Сценарий экологического утреника (2–3-й классы). "Путешествие в сказочный лес — Экоград"

Разделы: Внеклассная работа


Звучит музыка А. Рамиреса «Странники» (муз. Заставка к телепередаче «В мире животных»). В зал входит  ребёнок – корреспондент с микрофоном, обращается к залу.

Корреспондент: Здравствуйте, я корреспондент газеты «Экологический вестник». Скажите, пожалуйста, знаете ли вы, что такое экология?

(В зал входит бабушка, корреспондент обращается к ней.)

Корреспондент: Бабушка, вы не скажите, что такое экология?

Бабушка: Это, милая, магазин такай. Там овощи и фрукты бесплатно раздают.

Корреспондент (Разочарованно): Спасибо, бабушка.

(Входит мужчина «новый русский».)

Корреспондент: Здравствуйте, я корреспондент. Скажите пожалуйста, что такое экология?

Новый русский: Экология? Да это место такое, где можно отдыхать с дружками.

Корреспондент: Благодарю. До свидания. А теперь я у вас хочу об этом спросить. (Обращается к кому-либо из зала, направляется к родителям.) Вы знаете, что такое экология? (Ответы из зала.)

Корреспондент: Кого бы мне ещё спросить? А вот этого мальчика спрошу.

Ученик: Экология – это наука, которая изучает как живые существа связаны друг с другом и с неживой природой.

Корреспондент: Большое спасибо. Этот ответ мне понравился больше всех.

(Звучит музыка «Странники». В зал вбегает ЭКОЛОБОК.)

Эколобок: Здравствуйте, меня зовут Эколобок. Я родился рано утром вместе с другими росинками на листе подорожника. Все мои братья и сёстра остались ждать тёплых солнечных лучей, а я скатился на тропинку, которая привела меня к вам.

Ведущий: А куда же ты направляешься?

Эколобок:

Слышал я, что есть на свете
Необычная страна,
В ней всё правильно всегда.
Как у нас, там есть горы,
Реки, поле и леса.
Там животные на воле;
Звери; птицы в небесах,
Там никто не ходит с палкой,
Чтоб кого-нибудь убить.
Не стреляют из рогатки,
Не стремятся куст сломить:
Там царит покой и дружба.
Исчезла злоба и беда.
Звери, птицы и растения
Живут там в мире навсегда.

Ведущий: Поняла я, Эколобок, куда тебе надо катиться – Экоград.

Но попасть туда не просто,
Далеко твой путь лежит,
Надо всё уметь и знать.
И друг другу помогать.

Только так мы можем попасть в Экоград. (Колобок плачет.)

Ведущий: Но почему же ты плачешь?

Эколобок: Как же мне не плакать? Все мои братья и сёстра остались на листе подорожника. Я один и у меня нет друзей и некому мне помочь. А значит, я никогда не смогу попасть в Экоград.

Ведущий: Не плачь, Эколобок, мы тебе поможем. Наши детки умеют дружить и природу любить. Много знают и умеют в трудную минуту не сробеют. Ну что, принимаешь нашу помощь?

Эколобок: Конечно, я очень рад, что смогу попасть в Экоград.

Ведущий: Тогда пошли. (Все берутся за руки, идут попевая песню муз. из к/ф «Красная шапочка».)

Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке,
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно-верно,
То, возможно, можно-можно,
Можно в Экоград попасть.

(Дети становятся в круг.)

А-а, реки в Экограде вот такой ширины! (Разводят руками.)
А-а, там цветы и травы вот такой вышины. (Поднимают руки вверх.)
А-а, город мой зелёный,
А-а, город мой любимый,
А-а, Экоград, меня встречай!
А-а, Экоград, ты нас встречай!

(Перед ребятами открывается лесная поляна: берёзки, грибы, цветы, муравейник, гнездо с яйцами птиц.)

Ученица:

Берёзовые двери открылись предо мной,
Я вхожу как в терем зелёный и резной.
Он необыкновенный, чего там только нет.
В нём солнечные стены, ромашковый портрет,
И купол золочёный, летящий в облака,
Волшебная со звоном вода у родника.
А на краю опушки в глубь терема маня,
Часы с живой кукушкой приветствуют меня.

