. Войска по кругу колесили по всей стране, но им ни разу не удалось скрестить оружие. Но однажды Грозному королю удалось взять в осаду замок Короля – Мечтателя. Король – Мечтатель вынужден был принять вызов Грозного короля, который предлагал решить войну единоборством полководцев.

Грозный король полетел в атаку, но приблизившись к противнику, растерялся. Король – Мечтатель даже не опустил забрала, глаза его были закрыты, а на губах сияла гордая улыбка. Они сшиблись. Копье Грозного короля разлетелось на куски. Воистину, он был побежден воображением Мечтателя. Грозный король,соскочив с коня, протянул на вытянутых руках свой меч королю Полнолуния.

Мечтатель, вежливо поклонившись, попросил у Грозного короля отдать ему руку его дочери,супругом которой Король-Мечтатель хотел бы быть. Оказывается, Король – Мечтатель вовсе не был робким; во-вторых, он сражался только затем, чтобы самому добровольно сделать предложение принцессе. Была отпразднована великолепная свадьба, и теперь все соседи завидовали жениху и восхищались невестой, которую счастье сделало просто красавицей.

5 часть занятия: Вопросы к сказке.

  1. Какой отклик вызвала у вас эта история?
  2. О чем по-вашему эта сказка?
  3. О чем вам захотелось поговорить или поразмышлять после прочтения этой сказки?
  4. К чему стремились герои этой истории?
  5. Добились ли они, чего хотели?

6 часть занятия: Рефлексия к сказке.

Вопрос: Взяли бы вы что-то важное для себя из этой истории? Если да – то что ?

Выслушать ответы желающих по кругу.

Ритуал выхода из сказки:

Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились. Ребята протягивают руки в круг, совершая действия, как-будто что-то берут из круга и прикладывают руки к груди.

2 ЗАНЯТИЕ

ПОЛЯНА РАЗДУМИЙ

Цель: Развитие умения свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других.

1 часть занятия: Пропуск в сказку.

Разграничим реальный и сказочный мир. Взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу. Мгновение - и мы в сказке.

2 часть занятия: Игра “Давайте говорить друг другу комплименты”.

Мы все, наверное, не раз задавали себе вопрос – отчего люди конфликтуют друг с другом. Причем часто это происходит по мелочам.

Как тренировать в себе способность принимать другого и видеть его особенности? В этом нам поможет искусство комплимента. Настоящий комплимент способен сказать только человек с добрым любящим сердцем. Комплимент помогает отметить особенности внешности, интеллекта, душевных качеств, таланта человека.

Мы разделимся на группы из 3 – 4-х человек и сядем так, чтобы одна группа не мешала другой. В течение пяти минут вы просто общаетесь друг с другом. Все участвуют в беседе. У каждого члена группы есть задача – наблюдать за своими собеседниками, подмечая их достоинства.

По истечении пяти минут вновь образуется общий круг, но так, чтобы каждый не сидел с теми, с кем только что общался. На отдельных листах каждый напишет комплименты каждому своему собеседнику. Лист с комплиментами передается каждому адресату и все возвращаются на свои места.

ОБСУЖДЕНИЕ ИГРЫ:

Приятно ли получать комплименты?

Легко ли делать комплименты?

Изменилось ли отношение к друг другу после игры?

3 часть занятия: Внимательный слушатель.

Вспомним прочитанную на прошлом занятии сказку Гнездилова А.В. “Победа”. Дети по кругу, продолжая друг друга, рассказывают содержание сказки.

ВОПРОСЫ К СКАЗКЕ:

  1. Согласны ли вы с тем, как закончилась эта история?
  2. Что помогало и что мешало им на этом пути?

4 часть занятия: Рефлексия к сказке.

.Расписка.

Пусть каждый задумается о том, как он относится к своему другу, одноклассникам, к маме и папе, дедушке и бабушке. Все мы, к сожалению, иногда в чем-то ошибаемся, когда-то не сдерживаемся.

1. Детям раздаются листы с одинаковым текстом.

Это расписка в добровольной любознательности и пытливости ума, в добром и любящем отношении друг к другу. Каждый может расписаться или просто написать свою фамилию на листке, если ему очень хочется быть именно таким. Листок вы возьмете с собой.

2. Ритуал выхода из сказки:

Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились. Ребята протягивают руки в круг, совершая действия, как-будто что-то берут из круга и прикладывают руки к груди.

3 ЗАНЯТИЕ

ДОЛИНА МУДРОСТИ И ВОЛШЕБСТВА

Цель: Закрепление уважительного и доброжелательного отношения друг к другу. Активизация творческого мышления, воображения и фантазии.

1 часть занятия: Пропуск в сказку.

Пожалуйста, сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Закройте глаза и ждите моего прикосновения. До кого я дотронусь, тот сразу же садится и ждет начала сказки.

(Включается тихая музыка и “фея” нежно прикасается к каждому ребенку).

Оглянитесь вокруг. Ну, все – мы в сказке.

2 часть занятия: Игра “Построить дом”.

Задание: Построить дом из подручных материалов, в том числе и из самих себя.

Задать вопрос: Какое уважительное отношение друг к другу подразумевала эта игра?

3 часть занятия: Победа.

Мы вновь продолжаем путешествие по сказке Гнездилова А.В. “Победа”. Давайте вспомним Грозного короля, Короля-Мечтателя и, конечно, Победу.

ВОПРОСЫ:

  1. А кто победил в этой сказке?
  2. Кому в сказке хорошо?
  3. Что бы вы хотели посоветовать каждому из героев этой сказки?
  4. Что такое, по-вашему, настоящая победа в реальной жизни? Как вы ее себе представляете?

4 часть занятия: Мы – художники.

ЗАДАНИЕ:

На большом листе ватмана нарисуйте все вместе общую картину на тему: “Наш общий успех”. Можно использовать и карандаши, и фломастеры, и краски.

5 часть занятия: Рефлексия.

1. Доброта, внимание, щедрость – вот что лежит в основе человеческих отношений. Ведь не зря слово “пожалуйста” называют волшебным словом.

Перед нами старинная книга, в которую записываются Секреты и Советы волшебников. Вот сейчас каждый из нас оставит в ней свой совет или пожелание о том, что нужно делать и каким стараться быть, чтобы тебе было хорошо с друзьями, а им было хорошо с тобой. Поделитесь своими мыслями.

2. Ритуал выхода из сказки:

Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились. Ребята протягивают руки в круг, совершая действия, как-будто что-то берут из круга и прикладывают руки к груди.