Нетрадиционные виды творчества на занятиях по изобразительному искусству (цикл открытых занятий, мастер-класс)

Разделы: Технология, Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


План семинара:

  1. 9.00.-9.30. Сбор преподавателей. Знакомство с изостудией “Волшебная кисточка”.
  2. 9.30.-9.40. Выступление методиста по ИЗО КОИРО Трошиной Г.В.
  3. 9.40.-9.50. Вступительное слово заведующей Ленковец Л.М.
  4. 9.50.-10.05. Вступительное слово педагога дополнительного образования по изобразительному искусству Худоба И.В.
  5. 10.10.-10.40. Открытое занятие “Осенний лес”. Лепка. Худоба И.В.
  6. 10.50-11.20 Открытое занятие “Золотая осень”. Аппликация. Худоба И.В.
  7. 11.30-12.00 Открытое занятие “Волшебная осень”. Рисование. Худоба И.В.
  8. 12.00.-12.30. Кофе – пауза.
  9. 12.30.-13.30. Мастер – класс: “Живопись на фольге”. Трошина Г.В.
  10. 13.30.-14.30. Мастер – класс: “Такие разные рыбки” Нетрадиционные виды творчества на занятиях по изобразительному искусству. Худоба И.В.
  11. 14.30.-15.00. Подведение итогов семинара.

Цикл занятий “Образы осенних деревьев”

Цель: Создание образов осенних деревьев различными художественными материалами.

Задачи: Закрепление и обобщение знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.

Тема: Осенний лес.

Тип занятия: Коллективно-индивидуальная работа.

Обобщение и закрепление знаний и умений.

Вид деятельности: Лепка.

Цели:

  1. Создание образа осеннего дерева пластическим способом (индивидуальная работа).
  2. Создание образа осеннего леса пластическим способом (коллективная работа).

Задачи:

  1. Образовательная: закрепление и обобщение знаний и умений по лепке, полученных на предыдущих занятиях.
  2. Развивающая: развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру.
  3. Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, прививать желание работать в коллективе, команде.

Предварительная работа: Рассматривание деревьев, иллюстрации художников пейзажистов, чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про деревья и осень, беседы.

Методические приемы: Расспросить у детей, все ли деревья одинаковы, чем они отличаются; Предложить детям рассмотреть слепленные педагогом деревья, обратить внимание на то, как веточки крепятся на стволе; предложить самостоятельно слепить свой образ дерева. Сюрпризный момент.

Материалы и оборудование:

Для педагога: иллюстрации и рисунки осенних деревьев, слепленные деревья, лесная поляна.

Для детей: дощечки, клеенка на стол, пластилин, стек.

Литература: Н.Б. Халезова “Народная пластика и декоративное искусство в детском саду”, Н.Б. Халезонова “Декоративная лепка в детском саду”, Н. Б. Халезонова. Лепка в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада, Н. Б. Халезанова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. Лепка в детском саду. Книга для воспитателей детского сада, “Детство”.

Музыка: А. Вивальди “Времена года”, Чайковский “Времена года”.

Ход занятия

План:

1.Организационный момент.

2. Эвр. беседа.

3. Творческая поисково-экспериментальная работа.

4. Динамическая пауза.

5. Итог занятия:

а) Выставка и анализ детских работ
б) Прощание

Организационный момент.

П.: Здравствуйте, дети! У нас на занятии гости, давайте их поприветствуем!

Д.: Здравствуйте.

П.: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик - солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

Эвр. беседа.

П.: Скажите а какое время года у нас сейчас? А что осенью происходит с деревьями? Какие деревья вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? Из каких деталей состоит дерево? (ствол, кора, листья, веточки, дупло). Посмотрите на полянку. Что вы видите? Это осенний лес. Чего здесь не хватает? Давайте заполним эту полянку и у нас в группе вырастет свой осенний лес. Посмотрите на рисунки и сами попробуем создать свой образ дерева.

Творческая поисково-экспериментальная работа.

Педагог показывает как лепиться дерево. Дети лепят под тихую музыку.

П.: Вы наверно устали, давайте с вами немного поиграем.

Динамическая пауза:

Физминутка “КЛЕН”

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз – наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.

Ноги на ширине плеч, руки за головой. Наклоны туловища влево и вправо.

Физминутка “РЫЖИЕ КЛЕНЫ”

Все клены стали рыжие,
И ни один не дразнится.
Раз все равно все рыжие –
Кому, какая разница?