(Звучит грамзапись «Голоса птиц».)

Ученик:

Давайте улыбаться, как хорошо вокруг!
Природа наш хороший, наш добрый верный друг.
Для нас лесной кузнечик споёт среди травы.
А ветер нам сыграет на клавишах листвы.

Ведущий: Какие красивые и правильные слова. Действительно, природа – наш лучший, верный друг. Но природа нас многому ещё может научить. Ребята, а вы знаете, чему учит природа?

Ученик:

Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду,
И к тому же в их труде
Всё по справедливости.
Отражение в воде –
Учит нас правдивости.
Снег нас учит – чистоте,
Солнце учит – доброте,
И при всей огромности –
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех народ
И большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.

Ведущий: 

Прискакала к нам синичка
На пружинках-ножках.
Не устала ль ты, певунья?
Отдохни немножко.
Не стесняйся, говори.

(На сцену выходит синичка. Она поёт на мотив русской народной песни «Во саду ли, в огороде».)

Синичка:

Я – синица-озорница,
Я – весёлая певунья.
У кого училась я,
Вы спросите соловья.
Я – синица-озорница,
Мне жучок зелёный снится.
Я жуков всегда люблю,
Ими синичат своих кормлю.

(Выбегают два мальчика, ловят синичку сеткой.)

Мальчик 1:

А-а, попалась, птичка, стой!
Не уйдёшь из сети,
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете.

Синичка:

Ах, зачем я вам,
Маленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети.

Мальчик 2:

Нет, не пустим, птичка, нет!
Оставайся с нами.
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями.

Синичка:

Ах, конфет я не клюю,
И не пью я чаю,
В поле  мошек я ловлю,
Зёрнышки сбираю.

Мальчик 1:

Там замёрзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке.
А у нас-то в золотой
Будешь жить ты в клетке.

Синичка:

О, не бойтесь, в тёплый край
Улечу зимою.
А в неволе светлый рай
Будет мне тюрьмою.

Мальчик 2:

Птичка, птичка! Как любить
Мне тебя бы стали,
Не позволили б грустить,
Все б тебя ласкали.

Синичка:

Верю, дети, но для нас
Вредны ваши ласки.
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки.

Мальчик 1 и 2 (хором):

Правда. Правда! Птичка,
Ты не снесёшь неволе.
Ну так, Бог с тобой, лети,
И живи на воле.

(Мальчики отпускают птичку.)

Ведущий: Правильно вы сделали, ребята, что синичку отпустили, потому что не живётся, не поётся без небес. А кроме синички вы знаете других птиц? (Отвечают дети из зала.)

Ученица:

На опушке под кустом
Приютился птичий дом.
Из травы и прядей мха
Вышла дачка неплоха.
Птичий домик чист и сух,
На полу настелен пух.
А в пуху, как на перине,
5 яичек посредине,
5 веснушчатых яиц,
Это 5 задорных птиц.
5 больших друзей лесов,
5 волшебных голосов.
Раз, 2, 3, 4, 5 –
Только в руки их не брать,
Чтобы мать (а то беда!)
Вдруг не бросила гнезда.
Не бывать тогда птенцам,
Не бывать тогда певцам.

(Дети исполняют песню «У дороги чибис».)

(Под музыку на поляну выходит царь Берендей.)

Берендей:

Царь лесной я, Берендей,
Друг всех птиц и всех зверей.
В чаще я густой живу,
К людям редко выхожу,
Моё царство всех чудесней:
Шум листвы и птичьи песни,
Мягкие перины мха
И журчанье ручейка.
По лесу брожу весь день я,
Охраняю тишину.
Я со всем лесным народом
Разговаривать могу.
Тем, кто слаб – даю советы,
Замечаю все приметы,
Мне по нраву только тот,
Кто лесной мир бережёт.
Кто берёзу не сломает,
И пичужку не спугнёт,
Мухомор сшибать не станет,
И костра не разведёт,
Кто всегда в моём лесу
Уважает тишину!

Погляжу пойду, всё ли в моём царстве спокойно. (Уходит)

(Под весёлую музыку выходит хулиган.)

