Внеклассное мероприятие по русскому языку в 8–11-х классах "Роскошь человеческого общения, или Речевой этикет"

Разделы: Внеклассная работа


ЦЕЛЬ:

1) расширить знания учащихся об общении с людьми, используя разные формы занятий;

2) обогащение речевого запаса учащихся.

На стенде: эпиграфы о речевом общении.

Приложение 1

Действующие лица: ведущий – учитель, учащийся, юный литературовед, юный историк, юный психолог, юный лингвист, учащиеся, исполняющие сценки.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

ВЕДУЩИЙ:

Состояние современной русской среды вызывает большую тревогу. В период различных социально-экономических потрясений речь тоже испытывает кризис. Рушатся языковые нормы, жаргон звучит даже там, куда раньше вход ему был строго воспрещён, например, в средства массовой информации.

Особенно болезненно эта вседозволенность сказывается на детях и подростках. Вырастая в убогом и агрессивном языковом пространстве, они не умеют правильно выражать свои мысли, зачастую их словарный запас ограничен несколькими десятками слов, штампованными рекламными фразами.

Каждая библиотека может (и должна) противостоять этому явлению. Используя книгу, библиотекарь и учитель учат детей правильному общению, обогащают их словарный запас. Он и сам должен подавать пример правильного речевого поведения – говорить с детьми убедительно, образно, сохранять при этом доброжелательный тон и не допускать жаргонной, вульгарной лексики.

ВЕДУЩИЙ: Знаете ли вы, ребята, что такое этикет? (ответы учащихся)

Учащийся:

Большой толковый словарь русского языка даёт следующее определение этому понятию: “Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения в какой-либо среде, в определённых условиях”.

Этикет определяет правила поведения человека на все случаи жизни: дома и на работе, в театре и в библиотеке, в кругу друзей и уличной сутолоке. К сожалению, далеко не все люди знают и выполняют эти правила, а ведь от того, как мы себя ведём, во многом зависит и наш успех, и отношение к нам окружающих. Очень важно и то, как мы говорим, общаемся между собой. Речевой этикет – один их важнейших элементов человеческой культуры. Мы ещё не знаем человека, но вот он заговорил, и буквально с первых фраз можно судить о его культуре (или бескультурье).

Юный литературовед:

Корней Иванович Чуковский, писатель, литературный критик, замечательный знаток русского языка, в книге “Живой как жизнь”, посвящённой русскому языку, приводит примеры варварского отношения к языку, “извращения речи” (по его выражению)

“Какая-то “дама с собачкой”, одетая нарядно и со вкусом, хотела показать своим новым знакомым, какой у неё дрессированный пудель, и крикнула ему повелительно: “Ляжь!” Одного этого “ляжь” оказалось достаточно, чтобы для меня обозначился низкий уровень её духовной культуры, и в моих глазах она сразу утратила обаяние изящества, миловидности, молодости. Что, например, хорошего мог я подумать о той любящей матери, которая на великолепнейшей даче закричала дочери с балкона: “Не раздевай пальта!”

С глубокой тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в библиотеке три школьника, выбиравшие книгу:

“Возьми эту: ценная вещь. Там один так даёт копоти!”

“Вот эта жутко мощная книжка!”

“Эту не бери! Лабуда! Пшено!

С острой, пронзительной жалостью гляжу на юнцов.

По мнению К.И.Чуковского, этот жаргон свидетельствует о душевном и духовном убожестве говорящего.

Юный историк:

Речь должна быть богатой и выразительной, правильной и красивой, а это возможно только тогда, когда человек постоянно расширяет свой кругозор, развивает ум и сердце, учится размышлять, оценивать свои слова и поступки.

Культура слова – это культура чувств, культура человеческих отношений. Истинно вежливый человек, по мнению французского писателя и философа 18 века Ж.Ж.Руссо, всегда благожелателен к людям. А грубую, невежественную речь многие мыслители прошлого оценивали как отражение различных пороков развития личности: “Неучтивость, - писал французский писатель 17 века Ж.Лабрюйер, - есть следствие многих пороков: пустого тщеславия, отсутствия чувства долга, лености, глупости, рассеянности, высокомерия, зависти”.