Покачивания поднятыми руками. Повороты в сторону, руки в стороны. Покачать руками

Физминутка “ДУБ”

На поляне дуб зеленый
Потянулся к небу кроной.
Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
Ну а мы пройдем немного.
Поднимаем выше ногу!
Походили, порезвились
И на травку опустились.

Потягивания – руки вверх. Потягивания – руки в стороны. Ходьба на месте.

Итог занятия:

а) Выставка и анализ детских работ

П.: Давайте посмотрим, что у нас получилось? Какие красивые деревья! Давайте же быстрее поставим их на поляну, чтобы у нас получился осенний лес. Какое дерево у нас получилось самым веселым, какое грустным, тонким, могучим, смешным? Скажите, дети, у нас получился осенний лес?

б) Прощание

П.: Вы славно поработали сегодня. Давайте попрощаемся с нашими гостями….ой …а что это за нашей полянкой? …корзинка…. С конфетками…. Я же говорила, что солнышко волшебное и видимо оно приготовило нам сюрприз. Берите по конфетке и идите к себе в группу. Встретимся на следующем занятии.

Тема: Золотая осень.

Тип занятия: Обобщение и закрепление знаний и умений.

Вид деятельности: Аппликация.

Цель: Создание образа золотой осени силуэтно - плоскостным способом.

Задачи:

  1. Образовательная : закрепление и обобщение знаний и умений по аппликации (обрывной и отрезной), полученных на предыдущих занятиях, учить детей самостоятельно находить способы изображения для создания силуэтного изображения.
  2. Развивающая: развивать воображение, чувство цвета, чувство ритма, композиционные умения в расположении предметов, эстетическое отношение к окружающему миру.
  3. Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе

Предварительная работа: рассматривание репродукций с осенними пейзажами, наблюдение за осенней природой, чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про деревья и осень, беседы.

Методические приемы: Показать разные изображения “Золотой осени”, обратить внимание на то, как их можно сделать; предложить детям поэкспериментировать с цветной бумагой. Напомнить о правилах работы с ножницами и о том, как вырезаются симметричные детали. Сюрпризный момент.

Материалы и оборудование:

Для педагога: иллюстрации и рисунки осенних деревьев, слепленные деревья на предыдущем занятии, детские работы, корзинка с сухими листьями.

Для детей: альбомный лист, 1/2 синяя цветная бумага, клей-карандаш,  клей ПВА, кисть, клеенка на стол, ножницы, цветная бумага, простой карандаш.

Литература: А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаев “Аппликация в детском саду”, Н. В. Дубровская. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольника технике аппликации и коллажа: Методическое пособие, “Детство”.

Музыка: Вивальди “Времена года”, Чайковский “Времена года”.

Ход занятия

План:

1. Организационный момент.

2. Эвр. беседа.

3.Творческая поисково-экспериментальная работа.

4. Динамическая пауза.

5. Итог занятия:

а) Выставка и анализ детских работ

б) Прощание

Организационный момент.

П.: Здравствуйте, дети! У нас на занятии гости, давайте с ними поздороваемся.

Д.: Здравствуйте.

П.: Сегодня на улице и пасмурно и сыро (светит солнышко). А (И) в нашем зале (тоже) тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.

Эвр. беседа.

П.: Ребята, давайте с вами вместе отгадаем загадку:

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

(осенью)

Входит Осень.

О.: Здравствуйте дети! Не ждали?

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - ...

(осень)

Правильно. А знаете ли вы стихи про осень? Тогда расскажите.

Ребенок 1:

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Ребенок 2:

Осень - рыжая девчонка
Шьет наряды тонко-тонко:
Красные, бордовые, желтые листки -
Это лоскутки.

Ребенок 3:

Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой

Ребенок 4:

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

Ребенок 5:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...

Ребенок 6:

Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....

О.: Ой спасибо, дети, обрадовали меня, теперь и уходить от вас не жалко, зиме место уступить.

П.: А куда же ты Осень собралась, дети так готовились, останься, посмотри как они заниматься будут. Правда дети?

О.: Ну ладно, только я в сторонке посижу.

П.: Дети, подойдите ко мне. Посмотрите на доску. Что это? (аппликация) Как сделаны эти работы? Обратите внимание, что здесь присутствует и отрывная и обрезная аппликация. Как нужно работать с ножницами. Правильно. А теперь давайте сядем и создадим свой образ золотой осени.

Творческая поисково-экспериментальная работа.

Педагог смотрит как дети работают, помогает если у них не получается(индивидуальная работа).

Дети работают под тихую музыку.

П.: Давайте отложим наши работы и немного поиграем и Осень с собою позовем. Давайте встанем в круг.

