Программа по организации досуга детей из неполных семей в каникулярное время "Ура! Каникулы!"

Разделы: Администрирование школы


Аналитическое обоснование программы

Анализ ситуации, сложившейся в детской среде, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени детей и подростков ведет к самым негативным результатам. Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, проституции и других проявлений “свободного образа жизни” достиг таких масштабов, что поневоле заставляет задуматься, а есть ли будущее у наших детей и у страны? Падение жизненного уровня значительной массы населения микрорайона школы, в результате социально-экономических реформ, возникновение безработицы, разрушение привычных норм жизни, ломка сложившихся социальных гарантий, постоянные психологические перегрузки – причины увеличения числа неполных семей, осложнения взаимоотношений родителей и детей, снижения процесса социализации семьи и общества в целом. В наиболее тяжелом положении оказались дети. Большинство неполных семей не могут обеспечить детям нормальные условия жизнедеятельности. Для многих неполных семей становятся недоступны детские сады, детские оздоровительные лагеря. Поэтому возникает необходимость помочь детям из неполных семей снять хотя бы частично проблемы, лежащие в сфере социализации, воспитания, организации досуга, оздоровления.

Наша средняя школа – единственный центр воспитательной работы микрорайона.

Воспитательная ценность данной программы состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга детей из неполных семей, восстановления их здоровья и психологического равновесия, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

В рамках данной программы организованы все основные виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, образовательная и т. д.).

Дифференцированный подход предопределяет следующую последовательность действий:

- изучение и оценка возможностей ребенка;
- сопоставление полученных результатов с требованиями,
- предъявляемыми к конкретной возрастной категории;
- отбор содержания форм и методов, соответствующих задаче компенсации недостающего и стимулирующего развитие личности;
- разработка программы роста, рассчитанной на проявление инициативы, самостоятельности, творчества. Социализация ребенка из неполной семьи - это основное направление работы в детском оздоровительном лагере. Для эффективности процесса социализации детей организуется совместной деятельности детей и взрослых, при общности интересов. При этом детям остаётся право выбора форм жизнедеятельности, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ. Требования к организации досуга детей:

  • технологичность – форма и метод организации досуга должны обеспечить определённый эффект, который будет повторяться в различных ситуациях;
  • социальная направленность – досуг должен способствовать развитию личности, обеспечивать успешное усвоение социального опыта и ценностей общества;
  • практичность – при минимальных материальных затратах – максимальный эффект.

Ключевые понятия в организации досуга детей из неполных семей:

Оздоровление. Ребенка нельзя оздоровить не создав психологически комфортного климата в детском коллективе, не организовав разнообразной деятельности в соответствии с запросами и интересами ребят.

Развитие. Развитие происходит в процессе погружения в определенную систему ценностей, отношений, культурных образов, общения друг с другом, взрослыми, природой, искусством и т.д., включения в разнообразное деятельностное поле.

Смена образа жизни – ключевое понятие для осознания того, что отличает любой лагерь от среды, в которой ребенок находится большую часть учебного года.

Цель программы:

Создание условий для успешной социализации детей из неполных семей через организацию досуга учащихся в каникулярное время.

Задачи программы:

  • обеспечение психологической поддержки детей из неполных семей;
  • создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребенка на положительные поступки и действия;
  • создание условий для самоопределения каждого ребенка через выявление его интересов и способностей, помощь в выборе путей самопознания;
  • обеспечение гарантий социальной защищенности, построение гуманных отношений в коллективе; создание условий свободного развития, раскованности в своих действиях;
  • организация социально значимой деятельности, включение ребенка в различные сферы деятельности, создание условий для поиска полезных дел;
  • развитие ценностных ориентаций, превращение обобщенного социального опыта во внутреннюю силу - мотив, побуждающий ребенка к социально ценностной деятельности;
  • привлечение детей к совместному социальному творчеству, поддержка и стимулирование общественно значимых инициатив ребенка;
  • участие подростков в реальном управлении своей жизнедеятельностью, создание органов самоуправления, делегирование детям ответственности за принимаемые решения.

Решение этих задач обеспечит успешность социализации ребенка из неполной семьи в детском оздоровительном лагере.

Основные направления воспитательной работы

  • гражданское,
  • патриотическое,
  • эколого-краеведческое,
  • художественно-эстетическое,

которые реализуются через 10 разделов воспитательной работы: “Родина”, “Природа. Экология”, “Знание”, “Здоровье”, “Подросток”, “Профессия”, “Союз”, “Семья”, “Культура”.

