"Кот в мировой литературе", (5-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели:

  • через выставку книг, работу с эпиграфом, музыкальное оформление в начале урока позитивно настроить учащихся на усвоение темы,
  • через, выполненные самостоятельно задания, помочь учащимся сориентироваться в мире литературы,
  • создать условия для развития навыка самостоятельной подготовки к уроку,
  • через прием эмпатии, погрузить учащихся в мир литературы, подвести к самостоятельному выводу.

Ход урока

Оборудование:

  • выставка книг, а/з “Чёрный кот”,
  • выставка рисунков, фишки-оценки - ,
  • список книг о котах.

I. Организационный момент.

- Ребята, вы сказки о животных читали?

- Можно сказать, что у каждого животного свой характер.

- Какой характер у лисы, каким эпитетом её характеризуют (хитрая), медведя (неуклюжий), заяц (трусливый), волк (жадный).

- А кошка, кот какие они?

II. Звучит а/з “Чёрный кот”.

Кот в мировой литературе.

Кот в рассказе Паустовского.

Кот глазами поэтов.

А. В соответствии с заданием, которого вы получили, определите тему урока.

В. В связи с темой выдвинем, определим свои цели.

- Как выглядит кот в литературе.

- Как авторы рисуют характеры кота, кошки, котят?

- Почему о котах часто рассказывают?

III. Когда мы говорим слова кот, кошка, какие мысли, слова, ассоциации вызывают у вас эти слова? (Учащиеся говорят).

(Можно заранее заготовить запись, а потом открыть и дополнить).

Хитрый Эти ассоциации характеризуют внешность,
пушистый характер. (И то, и другое)
свободный
когти
усы
красивый
ласковый
мурлыкает
лапки

Вы прочитали, надеюсь, много рассказов о кошках, котах, котятах.

IV. Поэтическая пятиминутка. (Читают заранее подготовленные стихотворения о кошках, котятах)

- О каких котах мы услышали? Есть ли у них характер, как авторам удалось этот характер нарисовать?

V. Ребята получили индивидуальное задание, им нужно было изобразить любыми способами, кроме словесных, разных котов и кошек.

(Учащиеся изготовили маски, показали мимикой, движениями доброго, хитрого, злого, умного кота).

- При помощи чего ребята изобразили характеры котов? (Движения, гримасы, маски).

А авторы используют описание этих приемов для изображения характеров? (Да).

VI. Работа с иллюстрациями и выставкой книг.

- Ребята, а как вы думаете, зачем я сделала эту выставку книг? (Чтобы увидели, в каких книгах можно прочитать о котах и кошках).

- А теперь обратимся к иллюстрациям, которые выполнили вы?

Вызываю одного двух с рассказом о котах , которых они изобразили. Я думаю, что вы прочитали немало книг, выполняя мои задания.

VII. Мини -викторина.

1. – Назовите кличку кота из булочной. (Мог).

2. – Спина его, бока, мордочка, уши и хвост по цвету напоминают мармелад. (Мог).

3. – Как Мог спас город? (Шли дожди, вода в реке прибывала, могла смыть город).

4. – Самая звонкая кошка, “ вместо балалайки она у нас в избе будет”. (О какой кошке? Бажов “ “Серебряное копытце”, Муренка).

- Отощала кошка, похудела, стала злющей – презлющей, как дикий зверь. (Чарушин “Кошка Маруська”).

- Кошка, которая перепугала заячью шапку с зайцем.

- Белый – белый пушистый кот с разными глазами. (“Кот Епифан” Чарушин).

- Лежит пластом на бревне, опустит лапу, не шевелится, даже не мурчит.Что делает кот? (Рыбу ловит).

- Как звали кота, который помирил кошку с Молоком (Мурка, Мамин –Сибиряк).

- Какая увертка есть у кошки от собак? (На дерево залезть, Л.Толстой “Кошка и лисица”).

- Что пришлось отдать колдунье за железные зубы коту Ваське из сказки А. Толстого?

VIII. Пересказ эпизодов из книг, которые прочитали

(4 человека), товарищи анализируют пересказ.

Д\З

1. Пересказ эпизода из рассказа Паустовского “Кот—ворюга”. Написать отзыв о рассказе. Каков характер кота, и как мы об этом узнаём?

2. Написать свой рассказ о кошке, коте, котятах, так чтобы был ясен характер вашего питомца

X. Рефлексия: трафарет кошки (нарисуйте на мордочке кота “ваше настроение”). Что узнали? Чему научились?

Как создаётся характер кота, кошки?

При помощи чего? (Описание, сравнения, озвучивание мыслей через беседу с другими персонажами в сказках).

Давайте обратимся к тому ассоциативному ряду, который мы с вами составили в начале урока.

Что ещё смогли бы добавить к сказанному?