Тренинг развития психотерапевтической функции педагогов класса выравнивания

Разделы: Школьная психологическая служба


“... необходимо благородное достоинство в словах, жестах и действиях”. Я.А. Коменский

К.Д. Ушинский сравнивал педагогику с искусством врачевания. Данные ученых говорят о том, что личность учителя в наибольшей степени влияет на адаптацию детей к школьному обучению, чем организация режима, чередование уроков, учебная нагрузка и другие гигиенические факторы. Стиль отношения педагога с учениками формирует самооценку школьника, его самосознание. Позиция учителя – это позиция консультанта и психотерапевта, оказывающего “развивающую помощь”.

Искусство улыбки, интонация голоса, поощрение взглядом – все это слагаемые психогигиенического воздействия на учеников.

Педагогам, работающим в классе выравнивания, предлагается пройти тренинг в начале учебного года. Целью тренинга психотерапевтической эффективности является помощь участникам группы:

  • осознать свою позицию в общении с детьми: понять и проанализировать свои установки при восприятии различных людей;
  • научиться поддерживать подростков с различными типами характера, разными проблемами и разными стилями поведения;
  • развить у себя умение эффективно слушать, чтобы создавать у подростков ощущение, что их понимают и принимают;

Специфика тренинга.

В основу предлагаемой программы положены принципы “Ты-ориентированной” педагогики, которая предполагает равноправное и конструктивное взаимодействие с учениками.

Правила работы группы принимаются сразу, в начале тренинга, и их соблюдение дело личной ответственности каждого участника.

1. Во время работы на тренинге одномоментно имеет право говорить только один участник, это позволяет людям слушать и слышать других, а также каждый из участников имеет право говорить все, что он хочет, но только в “круг”, то есть не разрешается перешептываться с соседом и “бурчать себе под нос”.

2. Все участники тренинга должны выполнять требования ведущего. После выполнения упражнения каждый человек может выразить свое к заданию отношение, рассказать о том, что ему понравилось или было неприятно (может быть, он испытывал раздражение, страх или еще что-то), но уже после участия в упражнении.

3. .............. (дополняет группа).

Пожелание участникам:

Предметом работы в группе являются сами участники – их переживания, эмоции, мысли и суждения. Именно поэтому желательно все высказывания начинать со слов “Я…” или “Мне…”. Теоретические высказывания, типа “Это у всех так… или “Должно быть так-то и так-то…”, также высказывания, начинающиеся со слова “Мы” (“Мы все учителя..” или “Мы не умеем этого делать, потому что нас так воспитывали”) – неприемлемы. Имеет смысл обсуждать то, что происходит “здесь и теперь”. В этом случае участники группы могут помочь другим, т.к. они видят, что происходит и сами участвуют в этом. В противном случае обратная связь и помощь другому в анализе ситуаций, происходивших когда-то и где-то, возможна только после полного воспроизведения их (разыгрывания по ролям или с помощью кукол).

Упражнения разминки.

Упражнение “Ассоциация с встречей”.

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. Например: “Если бы наша встреча была животным, то это была бы собака”.

Упражнение “ Новое определение знакомых понятий”.

Каждый участник по кругу дает определение двум понятиям: “Воспитание и обучение” предельно кратко, ориентируясь на свое отношение к ним.

Основная часть тренинга.

Упражнение на развитие навыков установления психологического контакта.

Задание выполняется в парах. Партнеры стоят лицом друг к другу, Один из них играет роль режиссера, другой – актера. Задача актера – копировать все движения своего “художественного руководителя”, т.е. быть его зеркальным отражением. Могут возникать ситуации опережения движения “режиссера”. Затем партнеры меняются ролями.

Упражнение на развитие умения взаимодействовать в процессе общения.

Участники делятся на пары. Один в паре – робот, другой – оператор. По полу разбрасываются спички. Робот с закрытыми глазами пытается собрать спички с пола. Его действиями с помощью словесных команд руководит оператор. Исход игры для робота безразличен. Он послушен, безынициативен, действует бездумно и негибко.

Успех работы оператора в том, чтобы с наименьшей затратой времени и слов собрать все спички. Оператор должен тонко чувствовать, вживаться в движения робота и его неточности воспринимать как свои ошибки.

Упражнение осложняется тем, что вся группа работает одновременно.

Варианты: выложить из спичек фигуру, построить скульптурную композицию.

Упражнение на анализ педагогических ситуаций.

