Интегрированное занятие (экология + математика) "Путешествуем и играем" (старшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

(В.А. Сухомлинский)

Всестороннее развитие детей осуществляется разными средствами. В своей группе мы решили увязать экологическое воспитание с развитием элементарных математических представлений. В своей работе мы применяем разнообразные формы, методы, приёмы. Экологическое воспитание детей предусматривает познавательную деятельность. Большое значение имеют экскурсии в природу.

Мы живём в очень красивом месте – в таёжной Хакасии. Наша природа необычна и неповторима в любое время года, поэтому экскурсии проводим во все времена года. Очень нравятся детям зимние экскурсии. Во время экскурсий обращаем внимание на то, как красив снежный пушистый ковёр, который расстелила зима и спрятала под ним от мороза зверей, рассматриваем следы животных и птиц. А как красиво сверкает разноцветными искрами снег на широких лапах елей. Заденешь ветку, снег так и сыплется.

Многие поэты воспевали красоту зимней природы. Дети с удовольствием читают стихи.

“Зима” И. Суриков

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою,
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.

“Белая берёза” С. Есенин

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Здесь же обращаем внимание детей на то, что деревья в лесу разные по высоте. Красива наша природа ив летнее время года. Небольшие полянки расцвечены огнём жарков, белеют ромашки, голубеют нежные незабудки.

Учим детей: бережно относиться к цветам, не рвать без нужды.

“Я должен над цветками наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать”.

Цветы жарки, как они красивы. Объясняем детям, что жарки занесены в Красную книгу. И здесь не обходится без поэтических чтений.

“Жарки” Н. Тинникова

Весна одела в дорогой наряд
Горы высокой склоны,
Как будто пламенем горят,
Везде цветов бутоны.
Не зря в народе нарекли
Цветы жарки красой земли.

Продолжаем наблюдения за природой во время прогулок на участке детского сада. Наблюдаем за первыми весенними цветами: сон – травой, мать – и мачехой, весенними первоцветами. Учим детей находить, узнавать, правильно называть их. Объясняем, что первые весенние цветы появляются на солнечных местах. Беседуем о деревьях, растущих на участке. На участке проложена экологическая тропа, и маленький Лесовичок, смастерённый из пенька, предлагает детям найти на ней всё, что относится к живой природе:

1. “Аллея тополей”. Тополя растут вдоль забора нашего детского сада. Объясняем, что тополя защищают от пыли, ветра, очищают воздух. Тополь любит влагу и свет.

2. “Лесной уголок”. Здесь растут разные деревья и кустарники: берёза, рябина, ель, черёмуха, ива. Дети ими любуются. Здесь же наблюдаем за травянистыми растениями. Медуницами, ветреницей, мать-и-мачехой, подорожником, незабудками, крапивой, лопухом.

3. “Клумба” - украшение нашего уголка. Растения цветут с весны до осени. Дети наблюдают за цветами на клумбе, начиная с появления ростков и до созревания семян. Во время цветения рассматриваем цветы, обращаем внимание на красоту, разнообразие. Здесь мы наблюдаем и проводим дидактические игры.

Отмечаем, что ромашки и люпины – высокие, ноготки – низкие. После этого проводим игру “Живая клумба”. В середине встают дети – люпины, они высоко поднимают руки, вокруг – ромашки (они ниже люпинов), затем приседают на корточки дети – ноготки. Какая красивая клумба получилась у нас. Подул сильный ветер и все цветы зашевелились. Люпины вращаются вокруг себя. Ромашки идут влево, ноготки – вправо. Очень любят дети играть в игры “Съедобное – несъедобное”, “Угадай, что в мешочке?”, “Что к чему?”, “Что на что похоже?”, “Игра с ящиком ощущений”, “Чей детёныш?”.

4. “Дорожка муравьёв” Муравейник надо охранять. Муравьи – санитары леса.

5. “Сказочная поляна”. Здесь дети играют в творческие игры. Используя разнообразные пеньки, домики, где живёт Баба Яга или Доктор Айболит.

6. “Красивая рябина”. Рябина привлекает своей красотой во все времена года, а птиц – полезными свойствами ягод.

7. “Красота белой берёзы”. Берёза – это символ нашей России. Она красива, обладает целебными свойствами.