А как чудовищно выглядят те из нас, мои юные друзья, которые засоряют свою речь нецензурными словами, то есть сквернословят. Как больно смотреть, например, на милые девичьи уста, изрыгающие матерщину. Ещё древнегреческий философ и учёный Аристотель считал, что “из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков”. Обратите внимание, как тесно, по мнению великих мыслителей, переплетены грубая, вульгарная лексика, несдержанность в общении и склонность к дурным поступкам.

Юный лингвист:

Этот язык, похожий на язык Эллочки-Людоедки из романа И.Ильфа и Е Петрова “12 стульев”, распространён и в языковой среде современного молодого человека: студента, школьника. Эта вульгарная, “людоедская” речь слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива, и отвыкнуть от неё не так-то легко. А отвыкать надо!

Русский язык
Могуч и велик!
Из уважения к предкам
Не позволяйте
Калечить язык
Эллочкам – людоедкам!

Чтение стихотворения Евгений Вестник “Ода русскому языку”

О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!
Кто не глумится над тобой -
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
“ОблЕгчить, нАчать, взАд, принЯл,
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил”.
Ну, ладно б жулик или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку лупят:
“ОсУжденный и инциН дент
БлагА, сочуЙствовать, оглУпят”.
Ну, ладно б только бюрократ -
Кувшинное тупое рыло.
Но журналист, но депутат
Язык недавно исказили.
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верный:
Пора не нАчать, а начАть
Язык наш очищать от скверны.
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной -
Его для внуков сохраните!

Ведущий:

Нецензурная речь оскорбляет слух, она унижает и того, кто слушает, и того, кто говорит. Я призываю вас, ребята, быть непримиримыми противниками матерщины. Выберите такую манеру поведения, когда при вас никто не осмелится произносить нецензурные слова. Вспомните свой класс. Наверняка, одни используют в своей речи нецензурные слова чаще, другие – реже, кто-то не использует никогда. От чего это зависит , по-вашему? (ответы учащихся)

Человек культурный – это обязательно человек, говорящий правильно и красиво. Это должно стать нормой жизни каждого человека.

Юный лингвист:

Что с нами происходит?

Мы, россияне, должны любить свой язык, гордится им. Нуждается ли он в похвалах? Надо говорить о его образности, силе и красоте, способности с удивительной точностью обозначить любой предмет, любое явление, действие, передать любые мысли и чувства, самые тончайшие их оттенки?

Ещё М.В.Ломоносов находил в русском языке “…великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, неясность итальянского, богатство и краткость греческого и латинского”.

А.И.Крылов своим творчеством показал, что писателю можно пригоршнями черпать слова, выражения прямо из речи народной. Всё дальше раздвигали возможности литературного языка, отлаживали его великие мастера – А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.М.Пришвин, М.А.Шолохов…

Александр Иванович Куприн, русский писатель, сказал: “Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью”.

Это высказывание является актуальным и в наши дни.

Ведущий:

Главная функция языка – общение, беседа. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть хорошим собеседником.

(умение внимательно слушать; общая эрудиция ,широкая осведомлённость; отсутствие речевых ошибок; выразительность, красота речи; доброжелательный тон)

(ответы учащихся)

Интонация разговора очень важна, ведь порой не только сами слова, но и тон, каким они произносятся, обижает и оскорбляет окружающих.

Я попрошу вас произнести одну и ту же фразу - “Прошу вас этого больше не делать” - первый раз спокойно, доброжелательно, а второй раз – резко, агрессивно.

(ребята выполняют задание)

Посмотрите отрывок из поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души” (учащиеся разыгрывают сценку Чичиков и Коробочка)

Приложение 2

Ведущий: Услышали разницу?

Предлагаем вам, ребята, посмотреть в исполнении своих товарищей две коротенькие сценки.

Выходят Прохожие (1) и (2)

Сценка 1.

Прохожий (1): Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?

Прохожий (2): О, это совсем недалеко. Идите прямо, потом первая улица направо. Там на углу сквер, вы сразу увидите.

Прохожий(1): Спасибо большое.

Прохожий(2): Пожалуйста, не стоит благодарности.

Сценка 2.

Прохожий(1): Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?

Прохожий(2): Чего?

Прохожий(1): Простите. Я спросил, как пройти на улицу Горького.

Прохожий(2): Первая направо.

Ведущий:

Охарактеризуйте, пожалуйста, участников этих диалогов с точки зрения речевого этикета.

