Урок развития речи в 3-м классе специальной (коррекционной) школы XIII вида на тему "Сезонные изменения в природе" (экскурсия)

Разделы: Начальная школа


 

Тема: «Сезонные изменения в природе: золотая осень» (экскурсия).

Цель:

Наблюдение за изменениями в природе.
Развивать умение, делать словесно – логические обобщения, активизировать мыслительную деятельность.
Воспитание эмоциональной адекватности поведения.

Место проведения: Парк культуры и отдыха.

Оборудование: Магнитофон, «ромашка», текст рассказа «Лечебница под сосной».

Словарная работа: в багрец и золото, одетые леса, живая природа, неживая природа.

Индивидуальное поручение: поручить Гене опекать Витю.

Организационный момент.

1. Нацеливание: Сегодня мы отправляемся в парк культуры и отдыха посмотреть, какие изменения произошли за последние три недели.
2. Повторение правил поведения на улице.
3. Распределение обязанностей.

Ведущие –

Замыкающие –

4. Одевание детей.

Подготовительный этап

1. Прибытие на место прогулки. Повторим правила поведения на природе.
2. Инструкции по технике безопасности.

Не уходить далеко. Что это значит?
Не лазать по деревьям.
Ходить осторожно, смотреть под ноги.
Не есть и не брать в рот: ягоды, цветы, листья.
Не обижать насекомых, птиц и зверей.

Что мы обычно говорим, когда входим в чужой дом? Давайте скажем парку: «Здравствуй парк!» А я хочу добавить: «Парк, не бойся, мы тебя не обидим. Мы только полюбуемся на твою красу».

Чтение стихотворения учителем.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото, одетые леса…

А.С. Пушкин.

О каком времени года говорится в стихотворении?
Почему вы так думаете?
Объясните выражение «в багрец и в золото».
Сегодня мы наблюдаем за изменениями в неживой природе и поговорим о том, какие изменения они вызывают в жизни насекомых, птиц. Объясните, что означает выражения: «Живая природа, неживая природа». Кто из вас прочитает стихотворение об осени?

«Октябрь»

С. Маршак.

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

Посмотрите вокруг и скажите какая сегодня погода? Посмотрите вокруг и найдите признаки осени. Какие ещё признаки осени вы можете назвать (листопад, пасмурно, дуют холодные ветры, появляются первые заморозки на почве, лужи утром застывают, солнце светит, но греет меньше, день становится короче, ночь – длиннее, идут моросящие дожди).
Давайте послушаем стихотворение, которое характеризует такую погоду. Его прочитает Кристина.


Егоров.

«Осень»

Всё тучи, тучи. Дождик
Холодный словно лед.
Колючий словно ёжик,
По осени бредет.

Кто из вас знает поговорки, характеризующие погоду?

Первый прочный снег выпадает ночью.
Яркие звезды – к морозу.
Кошка сидит посреди комнаты – к теплу.

Какие три периода осени вы знаете (ранняя, золотая и поздняя осень). Какой же период осени мы наблюдаем? (золотая осень переходит в позднюю осень). Посмотрите внимательно на деревья и скажите, где быстрее желтеют листья? (Листья быстрее желтеют на вершинах деревьев. Воздух становится холоднее, а вершины менее защищены.)
А я хочу добавить, что вершины берёз желтеют раньше других деревьев, дольше остаются зелеными листья сирени. Рассмотрите деревья, листья и объясните, почему изменили окраску листья? Назовите причину их опадания. (Изменения вызваны уменьшением солнечного света, тепла и наступившим похолоданием, деревья переходят в стадию покоя).
Какое дерево является символом России? И в наших лесах берез больше всего. Берёза особенно мила нашему народу. Она нарядна, красива. Как её ласково называют? (берёзонька белоствольная, русская красавица). Ей посвящено много стихов, песен, сказок.

С.Есенин.

«Белая береза»

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Обсыпает ветки
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.
И заря лениво
Обходя кругом
Распустились кисти
Новым серебром.

Песня «Во поле береза стояла» в магнитофонной записи.

Береза очень полезная. Из её древесины делают фанеру, мебель, лыжи. Березовые дрова считают ценным топливом; березовые почки любят лесные птицы. Из березовых почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Из коры делают корзинки, коробки.
Вы должны хорошо знать березу, поэтому поиграем в игру «Найди лист березы». Брать листья можно только с земли, а не с дерева. Выбирайте красивые листья. Мы их возьмем с собой в школу.
Вызывают ли изменения в неживой природе изменения в живой природе.
Докажите. Расскажите об изменениях в жизни птиц осенью (Предложить послушать голоса птиц). Кто из вас уже видел, как птицы собираются в большие стаи? Какие птицы улетают первыми? (Ласточки, журавли и стрижи). Почему? (Исчезают насекомые. Птицы ловят насекомых только на лету, когда их много.) Куда осенью перемещаются зимующие птицы? (Некоторые птицы приближаются к жилью человека, так им легче прокормиться). Почему стало мало насекомых? (Бабочки – умирают, жуки – прячутся, пчел – убирают в теплое место вместе с ульями, шмели – вымирают за исключением молодых, муравьи – спрятались в муравейник и закрыли все входы в него).

Рассказы учеников об осенних изменениях в природе.

(Учитель дает план поэтапно – 2-3 ученика. Слабые ученики рассказывают по вопросам учителя).

Чтение отрывка из произведения «Лечебница под сосной» по В. Пескову.

«Однажды, сидя в укромном уголке леса, я увидел странное зрелище. По муравейнику прыгал дрозд, Он разгребал лапами верх муравьиной кучи, и я решил, что дрозд прилетел покормиться, но дрозд и не думал клевать муравьев. Дрозд, вытянув в сторону крылья, сидел минут десять. Позже я видел на муравейнике соек, скворца, трясогузку. На муравьиных кучах птицы освобождаются от паразитов. Муравьи быстро «вычесывают» все, что скопилось под крыльями и попутно опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой. Натуралисты подметили, едва ли не половина всех лесных птиц принимает «муравьиные ванны».
Итак, в природе все взаимосвязано. Изменения в неживой природе влекут за собой изменения в жизни животных, насекомых. О животных мы поговорим в следующий раз.

Наша экскурсия подходит к концу.

Но, прежде чем уйти, давайте повторим правила поведения в лесу, в парке. (Предлагаю «ромашку» с картинками по правилам поведения в лесу). Какие ещё правила вы знаете? Молодцы ребята!

ИТОГ.

Прежде чем уйти из леса, давайте глубоко вдохнем. Чем пахнет в воздухе?
Невозможно забыть чудесный запах осеннего леса.
Экскурсия окончена.

Подведение итогов

1 .Основные выводы (воспитатель).
2. Поведение учащихся.
3. Участие в общих видах деятельности.
4. Благодарность воспитателя.

Отметить самых внимательных и наблюдательных.
Призы (ягоды калины и рябины).
Напомнить о правилах поведения на дорогах.
Возвращение в школу.

Гигиенические процедуры