Переходя от одного дерева к другому, дети называют их, осматривают ствол, ветки, почки. Объясняем, что у дерева есть корни, которые находятся в земле.

Для развития экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Уточняется форма, цвет, размеры, запах. Во время летних прогулок начинается цикл наблюдений за растениями.

На участке детского сада, кроме клумбы с цветами, имеется небольшой огород. Весной, вместе с детьми, вскапываем грядки, садим лучок, петрушку, салат. В течение всего лета, дети поливают свои посадки, пропалывают сорняки. Дети с интересом наблюдают, как из маленьких семян-луковок, вырастают большие луковицы, с зелёными пёрышками, ветвистая петрушка, кудрявый салат. Детям очень нравится наблюдать за ростом растений, ухаживать за своим небольшим огородом, наблюдать, как их труд и забота дают свои плоды: на столе появляются выращенные своими руками овощи.

Вместе с детьми делаем поделки из природного материала, собранного на экскурсиях и прогулках. Детей очень увлекает эта работа: из коряг, корешков, листьев делать смешные и удивительные поделки.

В группе сделали “ёжиков”: в сетчатые мешочки набили зёрна овса и пшеницы, перемешанными с опилками, и ежедневно поливали их. Когда они проросли, получились смешные ёжики с иголками из зелёных стрелок - проросших зёрен.

Украшая группу, дети приносят из дома садовые цветы. Перед тем, как поставить цветы в вазу, предлагаем детям подумать: как поставить высокие цветы в низкую вазу, что нужно сделать для этого. В другой раз дети сравнивают цветы по высоте, расставляя их в разные вазы.

Знакомя детей с живой природой, не забываем и о птицах, насекомых. Учим замечать особенности поведения птиц на кормушке. Наблюдаем следы птиц на снегу. Отмечаем, что передвигаются они по-разному: вороны и голуби ходят, а воробьи скачут. Летом, рассматривая насекомых, отмечаем с детьми, что количество ног у разных насекомых разное.

В нашей группе много разнообразных комнатных растений, имеется живой уголок. Во время цветения любуемся разнообразными по цвету фиалками, глоксиниями, бегониями. Отмечаем разные по величине и цвету листья колеуса, плюща, спиранта, китайской розы. Дети вместе с воспитателями с удовольствием ухаживают за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, опрыскивают. Объясняем, что растениям нужны вода, воздух.

Очень дети любят ухаживать и наблюдать за обитателями живого уголка: кормят и любуются резвящимися рыбками, пересчитывают ползающих по стенкам аквариума улиток, наблюдают, как они выпускают рожки. Приносят из дома для черепахи капусту, морковь, наблюдают, как она ест, передвигается, впадает в спячку. Очень любят наблюдать за крутящим колесо хомячком, как он набивает вкусным кормом щёки. Дети меняют воду, помогают чистить клетку. При этом у детей вырабатываются не только трудовые навыки, но и нравственные черты характера: они учатся любить животных и заботиться о них.

Ежедневно ведя наблюдения за сезонными и погодными изменениями в природе, отмечаем их в календаре природы. Для воспитания у детей любви к живой и неживой природе, проводим следующие занятия: “Как всё живое растёт?”, “Учитесь жалеть и беречь”, “Для чего нужна Красная книга?”, “Осенние заботы животных и птиц”, “Тайны птичьего мира”, “Животные - наши помощники”, “Нелюбимые животные”, “Покормите птиц зимой”, “Помоги зелёным друзьям” и другие.

Ещё в группе создана лаборатория элементарной поисковой деятельности. Здесь проводятся опыты. С помощью лупы дети рассматривают строение листьев растений, из чего состоит песок, камешки, земля, стекло.

В своей лаборатории дети проводят опыты под руководством воспитателей, несложные эксперименты. Наблюдают, как растения “поворачиваются” к свету, проращивают картофель. Разводят комнатные растения, используя отводки, отростки, черенки. Пробуют установить связь между состоянием растения и условиями окружающей среды. Устанавливают причины изменений, которые происходят в результате ухода за растениями. Если мало поливать растение – листья засыхает, мало света – листья бледнеют

В холодное время года выращиваем на подоконниках цветочную рассаду, лук, петрушку, наблюдая весь цикл роста растений. Выращенные вместе с детьми лук и петрушка – хорошая витаминная добавка детям к обеду.

