Открытый урок в 4-м классе по русскому языку на тему "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном (на базе словарных слов)"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

1. Познакомить детей с написанием новых словарных слов.

2. Закрепить знания о роде, склонении имён существительных, о родовых окончаниях имён прилагательных. Повторить написание изученных словарных слов.

3. Развивать речь учащихся.

4. Воспитывать аккуратность ведения записей в тетради.

Оборудование:

1. Карточки со словарными словами.

2. Перфокарты.

3. Карточки с гласными буквами.

4. Мяч.

5. Фланелеграф.

6. Карточки с однокоренными словами для работы на фланелеграфе.

7. Рисунки с изображением животных и растений.

Ход урока

- Сегодня на уроке русского языка мы отправляемся в путешествие в страну словарных слов.

- Какие слова мы называем словарными? (Слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить)

-Предлагаю следующие виды транспорта. Комментируем по цепочке и записываем через запятую: метро, ракета, трамвай, автобус, корабль. 1Зрительный диктант1

-Выберите из этих имен существительных существительное мужского рода, состоящее из трёх слогов. (Автобус)

- Правильно, именно на автобусе мы отправимся в путешествие. Идём на вокзал и приобретаем в кассе билеты. Но ветром сорвало некоторые буквы. Восстановим надписи.

- Каждый из вас получит билет, если назовёт словарное слово- существительное в форме множественного числа на тему “Школа” /Диктант по памяти: тетради, учитель.../

Билеты-перфокарты раздаются ученикам, выполнившим задание.

– Ваш билет будет действительным, если вы вставите в данные слова нужные буквы.

Образец билета- перфокарты

с

н

д

ф

*

*

*

*

*

*

нтябрь

ктябрь

ябрь

кабрь

нварь

враль

- Взаимопроверка: обменяйтесь билетами. Я называю только вставленные буквы – е, о, о, е, я, е. Верните друг другу билеты.

- Скажите одним словом, что здесь перечислено: сентябрь, октябрь…- это (месяцы)

Слово “месяц” - многозначное. Первое значение – это единица измерения времени, второе – месяц – небесное тело.

Придумайте предложение со словом месяц в значении “единица измерения времени” (Я целый месяц отдыхала в деревне у бабушки). А теперь со словом месяц в значении “небесное тело” (В эту ночь месяц блестел на небе.)

Просклоняем слово месяц.

Один ребёнок работает у доски, остальные в тетрадях.

- Путешественники, чтобы скоротать время в поездке, часто разгадывают кроссворды. А вы любите разгадывать кроссворды?

Кроссворд на доске /Творческий диктант/

По горизонтали:

1. Приём пищи в середине дня (обед)

По вертикали:

2.

Мчусь, как пуля я вперёд.
Лишь поскрипывает лёд.
Да мелькают огоньки,
А несут меня … (коньки)

3. Шестой день недели (суббота)

4.

На ледяной площадке крик,
К воротам рвётся ученик.
Кричат все: “Шайбу, клюшка, бей”.
Весёлая игра … (хоккей)

- Составьте текст из 3-4–х предложений, где были бы использованы все эти слова: суббота, коньки, хоккей, обед. /Развитие речи/

- Посмотрите в окно автобуса и запишите в своих тетрадях в два столбика, какие вам в пути встретятся животные и растения. В первый столбик запишите животных, а во второй – растения.

Учитель показывает иллюстрации с изображением сороки, берёзы, малины, медведя, воробья, осины. /Картинный диктант: выборочный/

- Проверим написание словарных слов при помощи карточек.

Один ученик читает названия животных (растений) так, как они произносятся, а все показывают карточку с буквой, написание которой мы запоминаем в этом слове.

– Остановка, выходим из автобуса.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
А деревцо всё выше, выше, выше.

- Отдохнули? Едем дальше.

- Какое словарное слово вы произносили во время физкультминутки? (Ветер)

– Закачалось деревцо под названием …

Учитель выставляет карточку со словом “рябина”. Сегодня мы познакомимся с написанием этого нового словарного слова.

Прочитайте про себя это слово, а теперь два раза вслух. Запишите его в словарик.

Показывается рисунок с изображением ветки рябины.

- Слово рябина произошло от славянского слова ряб, что означало рябой, пёстрый. Ведь сочетание мелких ярко-зеленых резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого дерева вызывает такое ощущение, что в глазах рябит.

- Подберем однокоренные слова с корнем “рябин”

Учитель на фланелеграф прикрепляет слово “рябина” с выделенным корнем, а затем и его значение…

- Перечислите, при помощи каких суффиксов вы образовали однокоренные слова?

Запись предложения с комментированием и разбор его по членам предложения: Алые гроздья рябины свисают над окнами.

- А теперь поиграем в игру “ Кто быстрее?”

Кто быстрее подберет антоним, слово из словаря, к данному слову?

-юг (север)

/Учитель бросает мяч ученику, поднявшему руку. Он его ловит и, называя антоним, возвращает мяч учителю /

-белый (черный)

- поражение (победа)

2) Кто быстрее подберет синоним /игра с мячом/

- друг (товарищ)

- холод (мороз)

- труд (работа)

3) Из каких слов убежали гласные? Назовите эти гласные.

П М Д Р

(Помидор. Гласные: о, и, о.)

Г Р Ц

(Огурец. Гласные: о, у, е.)

Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 185. Найдите упражнение № 493. Прочитайте задание. (Спишите словосочетания. Вставляя пропущенные окончания у имен прилагательных. Укажите род.)

Разберем образец.

Ср.р Ср.р

(Сладкое яблоко.

Яблоко ( какое?)- окончание-ое, -ее –сладкое. В данном случае – ое. Яблоко – оно, мое. Это существительное среднего рода. Яблоко (какое?) сладкое. Значит и связанное с ним прилагательное среднего рода)

Самостоятельная работа. Проверка.

- Какие знакомые вам словарные слова встретились в этом упражнении?

( Яблоко, черная, земляника, арбуз)

В упражнении есть еще одно словарное новое для вас слово, написание которого мы сегодня запомним. Это слово – лимон. Подчеркните в этом слове безударную гласную “и”.

А чтобы лучше запомнить его написание, я вам расскажу забавное стихотворение.

Что за ли?
Что за мон?
В звуках нет смысла.
Но едва шепнут
- Лимон-
Сразу станет кисло.

Давайте выучим это стихотворение.

На этом наше путешествие в страну словарных слов закончилось.

Но со словарными словами мы будем еще встречаться на наших уроках русского языка.

Итог урока. Выставление оценок.