"Развитие детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники"

Разделы: Работа с дошкольниками


Наш детский сад работает по программе “Детство”. Эта программа дает возможность творчески подойти к планированию. Из предложенного содержания мы самостоятельно определяем соотношение материала, которое ребенок может усвоить в самостоятельной деятельности, чего можно добиться в совместной деятельности, а что необходимо включить в занятия и другие виды деятельности.

Развитие речи детей является одной из важнейших задач при подготовке детей к школе. Для нас стало необходимым таким образом организовать развитие ребенка, чтобы сам малыш был активным деятелем. Необходимо было заинтересовать детей, вызвать у них интерес к занятиям и в частности к занятиям по развитию речи.

Проработав много литературы по интересующим нас темам, мы остановились на интересных находках таких авторов, как Т.В.Большева, Л.Е.Белоусова. Они предлагают развитие мышления дошкольников, а вместе с тем и развитие речи с использованием мнемотехники или мнемоники. Это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций(2). Этот прием работы конечно не нов, но такая система работы, представленная авторами заинтересовала нас. Так пособие “Учимся по сказке” Т.В.Большевой подробно представляет систему работы. Подбор сказок для работы с детьми младшей группы осуществлен по программе “Детство”. Мы решили начать работу с детьми, используя данное пособие.

Подготовив необходимые материалы, изучив литературу, мы окунулись в интересный мир сказки. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном, творческом процессе работы над произведением. Вначале мы научили детей понимать мнемодорожки. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определенная информация (2). Поскольку она вначале незнакома детям, педагоги брали на себя обучающую роль, т.е. доводили до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Поняв работу с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы. В младшем возрасте по совету автора пособия, мы используем цветные картинки. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствует герою: лиса - рыжая, солнышко – желтое (рисунок 1).

Рис. 1

В начале обучения мы не использовали метод графической зарисовки, но постепенно уже в младшей группе вводили кодирование информации с помощью воспитателя частично, а к концу обучения полную зарисовку на занятии.

Одним из приемов мы используем работу с коллажом. Это лист картона, на который наносятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры и т.д.(2). Это обучающее пособие несет в себе разные задачи. Это и развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т.д. Данное пособие используется на всех видах занятий. Ребенок учится связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста с мнемотехникой, мы отмечаем, что дети с интересом слушают сказку, легко запоминают текст, опираясь на таблицу, воспроизводят содержание. В течение периода работы над сказкой дети выполняют ряд заданий, направленных на интеллектуальное развитие. Так дети знакомятся с буквами, работают над артикуляцией звуков, участвуют в занятиях по изодеятельности, играх, разучивают стихи. Путешествуя в “деревню сказкино” дети осваивают все виды деятельности. Работа в свободной деятельности стала разнообразнее, так как содержание занятий органично вносится в игровую среду. Дети раскрашивают картинки по сказкам, в речевых уголках рисуют отрабатываемые звуки, конструируют дома для героев сказок и т.д.

Одним и интересных приемов является работа с тактильными дощечками. Изготавливаются дощечки с разной поверхностью. На поверхность наклеиваются различные материалы: наждачная бумага, мягкая ткань, крупы, семена и т.д. Данный материал хорош для развития тактильной памяти, воображения, развития речи. Ребенку предлагается закрыть глаза, в его руки вкладывается дощечка. Ребенок, ощупывая поверхность, объясняет, какая она на ощупь, что она ему напоминает. Гладя дощечку с гречневой крупой, ребенок говорит, что это зубастый волк, у него зубы острые, он злой. Получая дощечку с мехом, отвечает, что это лиса, хитрая, пушистая. У нее длинный пушистый хвост, она красивая.

Так как дети младшего возраста очень любопытны и им трудно сдержаться, не открыв глаза, мы используем для этой игры традиционный чудесный мешочек. Здесь дети уже имеют возможность не только обследовать предложенную дощечку, но и выбрать из большого количества в мешочке самостоятельно (рисунок 2).

Увидев ценность данной работ, ее результативность мы с легкостью включаем данную технику во все виды занятий. Так как наш детский сад осуществляет приоритетное экологическое развитие детей, данный прием работы с детьми очень помогает нам в решении этих задач. Использование моделирования в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие “сезон как время года”, запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года и описания различных предметов и т.д. Мнемотехника прочно вошла в жизнь детей нашей группы. И придя к концу дошкольного возраста, дети пользовались схемами во всех видах деятельности, самостоятельно зарисовывали опыты, результаты наблюдений, составляли планы рассказов.

Совместно с воспитателями дети изготовили мнемотаблицы на многие программные сказки, схемы описательных рассказов одежды, овощей и фруктов, игрушек, человека, погоды, модели потребностей растений и ухода за ними, признаков живой природы, круглого года и т.д.

Мы отмечаем, что наглядность в виде моделей любого плана, помогает детям в освоении многих задач. Дети развиваются всесторонне. Кроме специфических умений присущих определенным видам деятельности, наши дети хорошо подготовлены к школе, где важно развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. Мы решаем вопросы подготовки к школе комплексно и в этом помогаем мнемотехника.

Используемая литература.

  1. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. – СПб: “Детство-Пресс”,2000.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб: “Детство-Пресс”,2001.