Многие дети рассказывают, что, съездив к бабушкам в деревню на летний отдых, они узнали много нового о домашних животных и птицах, их повадках. О том, как человек ухаживает за ними, какую пользу приносят домашние животные человеку. Во время обобщающих бесед, проведения экспериментов, развивается экологическое мышление. Дети приносят фотографии, где они с домашними животными, на природе. Создали альбом “Я люблю природу и животных”. Посещая местный краеведческий музей, дети знакомятся с обитателями нашей тайги. С нескрываемым восторгом дети рассматривают чучела животных. Лосей, маралов, лис, медведей, волков, белок, куниц, соболя. Очень увлекает детей рассматривание книг и атласов с изображением животных жарких стран, Севера. Дети с интересом рассматривают, как выглядят животные, чем питаются. Учатся узнавать и правильно называть.

Познакомили детей со сказкой С.Маршака “12 месяцев”. Начали знакомить детей со временами года, месяцами. Используя дидактическую игру “Когда это бывает?” и, прослушивая А. Вивальди и П.И.Чайковского “Времена года”. Знакомим с частями суток. На занятиях по математике дети знакомятся с днями недели.

Проводим с детьми экологические праздники: “Праздник цветов”, “Птицы – наши друзья”, “Как прекрасен этот мир – сбережём его”. Организуем выставки рисунков детей. Эти праздники направлены на обогащение знаний о природе, воспитание у детей бережного, заботливого отношения к ней. Работая с детьми, мы очень хотим, чтобы дети росли добрыми, отзывчивыми, умели радоваться и смеяться.

Нам очень хочется, чтобы наш труд в воспитании у детей любви к родной природе не пропал даром. Чтобы они выросли добрыми, любознательными, счастливыми, любили и оберегали окружающий их мир. Хотим закончить словами Н.Луконина:

“Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа.
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!”

Конспект интегрированного занятия (экология + математика) для детей старшего возраста
“Путешествуем и играем”

Программное содержание: Закрепить с детьми названия комнатных растений и уход за ними. Формировать представление о частях суток. Устанавливать размерные отношения между предметами разной высоты, больше, меньше. Закрепить знакомые цвета, различие геометрических фигур. Дать детям элементарные сведения о своём организме. Убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы (руки, ноги). Воспитывать доброе отношение к природе.

Ход занятия.

1. Дети стоят около воспитателя. Здороваются с гостями.

Воспитатель: Какие вы все нарядные, красивые. Улыбнитесь.

А теперь послушайте загадку:

“Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку” (заяц)

Правильно, эта загадка про зайчика.

Раздаётся стук в дверь. Воспитатель заносит в группу зайчика Степашку.

Дети, посмотрите, какой зайка? (пушистый)

Степашка плачет. – Что ты плачешь? – Наступили холода, а я не могу найти свою семью: папу, маму, сестрёнку. – Бедный Степашка потерялся, дети, поможем найти семью зайке? Конечно, Степашка, мы тебе поможем.

2. Поедем в лес на поезде. Это что? (паровоз) А за паровозом что? (вагончики) Вагончики все разного цвета. Какого цвета вагончики? (дети отвечают) А чего не хватает у вагончиков? (колёс) Дети, колёса надо подобрать по цвету, а то без них мы не сможем поехать. Дети подбирают колёса по цвету (пробки) Какой формы колёса? Все правильно подобрали колёса к вагончикам. Какой поезд из вагончиков получился? (длинный). Сколько вагончиков? (8). Теперь нам можно отправляться в путь. А чтоб не было скучно ехать, споём песню. “Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят,

Везут в лесную сказку компанию ребят”.

Приехали мы с вами в сказочную страну.

3. Надо пройти по мостику, не замочив ноги. (Дети идут по коррекционным резиновым коврикам) Дети, какой мостик? Колючий или гладкий? (колючий) “Мы шагаем по дорожке, укрепляем наши ножки” мы пришли на сказочную поляну.

Дидактическая игра “Найди форму”. Дети называют геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. А теперь задание: дорисовать предмет. Дети придумывают и дорисовывают разные предметы. А потом называют, что получилось. Из круга – солнышко, из квадрата – телевизор, из прямоугольника – тележка, из овала – зайчик, из треугольника – девочка.