Система организации каникулярного времени базируется на принципах

  • природосообразности: воспитание и развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической конституцией, способностями, склонностями, интересами, биоритмами, индивидуальными особенностями восприятия, т. е. с учётом всего, что позволяет выстроить индивидуальную трассу образования ученика, в котором сравнение допускается только с ним самим;
  • культуросообразности: восприятия каждого ребёнка микрокосмосом, который должен вместить в себя важнейшие ценности общечеловеческой культуры, носителем вселенского опыта, передаваемого последующим поколениям людей;
  • социообразности: определение ребёнком своих возможностей, исходя из индивидуальных, физических и личностных качеств, возможностей социальной среды, приобретения им адаптивных навыков, адаптацию его на добро и активное социальное взаимодействие;
  • разумной инновационности: создания условий, при которых ребёнок может осуществлять выбор форм внеклассного и внешкольного общения. Созданные условия должны соответствовать стремительно меняющейся жизни темпом своих внутренних перемен, “разгон” который позволит ребёнку “на равных” включиться в них обществе;
  • педагогики “сотрудничества”: образования и воспитания на основе диалогичности, при которой учитель и ученик постоянно меняются местами, что требует от обоих эмпатии, толерантности, развивает коммуникабельность, чуткость, отзывчивость, формирует “договорную” культуру, демократические ценности.

Принципы деятельности

  • реализация личностно-ориентированный подхода в ходе коллективной жизнедеятельности;
  • создание максимального количества разнообразных клубных пространств, что предотвращает авторитарное давление и повышает степень возможности самоопределения, самоактуализации и саморазвития личности;
  • содержательность деятельности, ее многообразие, лежащее в основе индивидуальной и коллективной деятельности;
  • свобода выбора вида деятельности, коллектива, педагога как необходимые условия самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка;
  • рефлексивность, означающая, что основной реальностью является собственная деятельность и деятельность других.

Формы и методы работы

Выбор форм и методов организации культурно-досуговой деятельности обусловлен рядом факторов: целевой установки, специфики содержания, особенностей контингента участников, уровня подготовки и развития ребят, ресурсного обеспечения.

Одна из самых доступных форм активного досуга – игровая деятельность во всем многообразии ее видов.

Конвенция ООН о правах ребёнка закрепляет право детей на игры.

В досуговой практике детского оздоровительного лагеря используются следующие виды игр:

1. Физические и психологические игры и тренинги (спортивные, подвижные, моторные, двигательные, освобождающие, лечебные).

2. Интеллектуально-творческие (сюжетно-интеллектуальные, познавательные, развивающие).

3. Социальные игры (творческие сюжетно-ролевые).

4. Комплексные (коллективно-творческая, досуговая деятельность).

Методы досуговой педагогики

  1. Метод игры и игрового тренинга (форма освоения ребенком социального
  2. опыта);

  3. Метод театрализации (знакомит ребят с разнообразными сюжетами жизни);
  4. Метод состязательности (стимулирует поиск, победу над собой, развивает
  5. творчество);

  6. Воспитывающие ситуации (специально смоделированные ситуации для самореализации, организованного успеха);
  7. Импровизации (выводит на практическую и творческую предприимчивость);
  8. Равноправного духовного контакта (гуманизм и доверие в отношении между детьми и взрослыми).

Успех любой досуговой программы определяется тем, чтобы каждый ее участник почувствовал себя легко и свободно, продемонстрировал свои способности и дарования, включился с видимым желанием в какой-либо вид деятельности, игру, смог ощутить себя частью дружного детского коллектива.

Ожидаемая результативность.

Для детей:

  • Принятие ребенком собственной индивидуальности, своих возможностей;
  • потребность в здоровом образе жизни;
  • удовлетворенность в различных видах деятельности – познавательной, коммуникативной, физической, эмоциионально-образной;
  • проявление творческой активности в социально-нравственной деятельности;
  • потребность в творческой самореализации;
  • принятие культурных ценностей;

Для педагогов:

  • Реализация оздоровительной, досуговой, образовательно-развивающей, воспитательной и социальной функций;
  • Решение задач по духовно-нравственному и интеллектуальному развитию детей;
  • Социальная защищенность детей и подростков;
  • Удовлетворенность детей и родителей формами организации свободного времени в ДООЛ.

Для родителей:

  • Сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья детей;
  • Возможность максимально использовать в воспитательных и оздоровительных целях пребывание детей в летнем оздоровительном лагере;
  • Полезная и продуктивная организация свободного времени детей;
  • Творческое развитие ребенка и его социализация;
  • Приобретение детьми социального опыта и коммуникативных навыков.

Содержание программы.

№/№

мероприятия

сроки

ответственный

1.

Изучение с педагогическим коллективом нормативных документов “об организации досуга детей из неполных семей во время каникул и летнего отдыха”.

октябрь
декабрь
март
май
администрация
2. На совещании при директоре рассмотреть вопрос об организации каникулярного времени, летнего отдыха и труда детей из неполных семей. в течение года зам. директора по воспит.работе
3. Издать приказы

“Организация досуга детей из неполных семей. во время каникул”,

“Организация труда и отдыха детей из неполных семей. в летний период”.

