Использование ИКТ на уроках технологии

Разделы: Технология


 

Введение

Сегодня в  процесс  обучения  приходят  новые  информационные  компьютерные  технологии.  Они  основаны на сочетании  информационных  и  вычислительных  возможностей   компьютеров,  средств  звукового  и  визуального  представления  информации.  Учитель  все  яснее  начинает  осознавать,  какие  возможности  дает  компьютер  для  повышения  эффективности  учебного  процесса,  освобождая  и  учителя,  и  ученика  от  многих  рутинных  операций,  и  расширяет  возможности  для  реализации  творческих  замыслов.
Компьютерные  технологии  открыли  новые  возможности  для  создания  самими  преподавателями  иллюстративного  наглядного  материала:  видеофильмов,  слайдов,  слайд – фильмов,  так  как  их  нехватка  остро  ощущается  в  учебном  процессе.
В  настоящее  время  очень  популярны  такие  уроки,  где  весь  или  частично,  учебный  материал  представлен  в  программе  Power  Point (слайд – презентации).  Это  наиболее  удачная  форма  наглядных  пособий,  она  дает  возможность  продемонстрировать  поэтапно  в  движении  некоторые  процессы,  в  зависимости  от  темы,  так  как  схемы,  рисунки,  таблицы  и  т. п.  на  бумажных  носителях  быстро  выходят  из  строя  и  плохо  видны  с  последних  парт.  
Школьникам  нравится  работать  с  компьютером,  и  они  с  удовольствием  включаются  в    деятельность.  Стимуляция  познавательных  интересов  у  школьников  вызывается  новизной  наглядных  средств  обучения.   Систематичность  применения  ИКТ  способствует  формированию  у  школьников  умений  и  навыков  работы  с  компьютером. 
Презентация  может  оформляться  всевозможными  картинками,  схемами,  графиками,  таблицами  и  т. п.,  может  содержать  в  себе  кроссворды,  тесты  и  сопровождаться  звуками,  музыкой  и  речью,  что  позволяет  эмоционально  воздействовать  на  учащихся.  Она  позволяет    лучше  запечатлеть  в  сознании  учащихся  образы,  дает  возможность  ближе  и  лучше  рассмотреть  какие - то  события,  факты,  схемы,  явления;  применить  игровой  момент.  Все  слайд – презентации  представляют  собой  структуру,  работая  с  которой  учитель  может  в  любом  месте  приостановить  показ,  вернуться  назад  или  вперед,  делая  при  этом  комментарии  по  теме.  Необходимо  отметить,  что  использовать  презентацию  возможно  как  фронтально  на  большом  экране,  так  и  индивидуально  для  каждого,  в  зависимости  от  уровня  подготовленности  учащихся  и  оснащения  компьютерного  класса. 
Применение  компьютеров  эффективно  на  всех  стадиях  педагогического  процесса:  на  этапе  предъявления  учебной  информации,  на  этапе  усвоения  учебного  материала  в  процессе  интерактивного  взаимодействия  с  компьютером,  на  этапе  повторения  и  закрепления  усвоенных  знаний  и  умений,  на  этапе  промежуточного  и  итогового  контроля  и  самоконтроля  достигнутых  результатов  обучения.  Такой  подход  позволяет  индивидуализировать  процесс  обучения.
Исследования  последних  лет  показали:  люди  усваивают  20%  услышанного,  30%  увиденного  и  более  50%  того,  что  одновременно  видели  и  слышали.  Поэтому  элементы  ИКТ  очень  важно  и  нужно  вводить  в  традиционный  урок. 
Разработка  презентации  для  урока  является  длительным  процессом,  который  требует  значительных  затрат  времени.  Но,  в  то  же  время  необходимо  отметить,  что  компьютер  в  значительной  мере  снижает  трудоемкость  оформления  создаваемых  схем,  образцов,  текстов,  таблиц,  графиков  и  рисунков.  Отснятые цифровыми  фото -  и  видеокамерами материалы    легче  обрабатывать  на  компьютере.  Возможности  сканера  позволили  вводить  в  компьютер  изображения:  иллюстраций  из  печатных  изданий,  фотографий,  а  графические  редакторы  -  устранять  в  них  дефекты,  выбирать  нужный  формат,  изменять  цвет,  удалять  лишние  детали,  вырезать  отдельные  фрагменты  и  составлять  из  них  отдельные  изображения.
Слайд - фильм,  или  презентация,  как    метод -  современен  и  перспективен,  он  позволяет  учителю  вносить  изменения,  уточнения,  позволяет  корректировать  его  в  любое  время,  обеспечить  лучшее  осмысление  и осознание той  информации,  которую  учитель  хочет  донести  до  школьников.
Все слайд - презентации являются, прежде всего, носителями информации по предмету, облегчают выполнение самостоятельных работ, создают условия для реализации активности и сознательности, учащихся в процессе учебной работы. Разработка и демонстрация слайд - презентаций обучения, а так же применение технических средств обучения - не самоцель, а средство повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся. 
Использование  компьютера  предъявляет  большие  требования  к  организации  учебного  процесса,  которая  должна  отличаться  четкостью,  продуманностью,  целесообразностью.
Существуют  некоторые  условия  успешного  (эффективного)  представления  наглядных  пособий  изготовленных  с   помощью  ИКТ  на  уроке:

  • Хорошее  обозрение  в  кабинете,  которое  обеспечивается  хорошей  видимостью  демонстрируемого  наглядного  пособия  путем  применения  ответствующих  красок  экраном - указателем  и  т. д.
  • Наглядных пособий в презентации должно быть столько, сколько требуется для изучения материала.
  • Наглядное   пособие  демонстрируется  тогда,   когда  в  этом наступила   необходимость   по   времени   и   по   содержанию изучаемого материала.
  • Четкое выделение главного, основного при показе презентации ученикам.
  • Необходимо рационально сочетать демонстрацию и слово.

Слово предваряет,  сопровождает  и  заключает  демонстрацию наглядного пособия   представленного   в   виде   презентации.

  • В процессе восприятия демонстрируемого учащимися следует включать, возможно,  большее  количество  анализаторов:  зрение,  слух   др.;
  • Ограниченность презентации одной только наглядностью не даст положительного результата;
  • Детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных),  необходимых для  выяснения   сущности   демонстрационных   явлений,   а   так   же   для   обобщения усвоенной учебной информации;
  • Систематичность   применения   наглядных   пособий   в виде презентации способствует формированию у студентов умений работать с ними;
  • Мелкие   объекты    использовать   в   качестве   раздаточных материалов;
  • Привлекать         самих   учеников   к   нахождению   желаемой   информации в наглядном пособии, постановка перед    ними проблемных заданий наглядного характера.

Новые  информационные  технологии  помогают  найти  естественный  путь  превращения  школьников  в  активных  участников  учебного  процесса,  а  учителям помогают  совершенствовать  свой опыт и методику,  совершенствуя  таким  образом  и  сам  учебный  процесс.  

Основная часть

Раздел:  Конструирование  плечевой одежды

 Тема:   Построение   чертежа    основы  втачного   рукава

Цели:

  • Сформировать  знания о  разных  покроях  рукавов  и  разновидностях   втачного   рукава.
  • Изучить  названия   срезов  и  конструктивных  линий    рукава,  измерительные  признаки  и  прибавки,  необходимые  для  его  построения.  
  • Развивать  у  учащихся начертательные умения  и  навыки,  самостоятельное  мышление   при  построении  чертежа.
  • Содействовать  воспитанию  точности   и  аккуратности  при  построении  чертежа. 

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор;  экран;

раздаточный материал для  учеников: сантиметровые ленты, масштабные  линейки, карандаши, ластики, бумага для выполнения чертежей в натуральную величину;

для  учителя:  бумажная   выкройка  втачного  одношовного  рукава  в  натуральную  величину.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин.)

Примечания

1

Организационный
момент

 Проверка  готовности
учащихся (наличие инструментов)

 

1

 

 

 

 

Сообщение  темы  и  целей  урока

 

2

Презентация1 Слайд 1-2

2

Изложение нового
материала

 

 

 

 

2.1

Вводная  беседа

Комментирование  слайдов

Смотрят  на  экран, слушают, участвуют  в  беседе

5

Презентация1 Слайд 3-11,
текстовый документ

3

Практическая работа

 

 

 

 