(ответы ребят)

“Напрасно думать, - писал в 16 веке У. Шекспир, - будто резкий тон есть признак лишь грубости и невоспитанности. Ничто не даёт нам права быть невежливыми в разговоре – ни плохое самочувствие, ни неприятности на работе, ни усталость, ни спешка. Достойный стиль разговора с любым человеком – спокойный, доброжелательный, тактичный.

Юный психолог:

Очень трудно перечислить все случаи, требующие соблюдения правил речевого этикета. Остановим свой выбор на такой жизненной ситуации, как знакомство. Посмотрите для начала коротенькую уличную сценку.

(Входят девушка и юноша)

Сценка 3.

Юноша: Девушка, а можно с вами познакомиться?

Девушка: Хам!

Юный психолог:

Молодой человек немного смущён, отнюдь не развязен, однако девушка, обозвав его оскорбительным словом, гордо прошла мимо.

Совет психолога девушке: когда к вам подходит парень и пытается сформулировать что-то, на его взгляд, остроумное, не кривите лицо и не оценивайте насмешливо его “бестолковость”, лучше дайте ему скидку на волнение, улыбнитесь и помогите ему. Если вы решили отказать – делайте это красиво. Чем у девушки выше интеллект и лучше воспитание, тем тактичнее отказ. Как минимум, это в ваших интересах;

Ведь грубый отказ провоцирует ответную грубость и привлекает внимание окружающих. А реакция окружающих почти однозначна - к ней пристают, значит, она того заслуживает. А если она ещё и хамит, значит, она грубиянка и к общению не располагает. Отказывая, поблагодарите парня хотя бы глазами за то, что он вас отметил, за хорошие слова, которые он успел вам сказать. Если он прочитает всё это в ваших глазах и в вашей улыбке, вы расстанетесь друзьями и оба в хорошем настроении.

Милые девушки. Не удивляйтесь попытке познакомиться с вами. Хотя бы посмотрите: кто он? какой он? А вдруг это хороший человек?

Ведущий:

А теперь наши помощники, ваши товарищи, представят вам несколько ситуаций знакомства. Вы услышите только первые слова, которые помогут начать знакомство. Остальное зависит только от вас. Я уверена, что вы люди образованные, милые и симпатичные, читаете не только программу передач и, конечно, сумеете быть интересными. В ситуации знакомства будьте предельно вежливы, не допускайте никакой развязности. И помните: чувство юмора выручает в очень многих жизненных ситуациях.

Молодой человек(1):

Добрый день. Всем известно, что очень неприлично обращаться к человеку, не зная его имени. Давайте мы с вами познакомимся, и тогда разговаривать нам будет легче. Меня зовут Дима. А как зовут вас?

Молодой человек(2):

Мне нужна ваша помощь. У моей сестры день рождения. Я хочу что-нибудь купить, а вот что не знаю. Посоветуйте!

Молодой человек(3):

Добрый день. У меня к вам совершенно не традиционный вопрос. Меня интересует: как бы вы отказали тому молодому человеку, который подошёл бы к вам, улыбнулся и сказал: “Здравствуйте. Давайте познакомимся”.

Ведущий:

Предложите, пожалуйста, ваши варианты ситуаций знакомства. (желающие отвечают)

Ведущий:

Общаясь, человек учится взаимоотношениям с окружающими, развивает себя как личность, учится вести беседу.

Беседа – это искусство. Любая беседа начинается со встречи, поэтому естественно, первые слова приветствия. Самый распространённый вопрос, который следует далее, - это: “Как поживаете? (поживаешь? или “Как дела?”). Затем идут более конкретные вопросы. Беседа получается плодотворной, когда собеседники умеют слушать друг друга.

Научиться правильно слушать намного труднее, чем научиться правильно говорить. С человеком, умеющим слушать, всем хочется общаться, так как люди обычно больше склонны говорить. Терпеливые слушатели встречаются гораздо реже, чем красноречивые говоруны.

Ещё одна ситуация, связанная с речевым этикетом, - разговор по телефону. Посмотрите в исполнение ваших товарищей инсценировку из рассказа Е.Носова “Телефон”. Будьте внимательны, потому что после просмотра мы будем обсуждать речевые ошибки действующих лиц.

Сценка 4.

Мишка: Алло! Алло!

Колька: Алло!

Мишка: Слышно что-нибудь?

Колька: Слышно. А тебе слышно?

Мишка: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?

Колька: Хорошо. А тебе?

Мишка: И мне хорошо! Давай разговаривать.

Колька: Давай. А о чём разговаривать?