октябрь
декабрь
март
май
директор
4. Обеспечить выполнение комплексно-целевых программ “Семья”, “Подросток”, “Здоровье” в отношении детей из неполных семей. в течение года зам. директора по воспит.работе
5. Составить план-график пятой трудовой четверти, включающий организацию работы бригад:
  • по ремонту школы;
  • по ремонту мебели;
  • по благоустройству пришкольного участка;
  • строительных бригад.
апрель зам. директора по воспитат. работе
6. Составить списки, содержащие данные об отдыхе детей из неполных семей

в летний период.

май социальный педагог
7.

Классным руководителям составить списки, содержащие информацию о планировании летнего отдыха учащихся классов из неполных семей.

май педагоги
8.

Пропаганда правильной, здоровой организации свободного времени учащихся во время осенних, зимних, весенних каникул и их летнего отдыха на уроках, Азбуках нравственности, внеклассных мероприятиях, классных часах.

в течение года социальный
педагог,
учителя

9.

Организация работы пришкольного лагеря.

июнь,
июль,
сентябрь
директор
10. Организация отдыха детей-сирот, детей из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, опекаемых детей в пришкольном и загородных лагерях по льготным путёвкам. май социальный педагог
11. Организовать беседы-разговоры с инспектором ГИБДД с целью профилактики ДДТП.
  • проведение месячика “Осторожно, дети!” (сентябрь);
  • обеспечение выполнение плана мероприятий по ПДД;
  • обеспечить контроль за своевременным и качественным проведением занятий по ПДД.
в течение года зам. директора по воспит.работе
12. Организовать работу родительского лектория с рассмотрением вопросов:
  • активный отдых детей во время каникул;
  • анализ статистических данных ДТП по городу, краю;
  • здоровый образ жизни (статистические данные по школе о пристрастии детей к курению);
  • изучение конвенции о правах подростка;
  • “Закон и дети” (о правонарушениях в подростковой среде);
  • организация летнего отдыха в семье.
в течение года зам. директора по воспит.работе
13. Организовать работу “Круглого стола” для родителей детей из неполных семей, где рассмотреть вопрос о занятости детей на летний период. май социальный педагог
14. Организовать творческую лабораторию на базе загородного оздоровительного лагеря. июнь,
июль
рук-ль УДО
15.

Организация профилактических бесед с инспекторами ПДН.

в теч. года социальный педагог
17. Организация профилактических бесед с врачом-наркологом и врачами-специалистами. в теч.года социальный педагог
18. Составить перечень мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений среди учащихся школы. август социальный педагог
19. Организовать работу студий, творческих объединений и спортивных секций в школе во время каникул. в теч. года зам. директора по вос. работе
20. Обеспечить занятость в каникулярное время учащихся группы “риска”, особенно. в теч. года социальный педагог
21.

Составить списки учащихся, содержащие информацию о планировании летнего отдыха детей группы “риска”.

май социальный педагог
22. Обеспечить гражданское, эколого-краеведческое, художественно-эстетическое, патриотическое воспитание учащихся в каникулярное время. в течение года зам. директора по воспит. работе
23. Обеспечить занятость учащихся во внеурочное время в УДО, вести пропаганду достижений этих учащихся в спорте, художественном и техническом творчестве. в течение года зам. директора по восп.работе,

учителя

24. Направить работу Совета школы по пути организации и разнообразия досуга детей во время каникул и летний период. в течение года директор, председатель Совета школы
25. Обеспечить развитие и укрепление связей социально-педагогического комплекса школы. в теч. года зам. дир. по ВР
26. Организация и проведение рейдов:
  • “режим дня”,
  • обследование жилищно-бытовых условий детей из неблагополучных семей, опекаемых детей, детей-сирот, детей из многодетных, неполных семей, учащихся группы “риска”.
в течение года администрация школы
27. Создание социального паспорта школы.

Обеспечить его постоянную корректировку и уточнение.

в течение года социальный педагог
28. Организовать профориентационную работу.

Обеспечить решение вопросов продолжения обучения и трудоустройства подростков

16-17 лет, а также трудоустройства учащихся на летний период.

в течение года зам. директора по воспит.работе

Кадровое обеспечение: Повышение квалификации педагогических кадров происходит дифференциально в течение года. Для педагогов и с их участием проводятся методические учебы, которые охватывают темы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, социальной адаптации детей в новом коллективе, развитие их творческих способностей, здоровье сберегающие технологии. Проводятся семинары, на которых рассматриваются вопросы специфики организации летнего отдыха детей, проводятся практические занятия, тренинги. Также в реализации программы участвует лаборант кабинета информатики, который готовит музыкальное сопровождение для проведения шоу-программ, праздников, занятий детского объединения, организует работу видеозала.

Программно-методическое обеспечение:

  • разработка программы и ее апробация;
  • разработка методических материалов по проведению валеологических,
  • познавательных программ;
  • разработка образцов текущей документации и их оформление;
  • подготовка практикумов для педагогов по новым формам работы;
  • разработка входящей, текущей и итоговой психологической диагностик.