Динамическая пауза:

Физминутка “ ЖЕЛТЫЕ ЛИСТЬЯ”

Что такое листопад?

Представьте, что ваши кисти рук – это листья.

Раздвиньте пальчики и посмотрите, листья какого дерева напоминают вам ваши руки. (Клена)

Сделайте свои листики твердыми, напряженными, тугими.А теперь листочки повисли: расслабьте руки.

Теперь покажем, как качаются листики на ветру.

Теперь листики дрожат на ветру.

Проверить напряженность пальцев .Упражнение повторить. Руки согнуты в локтях, кисти рук слегка свисают и качаются из стороны в сторону. Быстрые движения пальцами рук.

Физминутка “ЛИСТОЧКИ”

Мы листики осенние
На ветках мы сидели.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели

Покачивания. Руки в стороны. Присесть. Покачивание рук над головой

Осень раздает детям сухие листочки и они разносят их гостям. О.: Летите, листочки, прям в руки нашим гостям и потом сразу возвращайтесь на места.

Дети заканчивают работу.

Итог занятия:

а) Выставка и анализ детских работ

П.: Давайте посмотрим, что у нас получилось? Осень, посмотри! Давайте повесим их на доску и все вместе ими полюбуемся! Какая осень у нас самая золотая, веселая, грустная? Чьи работы получились самыми интересными?

б) Прощание

П.: Вы славно поработали сегодня. Скажите, дети, у вас получилась золотая осень? А какая же она? Понравилось вам на занятии? С каким настроение вы уходите? Спасибо вам за творчество. Попрощаемся с нашими гостями.

О.: Ой.. а я так деток не отпущу, они такие хорошенькие и я им сюрприз приготовила. Вот, вам, детки, по конфетке.

П.: Дети, давайте и осень проводим в дальний путь и скоро зиму встречать будем. А теперь идите к себе в группу. До встречи на следующем занятии.

Тема: Волшебная осень.

Тип занятия: Обобщение и закрепление знаний и умений.

Вид деятельности: Рисование.

Цель: Создание образа волшебной осени живописным или графическим способом.

Задачи:

  1. Образовательная: закрепление и обобщение знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях, учить детей самостоятельно находить способы изображения для создания осеннего пейзажа.
  2. Развивающая: развивать воображение, чувство цвета, чувство ритма, эстетическое отношение к окружающему миру.
  3. Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание репродукций с осенними пейзажами, наблюдение за осенней природой, чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про деревья и осень, беседы.

Методические приемы: Рассмотреть с детьми детские рисунки, определить какими материалами они нарисованы; напомнить с чего надо рисовать пейзаж, как надо рисовать дерево (ветки, ствол). Сюрпризный момент.

Литература: И. В. Тюфанова. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников; И. Г. Швайко, Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Программа. Конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Подготовительная группа; Т. А. Копцева, Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная); Т.М. Бондаренко, Комплексные занятия в подготовительной группе д.с. практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.

Музыка: А. Вивальди “Времена года”, Чайковский “Времена года”.

Ход занятия:

План:

1. Организационный момент.

2. Эвр. беседа.

3. Творческая поисково-экспериментальная работа.

4. Динамическая пауза.

5. Итог занятия:

а) Выставка и анализ детских работ

б) Прощание

Организационный момент.

П.: Здравствуйте, дети! У нас на занятии гости, давайте их поприветствуем!

Д.: Здравствуйте.

П.: Ребята, вы сегодня такие славные, как красиво улыбаетесь, такие все веселые и красивые. Покажем всем, какие вы веселые?

Солнышко проснулось и потянуло лучики. Покажите, как солнышко просыпается? (мимикой, жестами дети изображают солнце, улыбаются). Теплые лучики ласковое солнышко посылает к нам. Поднимем руки, они лучики – ласковые, добрые, нежные. Прикоснемся осторожно ручками-лучиками друг к другу, погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее, радостнее.

Эвр. беседа.

П.: В последнее время на улице так мало солнечных лучиков. Отгадайте пожалуйста загадку.

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

(осенью)

Д.: А мы еще знаем загадки про осень!

П.: Ну загадайте.

Ребенок 1:

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

(осень)

Ребенок 2:

Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (осень)

П.: Давайте послушаем стихотворение про осень.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

П.: А вы знаете какие-нибудь стихи про осень? (если дети знают, то рассказывают стихи.)

Творческая поисково-экспериментальная работа.