4. Дальше полетим на ковре – самолёте. Ковёр – самолёт полетит лишь в том случае, если дети скажут заклинание. Оно станет волшебным лишь после того, как дети выполнят задание. Ориентировка во времени. Дети, назовите части суток. (Утро, день, вечер, ночь) Что вы делаете утром? Днём? Когда из детского сада уходите домой? (вечером). Вы посмотрели “Спокойной ночи, малыши”, какое время суток наступает? (ночь)

“О ковёр – самолёт, отправляйся в полёт”. У сказочной поляны зайчата нас ждут. Звучит музыка.

5. Мы прилетели на сказочную поляну. Что вы здесь увидели? (Комнатные растения) Кто сидит под растениями? (Зайчата) Ну вот и нашлась семья Степашки.

Как называется это растение? (Роза). Какое это растение? (высокое) Какого цвета листья? (тёмно-зелёные, по краям зубчики). Какой формы листья? (треугольные). Какой заяц здесь сидит? (большой) Это папа.

А это растение как называется? (Герань). Какого цвета листья? (светло – зелёные). Какой формы листья герани? (круглые). Какое растение ниже: герань или роза? (Герань) Герань приятно пахнет. Это лечебное растение. А кто сидим около герани? (Мама). А почему вы решили, что это мама? Она ниже папы.

А это что за растение? (Фиалка). Какое это растение? (Самое низкое). Какие листики? (тёмно-зелёные). Какой формы? (Круглые, но по величине меньше герани). Цветы белые. Кто сидит около фиалки? (сестрёнка Степашки). Какая она? (Самая маленькая). Степашка очень обрадовался, что нашлась его семья, и он познакомился с растениями. Расскажите семье зайчат, как надо ухаживать за растениями.

Поливать растения под корешок,
Умывать их, опрыскивать.
Да, дети, растения дышат, им нужен воздух, забота, любовь.

Пальчиковая игра “Моя семья”

Рука зажата в кулачок.
Поднимаем Большой палец: “Этот пальчик – Дедушка,
Поднимаем указательный палец: Этот пальчик – бабушка,
Поднимаем средний палец: Этот пальчик – папа,
Поднимаем безымянный палец: Этот пальчик – мама,
Поднимаем мизинчик: Этот пальчик – Я
Поднимаем раскрытую ладошку: А это – вся моя семья!”

6. А теперь мы пойдём на другую сказочную полянку. Дети, кто это? Доктор Айболит. Ребёнок рассказывает стихотворение: “Надо с детства закаляться,

Чтоб здоров ты был весь год
Чтобы к доктору являлся
Если только позовёт”.

Доктор Айболит, дети у нас стараются не болеть. Чем мы занимаемся? Дети: делаем гимнастику, ходим на физкультурные занятия, выполняем обширное умывание, ходим на занятия в бассейн, смазываем оксалиновой мазью нос, ходим по ребристой доске, делаем дыхательную гимнастику, ежедневно гуляем.

Доктор Айболит предлагает ощупать и осмотреть свои ноги. Для чего нужны ноги? (Чтобы бегать, прыгать, ходить). Ноги – это кости, суставы. А что ещё? (мышцы). При помощи мышц ноги легко сгибаются. Присядьте, встаньте, согните одну ногу, другую. (Дети выполняют).

А теперь Доктор Айболит предлагает ощупать и осмотреть руки. Для чего нужны руки? (Рисовать, брать игрушки, кушать, играть). Согните одну руку, затем другую. Руки тоже легко сгибаются. У рук тоже есть мышцы, суставы и кости. Доктор Айболит говорит, что к рукам, ногам нужно относиться бережно. А если мы не будем бережно относиться к рукам и ногам, что может случиться? (Можно сломать, сильно ударить).

Необходимо бережно относиться к своему организму для сохранения здоровья.

Физкультурная минутка.
Мы сначала будем хлопать
А затем мы будем топать
А сейчас мы повернёмся
И все вместе улыбнёмся.

Дети, если кто-то плохо кушает, у того организм слабеет. Надо хорошо кушать. Какие вы знаете продукты, где много витаминов? (лук, чеснок, лимон, смородина, шиповник)

Доктор Айболит приглашает детей попить отвар шиповника.