Хулиган:

Ух-ты, лес-то какой!
Что-то ни зверей, ни птиц сегодня не видать.
А мне нужно срочно новую рогатку испытать.
Чем бы заняться? (Увидел муравейник.)
Наконец-то муравейник появился предо мной,
Ну-ка, я для интереса пну его ногой!
Ха! Зашевелились!
А то заспались совсем в лесной тиши. (Муравьи его кусают.)
Ах, проклятые вздумали кусаться!
Ну поплатитесь своей головой!
Не позволю издеваться над собой!
(Бьёт прутом.)
Фу, устал, пора передохнуть,
Позавтракать и снова в путь.
(Ломает берёзку, рвёт цветы, пинает грибы, садится.)
Славно я устроился, где ж моя еда?
Хорошо поесть люблю всегда.
(Достаёт из рюкзака консервы, хлеб, бутылку с водой.)
Вот и отдохнул, могу идти.
А бутылка эта лишняя в пути.
О сосну сейчас я разобью её.
А на стволе я имя вырежу своё.
А чтоб сам я это место не забыл,
Берёзку повалю, пусть будет видно,
Что я здесь был.
Погляжу пойду капканчик,
Вдруг туда попался зайчик?
(Осматривает капкан.)
Вот досада, был, да видно, вырвался косой
И остался только шерсти клок большой.
Не везёт сегодняшним мне днём.
Лучше с Шариком потом сюда придём.

(Уходят вдвоём.)

(На лесной полянку входит царь Берендей, за ним идет медвежонок и плачет.)

Медвежонок: У-у-у!

Берендей:

Что с тобой случилось, бедолага?
Где ты так свою поранил лапу?

Медвежонок:

Шёл я к речке, чтоб напиться,
На стекляшку наступил,
Мне она вонзилась в лапу,
Так, что я заголосил.
Видно, кто-то отдыхал тут
И бутылку здесь разбил.
Отдохнув, пошёл он дальше,
А осколки острые убрать забыл.
Много крови потерял я,
Лапа сильно так болит,
А теперь хожу, ищу я,
Кто бы лапу полечил.

Ведущий:

Никуда, медвежонок, тебе больше ходить не надо.
Ты нашёл кого искал. Наши ребята – друзья природы,
Зверей и птиц, они тебе помогут. Они знают как полечить тебе лапку.

Ученик:

Среди зелёной травки растёт и подорожник,
Которым очень просто лечить порезы можно.
В аптеку за лекарством ходить совсем не надо,
Когда само лекарство растёт с дорожкой рядом.
Приложить подорожник, листочек каждый годен,
Под листком зелёным, любой порез проходит.

(Ребята помогают медвежонку.)

Медвежонок: Спасибо, ребята, что помогли мне. (Уходит.)

Лисичка:

А мне-то как не повезло, лисичке причинили зло.
Там, где люди отдыхали, остались банки с острыми краями.
Из одной так вкусно пахло,
Что не удержалась я и нос свой сунула туда.
А обратно и ни туда и ни сюда.
До сих пор не заживает, а теперь он нарывает.

Ведущий: Милая лисичка, ты не плачь. Ребята и тебе сейчас помогут. Покажут, чем и как вылечить твой нарыв.

Ученик:

Клевер скромен, невелик,
Но хранит он сладкий сок.
Пчёлы ведь к нему недаром
Прилетают за нектаром.
И ещё наш клевер может
Лечить нарывы и ожоги.
Надо только сделать клеверное тесто
И приложить его к больному месту.
Сразу боль твоя пройдёт
И быстро нос твой заживёт.

Лисичка: Спасибо друзья за помощь. (Уходит.)

Берендей: Ой, беда, беда, беда – кто ещё идёт сюда?

Зайчик:

Всего боюсь я, и волка, и совы,
Хорька и горностая, и шороха травы.
Чуть что и сразу тягу, готов задать тотчас.
И даже сплю бедняга, не закрывая глаз.
Да ещё совсем недавно чуть в капкан я не попал.
Очень я перепугался, чуть без лапы не остался.