Мишка: Ну, о чём… О чём-нибудь… Хорошо, что есть телефон, правда?

Колька: Правда.

Мишка: Вот если бы не было. Было бы плохо… Ну…

Колька: Что “ну”? (пауза)

Мишка: Чего же ты не разговариваешь?

Колька: А ты почему не разговариваешь?

Мишка: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь….

Ведущий:

Как вы думаете, ребята, в чём заключалась главная ошибка Мишки и Кольки? (это был разговор ни о чём)

Ведущий:

А какие правила телефонного разговора вы знаете?(Ещё до того, как снимите трубку, подумайте: действительно ли этот телефонный разговор необходим? При разговоре по телефону надо всегда помнить, что аппарат не может заменить личного общения, и должен служить лишь для передачи какой-либо информации. Телефонный разговор не должен превращаться в болтовню, как у героев Н.Носова)

Ведущий:

Есть ситуации, в которых пользоваться телефоном не рекомендуется. Следует при личной встрече, а не по телефону выражать соболезнования, поздравлять с семейными праздниками, благодарить за подарки, приглашать на свадьбу.

Начиная телефонный разговор, назовите себя и не вопрошайте напрасно: “Кто говорит?”, “Кто у телефона?”, “С кем я говорю?”… В ответ вы, скорее всего услышите: “А кто вам нужен?” Для того чтобы избежать этого нелепого разговора, нужно после того, как вы представитесь, сразу сказать, с кем и по какому вопросу вы хотите поговорить.

При пользовании домашним телефоном соседей старайтесь не злоупотреблять их добрым к вам отношением и отнеситесь с уважением к их времени. Тем более не следует давать своим знакомым номер телефона соседей, как свой собственный; добрососедские отношения могут быть омрачены одним-единственным неумным звонком или неудачным звонком кого-либо из ваших приятелей.

А если по вашему телефону спрашивают то прачечную, то мясокомбинат, то неведомую бухгалтерию? Вам это может порядком надоесть, но всё-таки неучтиво грубить, бросать трубку или проявлять “остроумие” с помощью фраз типа “Нет, это зоопарк”. Лучше спокойно объяснить, что человек ошибся номером, ведь чаще всего в таких случаях виноваты не люди, а автомат.

Даже если вы очень разгневаны, не стоит по телефону кричать, угрожать, грубить. Любой разговор по телефону должен быть предельно вежливым.

Вообще, согласно правилам этикета, любой разговор надо вести спокойно, сдержанно, не допуская крикливых, раздражительных интонаций. Швейцарский мыслитель 18 века И.Лафатер вывел краткую и точную формулу речевого этикета:

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего сказать”

Правила речевого общения отразились и в народной мудрости: русских народных пословицах и поговорках. (Слово – серебро, молчание – золото; Не велико дело – велико слово; Ласково слово не трудно, да споро; Язык мой – враг мой: прежде ума говорит)

Ведущий:

Правилам этикета, в том числе речевого, желательно научиться в детстве, в подростковом возрасте, так как потом будет намного сложнее его осваивать. Более того, можно испытать немало горьких моментов, натыкаясь на неприятие и осуждение окружающих. Воспитанному человеку легче живётся в любом обществе, так как ему привычно и не трудно соблюдать правила поведения в любом коллективе. Воспитанному человеку легче добиться успеха, сделать карьеру, так что постарайтесь, дорогие ребята, не пренебрегать уроками хорошего тона, которые позволят вам чувствовать себя свободно в любом обществе.

ВЫВОД:

- Назовите признаки культурной, правильной речи?

(Учёные выделяют:

  • Правильность речи – литературно-языковые нормы
  • Точность – соответствие мыслям
  • Логичность – доступность пониманию
  • Простота – естественность
  • Богатство – разнообразие используемых языковых средств
  • Чистота – отсутствие жаргонизмов, вульгарных слов
  • Живость – выразительность, образность, эмоциональность
  • Благозвучие – приятное для слуха звучание)

Ведущий:

Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова - словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту…

Игра “Сила Слова”

Приложение 3

Используемая литература.

  1. Статья “Сила Слова”. Журнал “Читаем, учимся, играем”, 12, 2006 г.
  2. Статья “Как Слово наше отзовётся…”. Журнал “Читаем, учимся, играем”, 3, 2006 г.
  3. Роскошь человеческого общения (практикум по культуре общения).