3.1

Вводный инструктаж

инструктирует и показывает; организует индивидуальную самостоятельную работу

осмысливание и выполнение задания

2

3

Презентация1
Слайд  12-14
Презентация2 Слайд  1-7

3.2

Текущий инструктаж

корректировка неправильных действий учащихся, ссылка  на слайды 

самостоятельная индивидуальная
(или  фронтальная)
работа   со слайдами

15-20

Презентация2
Слайд 7-29

3.3

Заключительный инструктаж

анализ выполненных работ

показ выполненных работ

3

 

4

Итог  урока

беседа по вопросам учителя

отвечают на вопросы

3

 

5

Домашнее задание

сообщение домашнего задания

запись в дневник

1-2

 

6

Уборка рабочих мест

 

 

2

 

План - конспект  урока:

1.  Организационный  момент

Учитель  приветствует  всех  присутствующих,  контролирует  готовность  учащихся   к  уроку.
Для  того  чтобы  сконцентрировать  внимание  учащихся  и  настроить  на  рабочий  лад,  целесообразно  на  экране  открыть  Презентацию 1 (слайд  1).  Затем  вместе  с  ними  определить,  чем  будем  заниматься  на  уроке,  что  необходимо  запомнить  и  сделать (слайд 2).

2.  Изложение  нового  материала

2.1. Вводная  беседа (сообщение познавательных сведений,  где  наглядностью являются  слайды)

1) Покрой  рукавов

Покрой  -  это  исторически  сложившийся  характер  членения  одежды  на  детали  определенной  конфигурации  и  размера. 
В  зависимости  от  характера  членения  одежды  по  основанию  рук  различают  изделия  без  рукавов  и  с  рукавами,  которые  могут  иметь  следующий  покрой  (слайд 3).

  • Втачной  рукав.
  • Реглан.
  • Цельнокроеный.
  • Комбинированный.

Рукава  –  важная  часть  изделия. 
Покрой  рукава,  прежде  всего,  определяется   назначением  изделия,  а  так  же  выбранным  для  пошива  изделия    материалом.  От  раскроя  и  пошива  рукавов  во  многом  зависит  внешний  вид  изделия  и  удобство  его  в  носке.

а)  Виды  втачных  рукавов (слайды 4-5):
Покрой  изделия  с  втачным  рукавом  считается  классическим,  так  как  является  постоянным  представителем  моды (слайд  6).
Характерной  особенностью  этого  покроя  является  линия  проймы,  которая  по  своей  форме  соответствует  очертаниям  сечения  руки  по  конечной  плечевой  точке.  Окат  рукава  соединяется  с  прямой  по  замкнутому  контуру.  Втачные  рукава  очень  разнообразны (слайды 7 - 10).

б)  Покрой  реглан (слайды 11 – 12).
Особенностью  этого  покроя  является  незамкнутая  линия  проймы,  идущая  от  линии  горловины,  и  рукав,  цельнокроеный  с  плечевой  частью  изделия.  На  месте  плечевого  шва  располагается  средний (верхний)  шов  рукава  или  вытачка.  Покрой  рукава  реглан  тоже  бывает  различным:  обычный  реглан,  реглан-погон,  полуреглан  и  др.
Мода  обычно  связывает  реглан  с  изделиями  свободного  прямого  силуэта.

Примеание:  для  любознательных  в  Приложении 3  имеется  дополнительная  информация  о  происхождении  рукава  реглан  для  самостоятельного  прочтения. 

в)  Цельнокроеный  рукав  (слайд  13)
С  рукавами  этого  покроя  мы  подробно  знакомились  в  7 классе. Плечевые  изделия  с  цельнокроеными  рукавами  тоже  обычно  имеют  свободный  прямой  или  полуприлегающий  силуэт,  мягкую  округлую  форму  плеча  для  большей  свободы  движения.  Существуют  различные  варианты  цельнокроеных  рукавов:  мягкой  формы,  с  ластовицей,  с  отрезными  бочками,  но  все  их  характеризует  выкраивание  рукавов  вместе  с  передом  и  спинкой.

г)  Комбинированный  покрой 
Комбинированный  покрой  характеризуется  сочетанием  в  одном  изделии  нескольких  вариантов  рукавов.  Например:  рукав  цельнокроеный  с  кокеткой.

