Развитие личности в процессе воспитательной работы и дополнительного образования

Разделы: Внеклассная работа


“Воспитание – великое дело: им решается участь человека”. Эти хорошо известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время. Ведь, действительно, судьба человека зависит от того, как он воспитан. Воспитательная работа в нашей школе начинается с изучения личности ученика, при этом каждого из всех вверенных классному руководителю. А изучать личность – значит пытаться понять ребёнка, его интересы, стремления, характер, семейные условия, которые оказывают на него влияние, и многое другое. Должна отметить, что склонности и способности можно образно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. Основой основ воспитания является стремление и умение педагога “подметить в каждом ребёнке его наиболее сильную сторону, найти в нём ту “золотую жилку”, от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребёнок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки”. Во втором году обучения в своём классе провела тест-анкету для выявления интереса ребёнка. Так как без должного участия семьи не могут быть продуктивно решены задачи обучения и воспитания младшего школьника эта работа проведена вместе с родителями. Она направлена к тому, чтобы помочь ребёнку в процессах самопознания. Ребёнок должен осознавать черты своей неповторимости. Рисование, пение, танцы, спорт, рукоделие и т.п. способствуют общему развитию ребёнка, помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Осознание этих качеств помогает ему найти своё место в жизни, почувствовать себя личностью. По результатам прогнозируется развитие личности ребёнка, определяется зона его ближайшего развития. Итогом анкеты выявлены такие способности как интеллектуальные, художественные, музыкальные, технические, спортивные, занятия научной работой, литературные дарования, артистический талант. Перед нами, классными руководителями, ставится вопрос: что необходимо сделать, чтобы процесс становления и проявления индивидуальности, развития ребёнка как личности протекал успешно? В первом году обучения совместно с родителями составила индивидуальный план развития каждого ребёнка по годам обучения в начальной школе. С каждым годом круг интересов увеличивается. В 1-м классе план развития Николаевой Нарыйи выглядел таким образом:

Деятельность ребёнка Цели и задачи Дидактические принципы Результат
1 Учебная деятельность Освоение основных разделов, положительная мотивация к учебной деятельности Доступность и системность обучения. Помощь. Решает простые действия и задачи. Чтение 40-50 слов в мин. Овладение первоначальными письменными навыками
2 Шашки, хабылык, камешки Обучение первоначальным навыкам настольной игры, ход и хитрости. Развитие логического мышления, внимания и воли. Поэтапное развитие и усложнение от простого к сложному. Объяснение. Умеет играть, мыслить, побеждать и поражаться.
3 Чтение художественной литературы (детских писателей) Воспитание любви к книгам, регулярное посещение детской библиотеки. Знакомство с литературой народов мира, писателями Учитывание возрастных особенностей. Развивающие принципы. Знает от 5-10 писателей (якутс. и русск). Посещает детскую библиотеку. Пробует работать и рассуждать. Участие в НПК “Первые шаги” работой “Соки”. Номинация “Актуальность”.
4 Физическая и игровая деятельность Общее физическое развитие. Ознакомление с окружающим миром посредством игры Индивидуальность. Навождение, ответственность. Умеет кататься на 2-х колёсном велосипеде. Физическая нагрузка при выполнении работ по дому

Ответом является то, что наша школа, создавая условия для развития разносторонней, свободной, творческой личности, организует различные мероприятия, работу кружков, клубов, секций. Работают такие кружки, как юнкоровский “Капелька”, компьютерный, “Юный цветовод”, “Умелые ручки”, театральная студия “Мэник Мэнигийээн”, “Мозаика”, хор мальчиков, самоуправление “Лидер”, предметные, секции “Лёгкая атлетика”, “Настольный теннис”, “Подвижные игры”, интеллектуальные клубы “Капельки”, “Почемучки”, “Умники и умницы”, “Эрудит”. И для каждого ребёнка открыты двери. Ребята участвуют в различных мероприятиях, таких как научно-практических конференциях “Первые шаги”, конкурсах рисунков, сочинений, выставках поделок, творческих работ, спортивных соревнованиях по вольной борьбе, лёгкой атлетике, шашкам, шахматам и т.д. Например, ученики моего класса во внеурочное время постоянно посещают детскую библиотеку, развивают свои способности в других учреждениях дополнительного образования, участвуют во всех проведённых школьных, улусных мероприятиях. На 3-ом году обучения имеются хорошие результаты.

Ф.И. Республиканский конкурс “Полярная звезда” Улусные конкурсы рисунков Улусный конкурс сочинений “Безопасное колесо” Улусный турнир по вольной борьбе Улусная НПК “Первые шаги”
Участники Финалисты
1 Тихонова Диана + +   победитель    
2 Николаева Нарыйа + + победитель     номинация “Актуальность”, “Любознательность”
3 Очосов Айаал         победитель  
4 Куприянова Наташа + +        
5 Евсеева Лена +          
6 Егоров Вова +          
7 Тотонов Андрей           номинация “Юный исследователь”
8 Ксенофонтова Маша           номинация “Юный натуралист”
9 Семёнов Жора + + лауреат международного конкурса песен “День рождения”, г. Москва
10 Петров Айсен участник республиканской дистанционной олимпиады по истории “История дружбы и сотрудничества”
11 Михайлова Кристина победительница улусных конкурсов рисунков

Предметные школьные олимпиады среди учащихся 2-х классов

Ф.И. Русский язык Якутский язык
1 К. Маша 1 место  
2 К. Кэрэчээнэ 1 место  
3 Т. Диана 2 место 1 место
4 Н. Нарыйа 3 место 2 место
5 Т. Туйаара   3 место

В заключение хотелось бы надеяться, что наши выпускники смогут найти себя в жизни, потому что будут обладать достаточно широкими и глубокими знаниями и, главное, приучены думать и работать, обладать широким кругозором, начитаны, общительны, доброжелательны, приучены к походам, привиты навыки поведения на природе, оптимистичны, чувствовать заинтересованность, участие, любовь к ним и воспринимать это как норму.