Урок русского языка в 6-м классе по теме "Диалектные слова"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

  1. Познакомить с понятием “Диалектные слова”
  2. Познакомить с употреблением диалектных слов в художественных произведениях.
  3. Учить находить диалектные слова в текстах.
  4. Развить умение пользоваться словарём
  5. Проверить навыки использования диалектных слов в творческих работах
  6. Воспитать чувство любви к своей малой родине.

Оборудование:

  1. Словари: В.И. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”
  2. Карточки для индивидуальной работы.
  3. Дидактические картинки к словам “смородина”, “жеребёнок”, “белый гриб”.
  4. Картина русской избы.
  5. Раздаточный материал: малый словарь, текст из рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг”.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока.

Спросят меня:

- Что похоже на море?
- Русский язык, - не замедлю с ответом.

Он, словно море, согреет зимою.
Дарит прохладу засушливым летом…
Русский язык – безграничное море!
В глуби морской я дождался улова:
Выловил ключ, открывающий радость,-
Этим ключом было русское слово.

(М. Геттуев)

Богат и неповторим русский язык. Великим, могучим, правдивым и свободным назвал его Иван Сергеевич Тургенев. Ни один язык мира не может похвастаться многообразием и богатством, точностью выражения звуков, красок, образов и мыслей. И ни в одном языке мира нет таких удивительных, самобытных слов, как в нашем родном языке.

Этих слов порой не найдёшь в словаре, сохранились они в живой разговорной речи ваших прабабушек и прадедушек, в особом наречии, которое по - научному называется диалектом, а слова эти называются диалектными.

Это и есть тема нашего урока (Запись на доске: Число. Классная работа. Диалектные слова).

II. Объяснение нового материала.   “Путешествие в русскую деревню”.

1. Вы, ребята, только начинаете свою жизнь. вас ждёт много радостных открытий, но пожалуй, не может быть будущего у человека, который не знает, не помнит своей истории.

- Без прошлого нет будущего.

Вот и я сегодня предлагаю вам побывать в прошлом – в конце Х1Х начале ХХ века, а конкретно – в русской деревне. Вы живёте в городе, я – житель сельский. Давайте вместе совершим путешествие в сельскую местность.

- А с чего начинается родное место?

(С дома.)

- И я вместе с русским поэтом с. Есениным приглашаю вас в деревенский дом – в родную хату.

В хате

Пахнет рыхлыми драченами*;
У порога в дежке* квас,
Над печурками* точёными
Тараканы лезут в паз*.

Льётся сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц*,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке* крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые*
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые*
Заползают в хомуты*.

- Понятно ли стихотворение Есенина?

(Не совсем) Почему? (Незнакомые слова) Какие? А можно догадаться, что они обозначают?

*
Драчёна – кушанье из пшена и яиц.
Дежка – деревянная кадка для кваса
Печурка – углубления в боковой части русской печи.
Паз – щель, дыра
Попелица – пепел
Махотка – глиняная кринка для молока.
Скатый - пологий
Кудлатый – лохматый, мохнатый
Хомуты – место в сарае, где хранилась упряжь для лошади.

(Написаны заранее на доске, но сразу не открываются)

2. - Для вас эти слова незнакомые, а для жителей рязанских и других деревень понятные и близкие.

Слова, употребляемые только жителями той или иной местности, называются диалектными (Учебник Русский язык 6 класс, Аторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Москва “Просвещение” 2006год, стр.31)

3. – А теперь попробуйте пересказать своими словами, что можно увидеть в русской избе. В своём небольшом сочинении (4 – 5 предложений) постарайтесь употребить как можно больше услышанных вами диалектных слов.

Сочинение можно начать словами: “Я вхожу в русскую избу…”, “Я хочу рассказать о русской избе…”и др..

(Заслушать 3 – 4 сочинения).

4. Ну что ж, продолжим путешествие. Давайте выйдем во двор.

- Что обязательно находится рядом с избой? Где находится с/х инвентарь? (сарай)

Перед вами “Словарики диалектных слов”, они помогут вам окунуться в особенности деревенского быта и деревенской речи.

