Особенности методической работы в подготовке методической документации (начинающим преподавателям)

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель данной статьи - систематизировать, обобщить имеющийся опыт методической работы, помочь начинающим преподавателям в подготовке методической документации. При этом использован опыт работы цикловых комиссий “ГОУ СПО “Люберецкий техникум сельскохозяйственного машиностроения” Московской области.

В своей методической работе преподаватели обобщают, систематизируют и развивают накопленный педагогический опыт, учитывая достижения современной педагогической и психологической науки. Особенности методической работы в техникуме (по сравнению со школой) - это связь с быстро развивающимся производством, передовой технологией, будущей специальностью учащихся. Это не исключает необходимости и интеллектуального развития каждого молодого специалиста, воспитания у него культуры речи, исторического мышления, бережного отношения к природе.

Методические работы преподавателей можно условно разделить на две группы:

  • методические пособия (руководства);
  • методические разработки.

Методические пособия содержат советы, рекомендации по изучению предмета, выполнение курсовых и дипломных проектов, решению вопросов практики, выполнению лабораторных (практических) работ. Предназначены они для учащихся техникума, для руководителей курсовых и дипломных проектов.

Методические разработки предназначены для преподавателей техникума и носят научно-исследовательский характер. Условно, по тематике методические разработки можно разделить на 6 основных групп:

  • по методике теоретического обучения;
  • по методике производственного обучения; По методике воспитательной работы;
  • по методике самостоятельного обучения;
  • по общим учебно-организационным вопросам;
  • по развитию учебно-материальной базы.

Наиболее часто разрабатываются в настоящее время такие вопросы, как применение элементов рыночной экономики в учебном процессе, проблемы многоступенчатой подготовки в техникум, проведение занятий с использование ЭВМ, развитие компьютерной грамотности студентов, применение активных методов обучения, видеофильмов, опорных конспектов в учебном процессе, работа малого предприятия в условия техникума, методика проведения занятий во время практики и.т.д.

Методические разработки по методике, например, воспитательной работы могут предусматривать: проведение дней открытых дверей; этику и психологию семейной жизни; организацию КВН в учебном заведении; работу молодежного дискуссионного клуба; формирование специалиста в процессе обучения в условиях рыночной экономики; нравственной воспитание; традиции техникума; студенческое самоуправление.

К методическим разработкам относятся также доклады на педсовете, сценарии кинофильмов, разработка учебной документации: учебных планов, программ, указаний по лабораторным работам, пакетов прикладных программ для работы на компьютере и. т. д.

Методическая работа должна быть выполнена на актуальную тему; иметь элементы анализа и сравнения, обобщения педагогического опыта с учетом достижений современной педагогической и психологической науки; обеспечивать связь изучаемого материала с производством, будущей специальностью учащихся; показывать результаты учебно-воспитательной работы по новой методике; быть конкретной и краткой; удовлетворить требования ГОСТа.

Рассмотрим особенности методических разработок по проведению уроков, лабораторных работ, по курсовому и дипломному проектированию.

Урок остается одним из основных форм обучения и воспитания учащихся.Для преподавателей специальных предметов работа над методической разработкой проводиться в несколько этапов, когда преподаватель последовательно дает ответы на вопросы: для чего нужно изучать новый материал, что нужно изучать ,как изучать.

По учебной литературе, производственными источниками, стандартам необходимо отобрать современный материал. После этого проводиться его систематизация, поиск внутренних закономерностей и главных звеньев, делается, разбивка на разделы. Отобранный материал должен соответствовать уровню подготовки учащихся и времени, отведенному на урок.

Следующим этапом является определение организационной формы проведения занятий, последовательности применения наглядных пособий, использование активных методов и технических средств обучения, отражение вопросов закрепления материала и задания на дом и. т. д. Закрепление материала и задания на дом может быть дано в виде поиска ответов на решение проблемных задач, связанных с производственной тематикой, анализом конкретных производственных ситуаций.

Опыт цикловой комиссии показывает, что несложные схемы, конструкции только тогда уверенно усваиваются большинством учащихся, когда они даются на уроке не в готовом виде, а воспроизводиться преподавателем постепенно, в их внутренней взаимосвязи, с выделением главных звеньев. Например, при изучении технологии изготовления деталей, технологии сборки изделия главным является рабочий чертеж детали или сборочный чертеж изделия.

