Программа кружка вязания крючком "Волшебные узоры"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Данный кружок рассчитан для обучающихся 7-9-х классов средней общеобразовательной школы и рассчитан на 34 часа.

Кружок организуется в целях углубления знаний учащихся в разделе рукоделие в учебном предмете “Технология” и предпрофильной подготовки, который является ориентационным, так как направлен на ориентацию обучающихся в мире профессий или на выбор профиля в 10 классе, а именно технический и художественно- эстетический.

Вязание крючком - один из древнейших видов прикладного искусства. В наши дни стало модным украшать одежду и предметы быта изделиями, связанными коротким крючком и длинным. Данная программа рассматривает несколько видов вязания крючком. Это филейное вязание, ажурное вязание, вязание брюггерского кружева, тамбурное вязание, из которых можно создать различные изделия: салфетки, панно, прихватки, создать узоры для наволочек, манишек, кофточек, платьев, жилетов, пальто.

Задачи:

  1. Освоение техническими и специальными знаниями при изготовлении изделий крючком;
  2. Овладение техникой вязания крючком брюггерского кружева, филейного вязания, ажурного вязания, тамбурного вязания, общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектной деятельности, навыкам безопасности труда.
  3. Развивать познавательный интерес, интеллектуальные, творческие способности.
  4. Воспитывать трудолюбие, терпение, целеустремленность, предприимчивость.
  5. Данная программа предусматривает изучение приемов вязания брюггерского кружева, ажурного вязания, филейного вязания, тамбурного вязания и применение его в современных условиях. Содержание программы соответствует двум уровням сложности.

Базовый уровень

Знать
  1. Историю возникновения вязания крючком и его видов ;
  2. Сведения о нитках, крючках, используемых для вязания кружева;
  3. Основные элементы вязания крючком
Уметь
  1. Готовить материалы к работе;
  2. Подбирать нити по цвету;
  3. Читать схемы кружева;
  4. Выполнять простые брюггерские, ажурные кружева; филейную сетку, тамбурное полотно

Повышенный уровень

Знать
  1. Разновидности вязания крючком (ажурное, филейное брюггерское, тамбурное вязание,
  2. Цветовую композицию при выборе ниток;
  3. Методику проектной деятельности.
Уметь
  1. Различать виды вязания крючком;
  2. Выполнять изучаемые виды вязания крючком;
  3. Подбирать нити с учетом цветовой композиции;
  4. Оценивать художественные изделия, выявлять особенности;
  5. Выполнять мини-проект

Режим проведения занятий – традиционный.

Формы проведения занятий – теоретические, практические, лабораторно- практические, проектная деятельность.

Используемые методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • метод проекта

Уровни обученности - репродуктивный, новшество, новаторство. (по Серебренникову Л.Н)

Репродуктивный уровень – обучающиеся знакомятся с историей брюггерского кружева, его изделиями, способами их изготовления.

Новшество – на основе полученных знаний обучающиеся овладевают техникой вязания брюггерского кружева. Самостоятельно подбирают схемы, материалы, инструменты, оборудование.

Новаторство – обучающиеся выполняют изделия брюггерского кружева самостоятельно по образцам, но с консультацией учителя по необходимости.

В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей возникновения вязания крючком и его видами; с соответствием толщины нитки и номера крючка, с правилами безопасности работы с крючком, с видами тесьмы, с понятием гипюрного вязания.

В процессе практического обучения учащиеся знакомятся со схемами видов вязания крючком, с самостоятельным составлением схем, с выполнением различных видов вязания крючком, с овладением способами соединения данных кружев в узоры. Данная программа направлена на формирование знаний и развитие умений, определяющих выбор будущей профессии во всех сферах социально- трудовой деятельности, а также ориентирует на выбор профессий в 10 классе - художественно- эстетический и технологический:

Человек – человек – умение работать в группе, в коллективе; определять потребности потенциальных потребителей товаров и услуг. Профессии – менеджер, учитель, продавец, технолог, журналист.

Человек – природа – умение выполнять экологические исследования материалов и технологий (способов обработки материалов) с точки зрения здоровьесберегающих технологий. Профессии – лаборант, эколог, повар, биолог – исследователь, агроном.

Человек – знаковая система – умение выполнять расчёты конструкций, строить и читать схемы; рассчитывать экономическую целесообразность изготовления изделия. Профессии – бухгалтер, экономист, программист, конструктор.

Человек – художественный образ – умение моделировать, создавать новые оригинальные эскизы, разрабатывать творческие идеи, создавать изделия, соответствующие своему назначению и ответствующие требованиям современного дизайна. Профессии – стилист, мастер народных промыслов, реставратор, дизайнер, художник – оформитель

Содержание курса разработано с учётом знаний, полученных обучающимися в школьном курсе изучения химии, биологии, экологии, изобразительного искусства и включает в себя межпредметные связи по следующим темам:

  1. Состав и свойства нитей – с биологией, химией.
  2. Гигиенические аспекты готового изделия – с экологией.
  3. Цветовой спектр. Зрительные иллюзии – с изобразительным искусством.

Системы практического обучения:

  1. Предметно-операционная.
  2. Конструкторско-технологическая.

Конечный результат:

  1. Освоение приёмов работы брюггерского кружева.
  2. Выполнение мини-проекта.

Учебно-тематический план.

№ п/п Название темы Количество часов
всего теория практика
1. Правила безопасности труда при вязании крючком. Инструменты и материалы. 1 1  
2. Основные элементы техники вязания крючком 1 0,5 0,5
3. Основные приемы вязания крючком 2 0,5 1,5
4. Ажурное вязание. Его применения. 1 0,5 0.5
5. Чтение схем ажурного вязания 1   1
6. Запуск мини-проекта. Основы проектирования 1 1  
7. Выполнение мини-проекта “Выполнение изделий ажурным вязанием”. Возможные варианты: салфетка (по кругу, из мотивов), прихватка, вазочка, воротничок 4   4
8. Филейное вязание на Вятке. История возникновения. 1 1  
9. Филейное вязание прямоугольной формы 1   1
10. Филейное вязание круглой формы 1   1
11. Мини-проект “Выполнение изделий в технике филейного вязания”. Возможные варианты: салфетка прямоугольная, салфетка круглая, подзоры, наволочка для диванной подушки. 5   5
12. Брюггерское вязание. История возникновения. 1 1  
13. Основные элементы узоров из тесьмы 1   1
14. Способы соединения кружева в узоры. Элементы гипюрного вязания. 2 0,5 1,5
15. Выполнение мини-проекта “Выполнение изделий брюггерским вязанием” возможные варианты: Отделка детской кофточки тесьмой и узорами, воротник, летняя накидка, салфетка, панно, наволочка для диванной подушки 5   5
16. Тамбурное вязание. Его применение. 1 0,5 0,5
17. Способы тамбурного вязания. 1   1
18. Выполнение мини-проекта “Выполнение изделий тамбурным вязанием”. 4   4
Итого 34 6,5 27,5

Литература:

  1. Н. С. Шевченко “Волшебный крючок” Ростов-на-Дону “Феникс” 2003.
  2. Н. В. Фарафошина “Художественное вязание” “Алфавит” 1993.
  3. Т. И. Еременко “Рукоделие” Москва Легпромбытиздат 1989.
  4. В.С. Кришталёва “Вязание узоров крючком” Москва Легпромбытиздат 1989.
  5. Т.А. Терешкович “Школа вязания” Минск “Полымя” 1995.
  6. “Модели сезона” № 3,4 1992.
  7. “Журнал мод” 2005 г.

Приложение.