Интегрированный урок информатика + физика по теме: "Силы в природе. Всемирное тяготение"

Разделы: Математика, Информатика


«Если дети будут хорошо обучены и воспитаны опытными учителями, то со временем народ получит более умелых моряков, кораблестроителей, архитекторов, инженеров и лиц всевозможных математических профессий для работы, как на море, так и на суше».

И. Ньютон

Цель урока:

  • выяснить, много ли видов сил в природе;
  • показать математически, что сила тяготения сообщает всем телам ускорение, не зависящее от массы этих тел и убывающая с квадратом расстояния между ними;
  • вывести математически 1-ю космическую скорость для искусственных спутников Земли.

Задачи урока:

  • диагностика знаний учащихся по теме «Законы Ньютона»;
  • теоретическое обобщение и математический вывод формул.

Формы и методы работы:

  • фронтальный опрос;
  • проверка домашних задач у доски;
  • лекция по новому материалу;
  • решение задач по новому материалу (закрепление);
  • анализ урока (работа по карточкам);
  • выступление докладчика по теме следующего урока.

Тип урока: Изучение нового материала.

ХОД УРОКА

  • Организация урока – 2 мин.
  • Постановка задачи и цели урока – 2 мин.
  • Мотивация мыслительной деятельности учащихся (опрос по пройденному материалу) – 8 мин.
  • Объяснение нового материала – 15 мин.
  • Решение задач по новому материалу – 10 мин.
  • Самостоятельная работа учащихся по карточкам – 3 мин.
  • Выступление докладчика по теме следующего урока «Невесомость» – 3 мин.
  • Подведение итогов – 2 мин.

Этапы урока

I. Диагностика знаний учащихся по теме законы Ньютона:

  • В чем заключается 1-й закон Ньютона?
  • Для каких систем (замкнутых или открытых) он работает?
  • В чем состоит 2-й закон Ньютона?
  • Зависит ли масса тела от ускорения и внешней силы, согласно формуле .
  • Зависит ли действующая сила от массы тела и ускорения согласно формуле.
  • Зависит ли ускорение тела от его массы и действующей на него силы согласно формуле .
  • Может ли тело двигаться равномерно и прямолинейно, если на него действует только одна сила.
  • О чем говорит 3-й закон Ньютона?
  • В чем состоит фундаментальный принцип относительности Галилея?
  • Всегда ли тело движется туда, куда направлена действующая сила?

Пока класс отвечает на вопросы учителя, двое учеников решают домашние задачи на доске, а семь учеников решают задания по карточкам (слабое звено). После опроса класса ученики у доски объясняют свои решения задач, а класс сверяет свои решения с доской.

Задача 1: Два тела с массами 100 гр и 150 гр связаны нитью, перекинутой через блок, установленный на наклонной плоскости с углом наклона 30°. Найти ускорение с которым будут двигаться тела, трением пренебречь.

Задача 2: Автомобиль массой 1,5 т движется со скоростью 36 км/ч по выпуклому мосту с радиусом кривизны 40м. С какой силой N давит автомобиль на мост в его середине? С какой минимальной скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы в верхней точке моста он перестал оказывать давление на мост?

II. Объяснение нового материала

1. Типы сил. В безграничных просторах Вселенной, на нашей планете, в любом веществе, в живых организмах, в атомах, в атомных ядрах и в мире элементарных частиц мы встречаемся с проявлением всего лишь четырех типов сил:

  • гравитационных;
  • электромагнитных;
  • сильных (ядерных);
  • слабых.

Гравитационные силы, или силы всемирного тяготения, действуют между всеми телами, что ведет к притяжению всех тел Вселенной. Это притяжение существенно лишь тогда, когда хотя бы одно из тел велико по массе, как Земля и Луна. Иначе эти силы столь малы, что ими можно пренебречь.

Электромагнитные силы действуют между заряженными частицами. В атомах, молекулах, твердых телах, жидких и газообразных, живых организмах именно эти силы являются главными. Велика их роль и в атомных ядрах.