П.: Дети а что происходит осенью? Послушайте музыку (играет музыка А.Вивальди “Времена года” октябрь) Какие впечатления она у вас вызывает? На что она похожа? Подойдите ко мне и посмотрите на рисунки. Что на них изображено? (осенние пейзажи), Какими материалами? А с чего мы начнем рисовать наш осенний пейзаж? Подумайте какая у вас будет осень? Грустная или радостная? А теперь садитесь за столы да давайте создадим свою волшебную осень. Выбирайте любые материалы.

Дети рисуют под тихую музыку.

П.: А теперь отложили карандаши и кисти давайте с вами немного отдохнем и поиграем.

Динамическая пауза:

Физминутка “ОСЕНЬ”.

Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап!
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох!
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб.
Кто нашел его друзья?
Это я, это я, это я?

Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх.

Приседания с прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладони “смотрят” вниз.

Медленно подниматься, держась руками за голову, как за шляпу.

Стоя прямо, пожимать плечами.

Прижимая руки к груди, утвердительно кивать головой.

Физминутка “ВО ДВОРЕ СТОИТ СОСНА”

Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.

Стоя на одной ноге, подтянуться – руки вверх, то же самое на другой ноге. Наклоны корпуса вперед-назад. Рывки руками перед грудью. Приседания. Дети идут на места.

П.: Заканчиваем свои рисунки.

Итог занятия:

а) Выставка и анализ детских работ

П.: Давайте посмотрим, что у нас получилось? Несите все работы ко мне. У кого получилась пасмурная и грустная осень, а у кого веселая и ясная? У кого сказочная? Она вся такая разная! Так какая же осень на самом деле? (волшебная)

б) Прощание

П.: Вы сегодня все отлично поработали. Спасибо вам за творчество. А это вам угощение на объедение. Угощайтесь. Вам пора уходить, давайте прощаться с нашими гостями.

Мастер-класс “Такие разные рыбки”. Нетрадиционные виды творчества на занятиях по изобразительному искусству. Приложение 1.

Педагога дополнительного образования по изобразительному искусству

Худоба Инны Владимировны

Цели:

1. Создание образов различных рыб.

2ю Знакомство с различными материалами, методами и приемами работы с ними.

3. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

4. Выявление уровня развития воображения у детей.

5. Создание благоприятной среды для развития воображения и творческих способностей у детей.

Задачи:

а) Образовательная: познакомить детей с подводными обитателями; научить детей рисовать различные виды рыб, различными способами, пользоваться разнообразными материалами, техниками рисования, использовать нетрадиционные приемы рисования;

б) Развивающая: развивать воображение, творческие способности, эстетическое восприятие, образное и логическое мышление, мелкую моторику мышц руки, зрительную координацию глаза, чувство ритма, чувство цвета, интерес к изобразительному искусству.

в) Воспитательная : воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к живой природе; вызывать желание помочь; воспитание аккуратности и усидчивости; уважения к труду других людей. Вызывать положительное настроение.

Программа мастер-класса:

Представление педагога

Презентация программы изостудии

Показ методических пособий и детских работ

Практические занятия:

“Разноцветная рыбка”. Графика.

“Волшебная рыбка”. Гроттаж.

“Сказочные рыбки”. Рисование песком и красками.

“Необыкновенная рыбка” Рисование песком и бросовым материалом.

Занятия:

“Рыбка из кружочков”. Аппликация. Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3.

“Рыбки плавают в водице”. Аппликация. Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6.

“Волшебная рыбка”. Рисование ватными палочками. Рисунок 7, Рисунок 8 .

“На дне морском”. Акварель и восковые мелки. Рисунок 9, Рисунок 10 .

“Морские жители”. Отпечатки ладошек. Рисунок 11.

“Наш аквариум”. Пальчиковая живопись. Рисунок 12.

“Разноцветная рыбка”. Графика. Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15.

“Золотая рыбка”. Живопись. Рисунок 16, Рисунок 17.

“Подводное царство”. Графика, живопись. Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20, Рисунок 21, Рисунок 22, Рисунок 23.

“Веселые рыбки”. Плоская лепка. Рисунок 24, Рисунок 25, Рисунок 26, Рисунок 27.

“Волшебная рыбка”. Гроттаж. Рисунок 28.

“Сказочные рыбки”. Рисование песком и красками. Рисунок 29, Рисунок 30.

“Необыкновенная рыбка”. Работа с крупой и бросовым материалом.

Рисунок 31.

Уважаемы педагоги! Желаю Вам успеха в творчестве! Все зависит от Вашей фантазии…..

Рисунки (Приложение)