Особенность проведения лабораторных (практических) работ по сравнению с уроком состоит в том, что преподавателя предоставляется возможность индивидуальной работы с каждым учащимся. И эту возможность необходимо использовать как можно полнее. Учащийся должен не только самостоятельно поставить эксперимент и познакомиться с лабораторным оборудованием, но и провести небольшое исследование, ответить на вопросы проблемного характера и тем самым закрепить теоретические знания.

Основные требования при проведении лабораторных работ, которые необходимо учитывать при разработке методических указаний: понимание учащихся необходимости ее для своей специальности, связь с теоретическим материалом; разумная сложность и конкретность работы, обеспечивающая учащимся возможность понять физические процессы и сделать из них выводы.

При составлении вопросов отчет следует предусмотреть, чтобы лабораторная работа имела законченный, исследовательский характер. Например, в лабораторной работе “Исследование параметров электрической машины” следует указать, что ее электрические параметры закладываются в ТУ контролируются на каждом этапе изготовления. Поэтому задачей лабораторной работы является измерение параметров электрической машины, сравнение их с заданными по ТУ и определение ее эксплуатационной пригодности. Можно также в ответе поставить проблемный вопрос о причинах непригодности машины, если таковая обнаружиться.

Важнейшими завершающими этапами обучения являются курсовые и дипломные проекты. По некоторым специальностям учащиеся кроме дипломного проекта выполняют и курсовые проекты, причем по предметам, относящихся к различным цикловым комиссиям. Поэтому при разработке методических пособий по курсовому и дипломному проектированию необходимо учитывать, что все они должны быть взаимосвязаны и представлять единый комплекс. Например, при описании электрических схем изделий или их конструкций целесообразно использовать самостоятельно разработанную структуру или функциональную схему изделия, схему сборочного состава. При проведении расчетов соблюдать требования ГОСТ 2.106-79.

Методические указания по преддипломной практике должны обеспечивать непрерывность теоретической и практической подготовки учащихся и содержать ссылки на учебную литературу. В них следует предусматривать не только систематизацию заводского материала, но и элемента анализа и исследования. Например: анализ требование к сборке и контролю изделия по сборочному чертежу; анализ элементной базы изделия по электрической схеме; анализ причин брака и рекламаций на изделие; разработку технологической схемы сборки и т.д.

Преподаватели техникума, не ведущие курсовое и дипломное проектирование, не имеют, как правило, представления об оформлении текстовых документов в соответствии с требованием ГОСТа. Поэтому кратко напомним основные требования стандартов при оформлении текстовых документов.

Методическая работа оформляется в соответствии с ГОСТом должна иметь титульный лист; содержание; введение; основную часть; заключение (при необходимости заключение может быть объединено с введением); список использованных источников; приложения; включающие в себя технологические документы, чертежи, таблицы и другие вспомогательные материалы.

Методическая работа должна быть аккуратно написана от руки на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Для разворота таблиц и рисунков допускается формат А3. Текст следует писать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30мм , правое -10мм, верхнее- 15мм, нижнее -20мм. Красная строка -15мм от края текста.

Текст методической работы разделяется на разделы, а при необходимости на подразделы. Разделы и подразделы обозначаются арабскими цифрами. Наименование разделов и подразделов должны быть краткими. Наименование разделов записываются прописными буквами в виде заголовков (посередине, симметрично тексту). Наименование подразделов записывают строчными буквами (кроме первой прописной). Расстояние между заголовком и текстом не менее 15мм, а между заголовками раздела и подраздела не менее 10 мм. Подчеркивать заголовки недопустимо. Каждый раздел начинается с нового листа.

В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименования) с указанием номеров листов, на которых начинается материал разделов (подраздела, пункта).

Листы номеруют арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию, хотя номер на нем не ставиться. На последующих листах номер проставляется в правом верхнем углу без точки. Иллюстрации обозначаются словом “ Рис. ” и номеруются в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Таблица 1.2. В тексте указываются ссылки на используемые источники. Например, [З], С.12. Список используемых источников располагается в порядке их упоминания в тексте работы.

Приложение располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. В правом верхнем углу листа приложения указывается его порядковый номер.