Ядерные силы проявляют себя в очень ограниченных пределах. Они заметны только внутри атомных ядер (т. е. на расстоянии порядка 10-12см).

Слабые взаимодействия проявляют себя на еще меньших расстояниях. Они вызывают превращение элементарных частиц друг в друга.

Сравнительная характеристика сил.

  • Ядерные силы – самые мощные в природе.
  • Электромагнитные взаимодействия в 100 раз слабее ядерных сил.
  • Гравитационное взаимодействие слабее ядерного в 1040 раз.
  • Слабые взаимодействия слабее ядерных в 10 – 16 раз.

Но лишь гравитационное и электромагнитное взаимодействие рассматривается в механике Ньютона. Сильные и слабые взаимодействия проявляют себя на таких малых расстояниях, что законы Ньютона не применимы. Поэтому в области атома и ядра более верно говорить не о силах, а о взаимодействиях

2. Силы в механике.

В механике мы имеем дело с тремя силами.

  1. Сила тяготения.
  2. Сила трения.
  3. Сила упругости.

Замечание: Сила тяготения имеет  гравитационную природу. Сила трения и сила упругости имеют электромагнитную природу.

На предыдущем уроке говорилось о том, что Земля сообщает всем телам у поверхности одно и то же ускорение g, = 9,8м/с2. но это значит, что Земля действует на тела с некоторой силой, называемой силой тяжести. Модуль ускорения определяется из 2-го закона Ньютона. Т. к  ускорение свободного падения не зависит от массы, то значит, сила тяжести должна быть пропорциональна массе: F=mg, где g  постоянно для всех тел.

3. Сила тяжести и ускорение свободного падения.

Ньютон был первым, кто сначала догадался, а потом и строго доказал, что причина, вызывающая падение камня на Землю, движение Луны вокруг Земли и планет вокруг Солнца, одна и та же. Это сила тяготения, действующая между любыми телами Вселенной.

Исследование движения планет показало, что оно вызвано силой притяжения к Солнцу: Солнце сообщает всем телам ускорение, обратно пропорциональное квадрату расстояния от планет до солнца. Сила тяготения (притяжение к Земле или Солнцу) сообщает всем телам ускорение, не зависящее от массы тела и убывающее обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Получается, что одна и та же причина вызывает явление широкого диапазона – от падения камня на Землю до движения огромных космических тел. Ньютон нашел эту причину и смог точно выразить ее в виде одной формулы – закона всемирного тяготения. В 1667 г. Ньютон окончательно сформулировал закон всемирного тяготения.

Причем надо иметь ввиду, что этот закон справедлив для материальных точек. Сила взаимного притяжения двух тел прямо пропорциональна произведению масс этих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Коэффициент пропорциональности G называется гравитационной постоянной.

Силы гравитационного взаимодействия направлены вдоль линии, соединяющей центры масс. Подобного рода силы называются центральными.

Частным видом силы всемирного тяготения является сила притяжения тел к Земле. Согласно закону всемирного тяготения она выражается формулой

,

где m – масса тела, M – масса Земли, R – радиус Земли, h ­– высота тела над поверхностью Земли.

Сила тяжести сообщает телу ускорение, называемое ускорением свободного падения. Согласно 2-му закону Ньютона:

.

Учитываю предыдущую формулу, .

На поверхности Земли (h = 0) модуль ускорения свободного падения равен ,

а сила тяжести равна  .

Из формулы видно, что ускорение свободного падения не зависит от массы тела. Оно уменьшается при подъеме тела над поверхностью Земли (обратно пропорционально квадрату расстояния тела от центра Земли).

У поверхности Земли ускорение свободного падения не везде одинаково. Для двух тел, находящихся на одной широте сила тяжести может считаться постоянной:

,

следовательно, масса тел равны, если действуют на них равные силы.

