"Будь здоровым, крепким, сильным"

Разделы: Работа с дошкольниками


Являясь одним из членов Федеральной Экспериментальной площадки МДОУ №312, я разработала и реализовала комплексный инновационный проект “Будь здоровым, крепким, сильным!”. Этот проект ярко отражает модель общения с воспитанниками, коллегами, родителями. Он ведёт к вовлечению родителей в образовательный процесс детского сада, способствуют взаимодействию педагога и родителей в процессе воспитания и всестороннего развития ребёнка.

Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становиться национальной. Подписанное президентом России В.В.Путиным постановление “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство государства за будущее нашей страны.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Несмотря, на имеющиеся у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему оставалось достаточно пассивным. После проведённых индивидуальных бесед с детьми высветилась проблема.

Проблема - недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни.

Для разрешения этой проблемы я разработала проект.

Проект: “Будь здоровым, крепким, сильным!”.

Основная цель проекта - формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни через развитие творческих способностей в театрализованной и изобразительной деятельности.

Предполагаемый результат:

1. У детей будет:

  • сформировано элементарное представление о здоровом образе жизни;
  • развит интерес к творческой деятельности;

2. Возникнет детско-взрослое сообщество (дети – педагоги - родители).

При разработке данного проекта мною было учтено то, что дети находятся в нашем саду только на период лечения.

Работа по данному проекту проводилась в три этапа. Для реализации поставленной цели я использовала следующие средства: олимпийские уроки, занятия по изобразительной и театрализованной деятельности.

1 этап работы:

Цель: знакомство детей с историческими знаниями о зарождении олимпийских игр, олимпийских героях, на примере героев легенд показать значимость спортивных состязаний.

Средства для реализации поставленных целей:

1. Подготовительная работа:

Рассматривание с детьми иллюстраций об истории олимпийских игр.

2. Олимпийские уроки.

Задачи:

  • формировать у детей умение понимать содержание литературного произведения;
  • расширить знания детей о зарождении олимпийских игр;
  • познакомить детей с олимпийской символикой.

На этом этапе работы я запланировала и провела три олимпийских урока, на которых ознакомила детей с историей возникновения олимпийских игр и олимпийской символикой / “Легенда об олимпийских играх”, “Олимпийский огонь”/.

3. Работа с детьми по изодеятельности.

Мной были спланированы и проведены следующие занятия:

  • коллективное рисование на тему: “Древняя Греция”;
  • аппликация – “Олимпийская символика”;
  • лепка - “Герои - олимпийцы”

4. Театрализованная деятельность.

Я, организовала постановку кукольного спектакля “Да здравствуют соревнования!”

Задачи:

  • воспитывать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности;
  • совершенствовать умение управлять куклами;
  • закреплять содержание легенд.

5. Итоговое занятие.

  • викторина “Что мы знаем об истории олимпизма?”.

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей об истории олимпийских игр и их символики.

6. Работа с родителями.

- На первом этапе реализации проекта я провела анкетирование родителей.

Цель: выявления их заинтересованности в приобщении к здоровому образу жизни.

Анализ анкет показал, что совместная оздоровительная деятельность родителей с ребёнком осуществляется и имеет достаточно высокие результаты в:

  • семейных прогулках - 68%;
  • подвижных играх - 43%;
  • спортивных играх - 17%;
  • занятиях в секциях - 8% .

2 этап работы

Цель:

  • знакомство детей с современным олимпийским движением;
  • привитие детям потребности в состязательности, являющейся одним из важных условий общечеловеческого прогресса;
  • развитие у детей интерес к спорту.

Средства для реализации поставленных целей:

1. Олимпийские уроки.

Задачи:

  • дать знания детей об Олимпийских играх современности;
  • познакомить детей с историей развития олимпийского движения в нашей стране.

На этом этапе работы я запланировала и провела три олимпийских урока, на которых ознакомила детей с историей современных олимпийских игр и олимпийским символом Московской Олимпиады 1980года - Мишкой / “Путешествие Мити по дорогам олимпиад”, “Сказка о том, как лесной житель стал талисманом олимпийских игр”, “Олимпийский талисман”/.

2. Работа с детьми по изодеятельности.

