Урок в 8-м классе "География России"по теме "Географическая реставрация природно-хозяйственной зоны"

Разделы: География


Цель урока: систематизация знаний по теме: “Природно-хозяйственные зоны”

Образовательные задачи урока:

  1. Провести “географическую реставрацию природно-хозяйственной зоны по одному из её элементов.
  2. Проверить уровень знаний учащихся природных зон и набора природных компонентов в природных зонах.
  3. Проверить знание и понимание основных закономерностей распределения природных зон.
  4. Проверить знание учащимися основных терминов и понятий по теме.
  5. Развивать умения описывать обьекты, используя нестандартный подход.
  6. Продолжать формировать интеллектуальные умения: анализировать, систематизировать, обобщать.

Развивающие:

  1. Развивать умения мыслить в новых, нестандартных ситуациях.
  2. Развивать гуманитарное мышление путём интеграции знаний, воссоздания целостного, пространственного образа.
  3. Развитие речи, создание словесных образов.

Воспитательная:

  1. Воспитание коммуникативной культуры через умение работать в группе , сообща находить решение проблем и задач урока.

Методы преподавания: поисковый метод(самостоятельное добывание знаний на основе предложенных источников информации, в том числе нестандартных , что повышает “ценность”, “рейтинг” урока.

Оборудование:

  • физическая карта России,
  • карта природных зон России,
  • картины,
  • фотографии,
  • предметы, относящиеся к определённой природно-хозяйственной зоне. Это могут быть лёд, (в банке),
  • клюква,
  • лимон,
  • банка консервированного дальневосточного лосося,
  • этикетка от вологодского масла,
  • колосок пшеницы,
  • кусочек сахара,
  • кедровые орешки,
  • шишки ели,
  • лиственницы,
  • семечки подсолнуха,
  • желудь,
  • лишайник,
  • лист клёна и т.д.

Деятельность учителя:

  1. Обьяснение целей и задач урока.
  2. Разьяснение , что необычное будет на уроке .
  3. Пояснение способа добывания информации из необходимого набора предметов.
  4. Организация поисковой деятельности учащихся.
  5. Коррекция работы и направление её в нужном направлении.
  6. Провести рефлексию урока.

Ход урока

- В начале урока обьявить учащимся , что сегодня будет необычная работа. По имеющимся предметам (лишь по одному только) надо воссоздать облик ландшафта и обьяснить особенности природных процессов и хозяйственной деятельности людей на этой территории.

- Пояснить учащимся, что означает термин “Реставрация” и как его применить в конкретной ситуации.

- Привести аналогию из жизни (восстановление облика животных , живших в различное время, по археологическим раскопкам и находкам предметов, описание быта человека и др.)

Предлагается алгоритм проведения “географической реставрации”

1. Определите, к какой природно-хозяйственной зоне относится данный предмет. Обоснуйте свой выбор.

2. Где располагается данная природно-хозяйственная зона? Почему?

Какие обьекты, процессы, явления являются её границами?

3. Что выделяет эту природную зону среди других?

4. Напишите 10 слов , характеризующих образ жизни людей на этой территории.

5. На карте найдите ближайшее место к своей территории , где можно увидеть эту зону , не изменённую деятельностью человека.

6. Составить “ синквейн” по этой природной зоне.

7. Провести “защиту” своей природно-хозяйственной зоны.