Земля сплюснута у полюсов. Ускорение свободного падения зависит от географической широты: больше на полюсах, чем на экваторе. Экваториальный радиус Земли больше полярного на 21 км. Другой более существенной причиной зависимости ускорения свободного падения от географической широты является вращение Земли. Из-за вращения Земли вокруг своей оси ускорение свободного падения во всех местах, кроме экватора и полюсов, не направлено точно к центру Земли.

Если высота h тела над поверхностью Земли не превышает 100 км, то при расчетах, допускающих погрешность » 1,5%, этой высотой можно пренебречь по сравнению с радиусом Земли. (R = 6370 км). Ускорение свободного падения на высотах до 100 км можно считать постоянным и равным 9,8 м/с2.

4. Расчет первой космической скорости.

Вычислим скорость, которую надо сообщить телу, чтобы оно стало искусственным спутником Земли. В этом случае тело движется по приблизительно круговой орбите вокруг Земли на некоторой высоте H над Землей. На этих высотах воздух сильно разрежен и оказывает незначительное сопротивление движению тела. Поэтому, можно считать, что на спутник действует только одна гравитационная сила, направленная к центру Земли. По 2-му закону Ньютона F = ma. Центростремительное ускорение спутника определяется формулой

.

Сила, действующая на спутник, согласно закону тяготения, определяется формулой

,

где m – масса спутника, M – масса Земли, R – радиус Земли, h – высота полета.

Используя эти формулы:

Следовательно, можно видеть, что скорость спутника зависит от h – высоты полета над Землей и не зависит от его массы.

Чтобы вывести на орбиту спутник, двигающийся на высоте 2000 км над Землей, надо ему сообщить скорость 6900 м/с. Скорость, необходимую для превращения тела в искусственный спутник Земли, принято называть 1-й космической скоростью. Если принять h = 0, то у поверхности Земли

.

Если сопротивление воздуха не учитывать, то тело с такой скоростью, заданной ему в горизонтальном направлении, перпендикулярно радиусу планеты, становится спутником Земли. Такую скорость способны сообщать только мощные ракеты.

Задачи.

Задача, решаемая учителем

Вычислить 1-ю космическую скорость для высоты над Землей, равной радиусу Земли.

Задача 1 для ученика у доски.

Два корабля массами по 50 000 т каждый стоят на рейде на расстоянии 1 км друг от друга. Какова сила притяжения между ними?

Задача 2 для ученика у доски

Вычислите силу притяжения Луны к Земле, если масса Луны 7 ? 1022 кг, масса Земли 6 ?1024 кг, расстояние между Землей и Луной принять 384 000 км.

III. Анализ урока (по карточкам).

Учитель раздает карточки каждому ученику. В самих карточках ученики карандашом ставят + или – напротив первых трех заданий, в последних двух заданиях ученики карандашом перечисляют необходимые величины согласно заданию.

Карточка.

Утверждение 1: Силы гравитации – это центральные силы.
Утверждение 2: Сила взаимного притяжения двух тел прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна расстоянию между ними.
Утверждение 3: Первая космическая скорость зависит от массы спутника.
Вопрос 1: От каких величин и как зависит сила всемирного тяготения?
Вопрос 2: Как обозначается постоянная всемирного тяготения?

Движение спутников вокруг Земли происходит под действием только силы всемирного тяготения, которая сообщает всем телам одинаковое ускорение – и спутнику, и всему тому, что в нем находится. Это значит, что все тела в спутнике в том числе и пассажиры находятся в состоянии невесомости о которой будем говорить на следующем уроке, а сейчас послушаем доклад нашего ученика об этом особом состоянии тела (3 мин).

IV. Заключение

Сегодня на уроке вы уяснили:

  1. Что гравитационные силы действуют между всеми телами Вселенной, что это центральные силы. Но это действие существенно только если хотя бы одно тнло очень массивно по сравнению с Землей или Луной.
  2. Сила всемирного тяготения пропорциональна массам взаимодействующих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
  3. 1-я космическая скорость необходимая для выведения на орбиту Земли любого тела находится по формуле .

V. Домашнее задание

  1. § 21 – §34
  2. По задачнику Рымкевича № 173, 175.

Приложение