д)  Рукава  с  манжетами
Нижние  срезы  длинных  прямых  рукавов  часто  обрабатывают  манжетами:   прямыми  замкнутыми  или  с обработанным  краем  -  их  застегивают  на  пуговицы  и  петли.
Манжеты  могут  быть  цельнокроеными  или  состоять  из  двух  частей:  верхней  и  нижней.
При  построении   рукава  с  манжетой  длину  рукава (Д р)  уменьшают  на  половину  ширины  манжеты.

2) Названия  линий  и  срезов  рукава (слайд 13)
Учитель показывает учащимся выкройку основы втачного рукава, объясняет, что окат - это верхний контур рукава. Рекомендует обратить их внимание на форму нижнего среза выкройки, предложить определить переднюю и заднюю половинки рукава.

3. Практическая работа.

3.1.  Вводный  инструктаж

1)  Снятие  мерок  для  построения  рукава.
Объяснение с практическим закреплением (фронтальная работа  в  парах).
Демонстрируется  (слайд 11)  изображение руки с нанесенными на ней ориентирными точками и линиями измерений. 
Учителю  необходимо  вызвать одну из учениц к  доске  и  показать,  как правильно  снимать  мерки.   Ученицы  вспоминают  правила  снятия  мерок:

- измерения  производят по правой свободно опущенной руке;
-  измеряемый  должен  стоять  прямо  без  напряжения,  не  сгибая  ноги  в  коленях.

Обхват плеча - Оп
Измеряют самое широкое место руки в области подмышечных впадин.

Обхват запястья — Озап.
Измеряют в самом узком месте руки  у сочленения предплечья с кистью.

 Длина рукава - Др.
Измеряют от плечевой точки до нужной длины рукава, учитывая сгиб   руки в области локтя.

2) Исходные  данные  для  построения  чертежа  рукава  (Презентация 2)
Учитель  объясняет,  что  построение  зависит от  фасона рукава, направления моды, особенностей телосложения  и  пр. (слайд  2)  Прибавка  на  свободу  движения  для обычного рукава составляет 5 - 6 см; для рукавов на худые руки  - до 7 см.       
Кроме  того,  для  построения (слайд 3 - 6)  необходимо  дополнительно  найти  высоту  оката.

 3. 2.  Текущий  инструктаж

Учащиеся,  используя  алгоритм (слайды 7 – 29), самостоятельно в рабочих тетрадях  выполняют чертеж  основы втачного рукава  на  типовую фигуру в масштабе 1:4. При наличии времени строят выкройку рукава  по  своим  меркам  в  натуральную  величину (те,  у  кого  изделие  с  рукавами)  или  по  своим  меркам  в  масштабе  1:4.

3. 3.  Заключительный   инструктаж
Учитель  анализирует  работы  и  выставляет  оценки.

4. Итог  урока

4.1  Вопросы:

  1. Какие мерки снимают для построения чертежа основы   рукава?
  2. Почему все мерки для построения чертежа рукава записывают полностью?
  3. Какая  линия  контура  рукава  называется  окатом?
  4. По  какой  формуле  рассчитывают  высоту  оката?

5. Домашнее  задание:

  1. Построить  чертеж  основы  рукава  по  своим  меркам
  2. Повторить  покрои  рукавов,  названия  срезов  и  конструктивных  линий  рукава

6.  Уборка  рабочих  мест

Методические  рекомендации:

Использование  компьютера  предъявляет  большие  требования  к  организации  учебного  процесса,  которая  должна  отличаться  четкостью,  продуманностью,  целесообразностью.  Поэтому  не  нужно  перегружать  урок  его  использованием.  Кроме  того,  важно  во  время урока чередовать  работу  на  компьютере  с  другой  деятельностью  и  проводить  физкультминутки  в  целях  здоровьесберегающих  технологий.
Так  как  на  уроке  много  места  отводится  для  работы  с  компьютером,  то  на  этапе  подведения   итога  урока   не  рекомендую  использовать  интерактивные  или  обычные  тесты  и  кроссворды   на  компьютере.  Целесообразнее  их  дать  на  следующем  уроке,   на  этапе  повторения  и  закрепления  пройденного  материала.
Обратите  внимание,  что  учителю  для  подготовки  урока  ничего  не  нужно,  кроме  выкройки  рукава  в  натуральную  величину. 
Можно  также  осуществлять  самостоятельную  практическую  работу  в  специальных  программах  типа  AutoCAD  или  КОМПАС.  Для  этого  необходимо  заранее  обучать  учащихся  работать   в  этих  программах.