Урок русского языка, 2-й класс, по теме "Непроизносимые согласные в корне"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

- знакомство с новой корневой орфограммой «непроизносимые согласные»;
- дальнейшее развитие умения детей сравнивать, наблюдать, делать выводы, обобщать;
- формирование интереса к родному языку;
- побуждение детей к чтению коми литературы;
- воспитание умения сотрудничать на уроке.

Оборудование:

  • изображение «горы знаний»;
  • карточки со звуками, словами, словосочетаниями;
  • наборное поле с ответами;
  • разрезные карточки-пазлы для каждого ученика

1. Актуализация знаний учащихся.

Я предлагаю вам пойти
Со мною в путь дорогу,
А до вершин горы дойти
Осталось нам немного.
Сегодня снова на пути
Открытия нас ждут,
А знанья, дружба, память, ум
К победе приведут.

(изображена гора знаний, по которой будем подниматься в течение урока)

2. Постановка проблемной ситуации и ее разрешение.

- Дети, вы сегодня готовы совершить открытия? Приступим к работе.

На доске слова:

река, наездник, мосты;
солнце, корабль, дорога;
плот, круг, радостный.

- Какое задание вы хотели бы выполнить с этими словами? (мнения учащихся)
- Прочитайте слова. В каждой строчке найдите «третье лишнее» слово. Почему?
- Что общего в способе проверки безударного гласного и парного согласного? (звук ставим в сильную позицию). Какие знания вам помогли? Слова постепенно вывешиваются на доску (наездник, солнце, радостный).

Продолжаем уверенно подниматься по « горе знаний».

- Давайте вернемся к нашим «лишним» словам. Прочитайте слова так, как они написаны.

наездник
солнце
радостный

- Откройте тетради. Запишите число. Правильно спишите эти слова.

3. Физминутка.

- Произнесите эти слова (хором).
- Вы произнесли эти слова так, как они пишутся. Но по нормам литературного произношения эти слова звучат немного иначе. Попробуйте произнести ( по одному). Произнесите теперь друг другу. Что заметили? (звук не произносится).
Интересно получается, звуки не произносятся, а буквы пишутся. Какой вывод можно сделать о количестве звуков и букв? Вы в этом убедились на примерах.
- Дайте общее название буквам, которые не произносятся. (непроизносимые)

Давайте определимся с темой урока.

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ (открываем запись)

- Какая задача стоит перед нами? (научимся находить слова с непроизносимой согласной, писать эти слова, развивать речь…)
- Докажите, что слова записаны правильно?
- Какой звук не произносится в этом слове (наездник)? ([д]). Проверим.
- Что можно сказать? Поставим звук в сильную позицию. Какое условие соблюдаем при подборе слова?
- Четко произносим этот согласный звук. Он в сильной позиции.

Аналогично, с другими словами.

- В слове солнце я считаю, что количество букв больше , чем звуков. Вы согласны с моим утверждением? ( запись на доске: б.> зв., б=зв., б.<зв.)
Как приветствуют военных? Какой там непроизносимый согласный?
Постепенно на доске появляется запись:

[ д ]
[ в ]
[ т ]
[ л ]

- Вот эти звуки бывают непроизносимыми согласными.
- Молодцы. Опять поднимаемся к горе знаний.
- Итак, вы смогли доказать правильность написания непроизносимых согласных ?
- Давайте посмотрим, что нам говорит об этом учебник с.86.
- Да, иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
- А что для этого надо сделать?
- Что еще нового узнали из правила?

4. Домашнее задание.

- А дома вы поразмышляйте, что общего в звуко-буквенном составе данных групп слов в упражнении 194.

5. Физминутка.

6. Первичное закрепление. Словарно-орфографическая работа.

- Но в русском языке есть небольшая группа слов с непроизносимыми согласными, которые не проверяются. Эти слова нужно запомнить. Найдите в учебнике и прочитайте их как пишутся.
Закройте глазки, представьте, как пишутся эти слова. Я записываю…(в уме)
Какое слово я не написала? Молодцы. Вы каждый определите глазками, на каком уровне вы находитесь на «горе знаний».
- Вы хотите поиграть?
Перед вами наборное поле с ответами. У вас должна получиться иллюстрация. Но она получится в том случае, если вы правильно определите на карточках в словах пропущенные буквы и положите на нужный прямоугольник.

хвас.ливая
л.са

доброе
сер.це

почу.ствовал
плутовку

яркое
со.нце

с.астливый
заяц

Здра.ствуйте,
л.сята

поез.ка
на пл.ту

хлес.нул
веткой

грус.ное
настроение


 

т
и

д

в

л

ч

в
и

д
о

т

т
о

7. Творческая работа.

- Иллюстрацию какой сказки вы видите? (Коми народная сказка «Лиса и заяц». Приложение 1) .
- Если у вас получилось, значит, все правильно определили букву непроизносимого согласного. - Вспомним содержание сказки.
- Что дает нам чтение сказок? (удовольствие, доносит опыт тех, кто до нас жил, фантазировал, учит различать, что такое хорошо, что такое плохо…)
- Я желаю вам еще открыть для себя коми сказки.
- Перед вами некоторые словосочетания, с которыми вы работали. Внимательно посмотрите на слова с непроизносимыми согласными и разделите их на две группы. По какому признаку?

ХВАСТЛИВАЯ ЛИСА
СЧАСТЛИВЫЙ ЗАЯЦ
УБЕЖАТЬ В ЛЕС
ПОПЛЫТЬ НА ПЛОТ ПО ВЫЧЕГДА

- Итак, главные герои этой сказки…(лиса и заяц).
- Предложите задание со словосочетаниями.
- Измените формы слов так, чтобы получились предложения. Запишите, отметьте орфограммы.

8. Итог. Рефлексия.

- Итак, какое открытие мы сделали?
- Оказывается, есть слова, в которых согласные не произносятся, но пишутся. И мы учились проверять такие слова.
- Открытие совершили. Но это только начало. Как вы думаете, все получилось? (мнения учеников).
- Давайте посмотрим, насколько близко каждый из вас подобрался к вершине горы. Оцените сами себя.

Спасибо за урок.