Мной были представлены и проведены следующие занятия:

  • рисование на тему: “Путешествие Мити по олимпийским дорогам”;
  • аппликация – “Олимпийский мишка”;
  • коллективная лепка на тему “Сказки о том, как лесной житель стал талисманом Олимпийских игр”.

3. Театрализованная деятельность

Я, разработала сценарий, и в дальнейшем для детей младших групп осуществила показ кукольного театра “ Сказки о том, как лесной житель стал талисманом олимпийских игр”.

Задачи:

  • вызвать у детей желание участвовать в показе кукольного театра;
  • совершенствовать исполнительские умения.

4. Работа с родителями.

Мной, в рамках сотруднической работы “родитель – ребенок-педагог” были спланированы и проведены семейные соревнования “Папа, мама я – спортивная семья”.

Задачи:

  • формировать у детей интерес к занятиям спортом;
  • привлечь родителей к совместным действиям по оздоровлению детей;

Я, в работе с родителями использовалась:

  • папку-передвижку, в которой была собрана информация об истории Олимпийских игр;
  • провела круглый стол “Будь здоровым малыш!”, где мы, совместно родителями, обсуждали содержание физкультурно-оздоровительной работы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка, а также наметили план дальнейших совместных действий, направленных на оздоровление детей.

3 этап работы:

Цель:

  • знакомство детей с историей Красноярского спорта;
  • развитие устойчивых интересов к спортивным событиям нашего края.

Средства для реализации поставленных целей.

1. Олимпийские уроки.

Задачи:

  • воспитывать у детей интерес к истории спорта г. Красноярска;
  • познакомить детей со спортивными сооружениями нашего города;
  • закрепить представления о различных видах зимнего и летнего спорта.

На этом этапе работы я запланировала и провела четыре олимпийских урока, на которых ознакомила детей с историей Красноярского спорта, дала подробную информацию о спортивных сооружениях города, где можно побывать всей семьёй.

2. Работа с детьми по изодеятельности.

Я провела следующие занятия:

  • рисование на тему: “Спортивный Красноярск”;
  • аппликация – “Спорт и я”;
  • лепка - “На тренировке”.

3. Театрализованная деятельность.

Постановка кукольного спектакля для детей всего детского сада “ Что такое спорт?”

Задачи:

  • учить создавать творческие группы для подготовки и проведения спектакля;
  • предоставить возможность публичного выступления.

4. Итоговое занятие.

Проведение олимпийского праздника “О спорт! Ты - мир”.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни;
  • развивать двигательные умения и навыки;
  • раскрыть творческий потенциал детей.

5.Работа с родителями:

Родители вместе с детьми были приглашены на спортивные районные мероприятия: “XXV лыжня России” и “Всей семьёй на лыжню!”

Рисунок 1

Рисунок 2

Семьи охотно приняли активное участие в этих праздниках.

Результатом реализации проекта стало:

  • осознание ребёнком и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи;
  • анкетирование родителей показало, что существенно изменилась структура совместной оздоровительной деятельности ребёнка, и взрослого;
  • родители стали охотно принимать участие в спортивных мероприятиях детского сада.
  • у детей сформировались элементарные представления о здоровом образе жизни, развился интерес к творческой деятельности.

Одним из средств реализации своего проекта я выбрала Олимпийские уроки и выбор мой не случайный.

Для решения проблемы укрепления и сохранения здоровья детей в нашем детском саду приоритетным является приобщение детей к идеалам олимпизма.

Олимпийская культура вводит ребёнка в мир общечеловеческих ценностей и органично связывает их с ценностями самого ребёнка.

Приобщение к миру спорта и Олимпийскому движению позволяет актуализировать знания и представления ребёнка в его собственном реальном мире, открывает путь развития побуждений, что рождает новые возможности, а эмоциональные переживания вновь вызывают пробуждения.

Более того, олимпийское образование выступает как основа развития познавательных, волевых и морально- нравственных устремлений ребёнка.

Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности и приоритетного спорта позволяют ребёнку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать собственное устремление к совершенствованию здоровья. При этом ребёнок имеет реальную возможность продвигаться в развитии собственных устремлений в индивидуально заданном темпе.