- Как ещё можно назвать сарай? Посмотрите в “Словарике…” (Повесть, пуня)

- Около деревенского дома огород, а в огороде растёт красная смородина. (открыть картинку – рисунок 1).
- Найдите, как по – другому называется эта ягода? (Поречка, лядуница, жостыль, кислица, кисёлка, княжиха, сестрянка).
- Пойдём дальше. На пастбище за домом пасётся жеребёнок. (Картинка – рисунок 2).

Назовите его по – деревенски (Другак, селеток).

- Давайте дойдём до берёзовой опушки. Здесь летом растёт очень много вешкарей или коровенников. О чём я говорю? (О белых грибах – рисунок 3).

Оказывается, белые грибы очень любят коровы. С землёй выгрызают каждый гриб. Не случайно в деревнях белые грибы так и принято называть -коровенники.

- Какие ещё диалектные слова есть в вашем словарнике? Что они обозначают?

5. Некоторые наиболее употребительные в разных произведениях диалектные слова включаются в толковые словари русского литературного языка.

При них даётся помета обл. (т.е. областное). (Открывается страничка со словарной статьёй из словаря на доске – рисунок 4).

а) Откройте толковый словарь в ваших учебниках (стр. 227) Найдите диалектные слова. Зачитайте.

Двое учеников одновременно работают индивидуально по карточкам.

Карточка №1

Найти по словарю лексическое значение следующих слов: азям, баранта.

Карточка №2

Выписать из словаря любые две словарные статьи с пометой обл. (Найдите слова, не звучавшие на уроке)

б) Заслушать сообщения учащихся, работающих по карточкам.

6. Существуют также специальные диалектные словари, или словари русских народных говоров. Самый известный из них – “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И. Даля, который 40 лет собирал в разных концах нашей Родины диалектные слова (Показать словарь).

7. Диалектные слова используются иногда в литературных произведениях для передачи особенностей речи жителей определённой местности. Такие слова встречаются в произведениях В.П. Астафьева, М. Пришвина, М Шолохова, Ф. Абрамова, И.С. Тургенева.

Представьте, что вы оказались вместе с деревенскими ребятами в ночном, у костра, и слушаете “страшные” истории.

Перед вами текст – отрывок из “Записок охотника” Тургенева – рассказа “Бежин луг”

- А слыхали вы, ребятки, - начал Ильюша, - что намеднись* у нас на Варнавицах приключилось?
- На плотине – то? – спросил Федя.
-Да, да, на плотине, на прорванной.Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое.Кругом всё такие буераки*, овраги, а в оврагах казюли* водятся).
- Прочитайте сначала про себя, потом выразительно.
- Найдите диалектные слова. Как вы думаете, что они означают?
- Внесите их в свой “Словарик”…

*
намеднись – недавно
буерак – яма, наполненная водой
казюля – ядовитая змея (гадюка) 

III. Итоги урока. и заключительное слово учителя.

Вот и заканчивается наше путешествие в мир деревни.

Чтобы не потерять связь со временем, с историей деревни, продолжите “Словарик диалектных слов”. Внесите туда те слова, которые сегодня звучали на уроке, те диалектные слова, которые встретились вам в художественной литературе. Я надеюсь, что работа эта будет вами продолжена и не оставит вас равнодушными.

1. Продолжите предложение, запишите:

“Слова все какие – одно другого звучнее,” - говорил с восхищением В.П. Астафьев о …

*О каких словах, как вы думаете, говорил писатель? (о диалектных)
*А что называется диалектными словами?
*Вспомните – без подсказок – те слова, которые сегодня звучали.

Молодцы! Я вижу, что ваш словарный запас сегодня пополнился, и надеюсь, что слова, о которых мы говорили, навсегда останутся не только в вашей памяти, но и будут жить в вашем сердце…

2.

Хотя вошли в права
И формулы, и термины,
Но старые слова
Народом не потеряны.

И, верьте, в этом всём
Машинам за окном,
Экранам телевизора
Нет никакого вызова.

3. Выставление оценок.