Плачет ученица на уроке, снова не удается справиться с заданием. Как прореагировать?

Первый вариант: – Не смей плакать!

Второй вариант: – Стоит ли расстраиваться, возьми конфетку!

Третий вариант: – Ты, в самом деле думаешь, что не можешь решить задачу?

Определите стиль реагирования в каждом случае, его влияние на развитие личности ученицы.

В первом случае – авторитарно-приказной стиль, он является антиподом гуманистической педагогики, задерживает формирование коллектива и социальной направленности личности, ведет к формированию неадекватного уровня притязаний в общении, формирует невротические черты личности, хотя внешне в классе может быть дисциплинарный порядок и неплохая успеваемость.

Во втором случае налицо – либеральный стиль общения.

Третий случай – реакция педагога демонстрирует по-настоящему гуманное отношение к ребенку, проникнутое верой в его силы, отношение, которое включает психологическую установку: “Может, я смогу?” и активизирует тем самым резервы психики человека.

Важно, как спросить, как ответить, как отнестись к ребенку. Ученик не выполнил задания и подошел к учителю, чтобы объяснить ему причину, заболел отец и нужно было помочь по дому. Первый педагог так ответил: “Ладно. Считаю причину уважительной, выполнишь задание к следующему уроку.

Второй: “Это очень грустно. Ну ладно, выполнишь задание через неделю.

Третий: “Сочувствую. Это большая беда для семьи. К утру отцу стало лучше? Выполнишь задание, когда дома станет полегче. Скажешь, если понадобится моя помощь”. Какое из трех обращений принадлежит компетентному в общении педагогу?

Упражнение на понимание партнера без вербальных средств общения.

Участник выходит из комнаты. Четыре-пять человек в круге получают задачу глазами выразить водящему свое желание вступить с ним в контакт. Остальные участники также глазами выражают свое желание не вступать с ним в контакт.

Упражнение на развитие таких способов реагирования, при которых самоуважения партнера не снижается.

Участники снова делятся на пары, но партнеры меняются в парах. Первый участник в паре начинает рассказ со слов: “Меня не любят за то, что…”. Второй выслушав, должен отреагировать, начиная словами: “Все равно ты молодец, потому что…”. Затем они меняются ролями.

После выполнения упражнения группа обсуждает его по схеме:

Все ли смогли отреагировать на рассказ партнера заданным способом?

  • Кто не смог или не успел этого сделать? Почему?
  • Что чувствовал тот, к кому была обращена поддержка?
  • Что чувствовал слушающий? и т. д.

Дискуссия на тему “Поддержка”.

Введение определения понятий “знак внимания”, “комплимент”, “похвала”, “поддержка”.

Знак внимания – высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость.

Комплимент – знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета в ситуации, в которой человек находится в данный момент.

Похвала – оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу.

Поддержка – знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.

Вопросы для обсуждения.

В чем разница между похвалой и поддержкой?

В чем разница в языке, которым поддерживают и хвалят?

Почему, каким образом похвала может обескуражить, привести в уныние?

Какие слова, по вашему мнению, могут заставить ученика почувствовать себя некомфортно, снизить его самоуважение?

Объясните, как вы понимаете слова “Оценка человека и оценка его действия не одно и тоже”.

Почему легко и приятно работать с людьми, у которых высокое самоуважение? Как можно на уроке или в разговоре повысить самоуважение учащихся?

Почему поощрять попытки и намерения улучшить результат также важно, как поощрять достижения результата?

Как сравнение человека с другими может привести к унынию и снизить самоуважение?

Как можно было бы сделать систему оценок в школе более поддерживающей и мотивирующей?

Что значит быть придирчивым и что значит быть доброжелательным с точки зрения ученика? Что такое способ мышления “красного карандаша”.

Приведите примеры, когда поддержка не работает.

Завершение работы.

Обсуждение итогов работы – участники высказывают свои впечатления о ходе работы в группе или отвечают на вопросы ведущего: “Что вы получили в ходе сегодняшнего занятия? Помогла ли работа в группе вам понять что-то?”.

Упражнения завершения.

Упражнение “Аплодисменты”.

Инструкция. Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты звучат сначала тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает хлопать и подходит, глядя ему в глаза, к одному из участников. Затем этот участник уже вдвоем с ведущим идут к третьему (к кому подойти, выбирает уже второй) и аплодируют ему вместе. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.