Конспект урока по математике . Мастерская: "Поиск подхода к решению задач" (искусство ставить вопросы), (5–8-е классы)

Разделы: Математика


Цель проведения мастерской:

  • Ознакомление учащихся с методом поиска подхода к решению задач и умелое применение данного метода в решении любых задач
  • Умение ставить вопросы, работать по алгоритму
  • Развитие математической речи учащихся в ходе комментирования, объяснения, аргументации смысла вопросов
  • Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи при работе в группе

План проведения мастерской:

  1. Организационный момент. Знакомство.
  2. Актуализация знаний.
  3. Подготовительная работа.
  4. Поиск подхода к решению задачи.
  5. Решение задачи.
  6. Составление алгоритма вопросов.
  7. Работа в группах.
  8. Обсуждение в мастерской.
  9. Оценочно-рефлексивная деятельность.
  10. Итог урока.

Оборудование урока: Карточки с вопросами, пять колпаков, 2 веревки, ножницы, 3 шарфа, ковер, 1 бутылка или 1 стакан, газета.

Ход урока.

1. Знакомство.

Добрый день, дорогие друзья! Давайте, познакомимся: меня зовут Анатолий Степанович. Я учитель математики в Сунтарской средней школе № 1. Приглашаю вас всех в свою мастерскую “ Поиск подхода к решению задач”.

2. Актуализация знаний.

В любой задаче, в которой требуется что-либо найти, цель поиска подсказывает средства. Поэтому важно собрать как можно больше информации о неизвестном ( о заключении, о цели поиска). И помогают это сделать вопросы, которые решающий задачу ставит себе и отвечает на них. Найти самый главный вопрос помогает серия первоначальных вопросов. На некоторые из них мы так и не даем полного ответа, как бы забываем о них сразу после их постановки. Они являются как бы ступенькой в поиске.

3. Подготовительная работа.

Рассмотрите такую ситуацию: человек после кораблекрушения оказался в море и вдруг видит вдалеке баркас. Какие вопросы он задает себе:

  1. Смогут ли они меня заметить?
  2. Что сделать, чтобы они меня заметили?
  3. Хватит ли у меня сил продержаться?
  4. В какую сторону он плывет?
  5. Есть ли там для меня место?
  6. Захотят ли они меня взять?

Вы вошли в магазин. Сформулируйте цель, с которой вы вошли в него.

Какие вопросы у вас возникают, для того чтобы узнать, достижима ли ваша цель?

  1. Что есть в магазине?
  2. Много ли этого товара?
  3. Есть ли спрос на него?
  4. Подходит ли он мне по качеству?
  5. Стоит ли покупать?
  6. Если стоит, то сколько?

4. Поиск подхода к решению задачи.

(Ребятам показываются рисунки геометрических фигур.)

- Посмотрите на геометрические фигуры и попробуйте составить вопросы типа: Что…, Как…, Каким образом…, Какие…, Если…, то…, Можно ли…, Найдется ли…, Сколько…, Насколько…, Следует ли…, Является ли…, и т. д.

Вопросы, которые помогут собрать информацию о геометрических фигурах и их элементах.

5. Решение задачи.

Классу показываю пять колпаков: три черных и два белых. Затем вызываю трех учеников, завязываю им глаза и надеваю всем троим по черному колпаку. Снимаю повязки и предлагаю каждому посмотреть друг на друга.

Класс разделен на группы. Каждая группа болеет за одного из участников эксперимента. Группы должны написать ту задачу, которую должен решить каждый из трех.

Задача: Имеется пять колпаков: три черных и два белых. На двух моих соперниках надеты черные колпаки. Требуется выяснить, какого цвета у меня колпак.

Дано: Пять колпаков: 3 черных и 2 белых. На Пете и Коле черные колпаки.

Установить: Черный или белый у меня колпак.

6. Составление алгоритма вопросов.

- Составьте вопросы, которые должен задать себе каждый из участников эксперимента.

Вопросы:

  1. Что требуется мне установить?
  2. Что мне известно?
  3. Каким образом я могу это сделать?
  4. Хватит ли мне данных, чтобы это установить?
  5. Какие знания, кроме того, что написано в условии задачи, мне помогут?
  6. Чем, кроме знаний, я могу воспользоваться? (Например, интуицией).

7. Работа в группах.

- Попробуйте, задавая себе серию вопросов, подводящих вас к поиску решения, и отвечая на них, решить одну из проблем. Все свои вопросы и ответы на них записывайте.

Задача №1.

Две веревки свисают с потолка в пустой комнате. Расстояние между этими веревками достаточно велико, поэтому, держась за одну веревку, невозможно дотянуться до другой.

Задача состоит в том, чтобы связать свободные концы веревок, не пользуясь ничем, кроме ножниц!

Решение.

Привязав ножницы к одной веревке, вы можете раскачать их, как маятник. Подтянув другую веревку к маятнику, дождаться, когда ножницы качнутся навстречу; вы сможете поймать их и связать веревки.

Задача №2.

В центре небольшого восточного ковра я ставлю открытую бутылку молока. Требуется достать ее, сняв с ковра. К бутылке нельзя прикасаться ни рукой, ни ногой, ни любой другой частью тела или каким- нибудь предметом.

Разумеется, проливать молоко на ковер также не разрешается.

Решение.

Начинайте скатывать ковер; когда рулон дойдет до бутылки, аккуратно придерживая его за края, столкните им бутылку с ковра, не прикасаясь к ней ничем, кроме свернутого в рулон ковра.

Задача №3.

Вы с приятелем должны встать на газетный лист так, чтобы ни один из вас не мог прикоснуться к другому, даже вытянув руку. Сходить с газеты не разрешается.

Решение.

Просуньте под дверь лист газеты, встаньте на него по одну сторону от двери, а ваш приятель пусть встанет на него по другую сторону от двери. Дверь не позволит вам касаться друг друга, пока вы не сойдете с газетного листа.

8. Обсуждение мастерской.

9. Оценочно-рефлексивная деятельность.

- Подведем итог нашей работы в мастерской.

- Вспомним цель нашей мастерской.

Чего хотели?

Что нового для себя открыли?

10. Итог урока.

- Я желаю вам применить полученные сегодня знания в моей мастерской не только для решения математических задач, но и в решении различных проблем, возникающих в нашей повседневной жизни. Желаю вам успехов и удач. Спасибо вам за урок!