Берендей:

Да, досталось и тебе,
Натерпелся, кроха.
Даже бабочкою стать
Захотел от страха.
Но не стоит этого желать,
Ведь и бабочка в беду может попасть.
Просто тебе надо быть храбрей.
Как же может без тебя лес мой оставаться?

Зайчик:  Хорошо я очень постараюсь, стать храбрей.

Ведущий: Ребята, а вы знаете ещё какие-нибудь лекарственные травы?

(Ответы детей из зала.)

Берендей: Тихо-тихо, кажется ещё кто-то стонет.

(Появляется девочка в костюме берёзки.)

Берёзка:

Я берёзка белая, в лесу жила,
Горем поделится к вам сюда пришла.
Про мою обиду, про мою беду
С самого начала речь я поведу.
Я шумела весело летом и весной,
Птицы голосистые пели надо мной.
Приходили люди в жаркий летний день,
Радовались, глядя на мою листву.
Радовались люди, что и я живу.
Но житью хорошему вдруг настал конец:
В лес пришёл однажды мальчишка-сорванец.
Он изрезал ножичком всю мою кору,
Было очень больно мне, думаю – умру.
Он не успокоился и поджёг меня!
Корчились листочки, сохли от огня…
Вы ему напомните, сорванцу тому,
Про берёзку стройную в пламени, в дыму…
Ведь берёзка каждая тоже хочет жить,
С ветром шептаться, с ручейком дружить.
Ведь берёзку каждую следует беречь,
Ну зачем берёзку резать или жечь?

Берендей: И берёзке-красавице досталось. Кто же это всё натворил?

Ученица: В лесу был мальчик-хулиган, это он вредил деревьям и кустам.

Берендей: А вы кто такие прелестные дети?

Дети: Мы ученики, а это – Эколобок. Он идёт искать Экоград. Мы узнали о твоей беде и пришли помочь.

Берендей: Вот спасибо вам ребятишки. Помощь ваша мне нужна.

Ученица: Это кто же натворил? Муравейник разорил и бедные муравьи остались без жилья.

Ученик:

Неужели этот тип не знает,
Что лес без муравьёв здоровым не бывает.

Ученица:

Кто муравейник переворошил,
Большое зло для леса совершил.
Давайте это место оградим,
Хоть как-то муравейник защитим.

(Дети огораживают муравейник. Помогают берёзе.)

Ученик:

Берёзонька зелёная кто тебя обидел?
Красоты твоей не видел.
Расти себе,  красуйся и солнышком любуйся.

Эколобок:

В этом лесу побывал мальчик-хулиган
Где же нам этого разбойника найти?
Чтоб срочно с ним беседу провести!
Хочу спросить у вас как надо в лесе отдыхать и куда надо мусор убирать?

(Дети наводят в лесу порядок. Медвежонок, лисичка, зайчик ведут хулигана.)

Медвежонок:

Вот он злостный хулиган.
Это он поджёг сухой бурьян.
Пламя и его не пощадило,
Всю его одежду опалило.
А огонь мы засыпали песком.

Хулиган: Ой! Больно!

Ученик:

Посмотри, что ты натворил,
Мусор и стекло ты разбросал.
Зверей обидел и сам в огне чуть не погиб.

Хулиган:

Прошу простить меня за то,
Что сделал много бед,
Я обещаю на земле
Оставить добрый след,
Природу буду охранять, от хулиганов защищать.
Возьмите меня с собой.

Ведущий: Ну что, дети примем к себе мальчика? Мы его перевоспитаем, он станет настоящим другом природы.

Берендей: Расскажите о повадках диких зверей. (Ответы детей.) Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете повадки зверей.

Эколобок: Царь Берендей, если ты нам доверяешь, то укажи нам дорогу в Экоград.

Берендей:

Скажу вам по секрету,
Вы верно шли, друзья.
Дружите вы с природой,
И Экоградом станет вся наша Земля!

Ведущий:

Вы друзья обещайте:
Не обежать птиц, насекомых, зверей.
Не ломать деревья.
Любить цветы, леса, простор полей.

Дети (Хором): Обещаем!

Ведущий: Наш утренник подошёл к концу. Но мы будим помнить, как надо вести себя в лесу, чтобы не случилось беды. Большое спасибо, до свидания.