Система занятий по обучению риторике детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использование языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка. В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.

Практика показала, что большинство старших дошкольников не могут или не правильно составляют публичные выступления, т.е. монологи. И развитие связной речи их тормозится: она становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется.

В этом нам поможет современная риторика. Ведь центром риторики является обучение эффективному общению. Возникает вопрос, что же понимается под эффективным общением? Оно предполагает следование нормам литературного языка и “умение так строить тексты различной функциональной направленности, чтобы они максимально решали поставленные перед ними задачи обучения” (Цицерон М.Т.)

Наша задача – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться. Данная система обучения предполагает организацию активной речевой деятельности детей. Большое значение в обучении риторики является культура речевого поведения, т.е. проявление общей культуры человека. Именно поэтому особую роль в риторической системе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи – чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. воспитанием вежливости.

Этот курс предполагает научить серьезным вещам, но методика всей работы задумана, как увлекательное дело, для детей и взрослых.

ЦЕЛЬ УРОКА: Обучение риторике дошкольников старшего возраста.

ЗАДАЧИ:

  1. Обучение умению строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств.
  2. Расширение знаний о структуре текста и представлений о способах связи между структурными частями высказывания.
  3. Формирование осознанного отношения к собственной речи.
  4. Закрепление знаний норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуаций.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

  1. Традиция “Приветствие”.
  2. Создание моделей, символов и работа с ними.
  3. Пятиминутки речевой гимнастики (упражнения на развитие дыхания, интонации, ритма и т.п.).
  4. Ортологические гимнастики (упражнения на усвоение произносительных, словообразования и других норм литературного языка).
  5. Мастер – минутки (выступления ребенка с домашними заготовками, “познавательные минутки”, “Звездный час”).
  6. Самостоятельная работа детей (работа с иллюстрациями, книгами, рисование, лепка, обыгрывание мини – спектаклей, песенок).
  7. Традиция “Прощание” (“Шкала Настроения”).

ОКТЯБРЬ

ТЕМА: ПЛОХО ОДНОМУ.

ЗАДАЧА: Раскрыть мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. Дать понятие о риторике и чему она учит.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение И. Сигсгорд “Палле один на свете”

МАТЕРИАЛ: рисунки – настроения, цветные карандаши, фломастеры, письма – рисунки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Беседа по прочитанной истории “Палле один на свете”.
Раскрашивание рисунков-настроений.
Чтение стихотворения А.Барто “Я люблю ходить вдвоем”.
Обыгрывание стихотворения.
Речевая гимнастика.
Знакомство с Риториком.
Письма-рисунки.

ТЕМА: УЧИМСЯ ВЕЖЛИВОСТИ.

ЗАДАЧА: Учить детей употреблять различные слова – приветствия – в зависимости от адресата. Определять степень вежливого поведения, оценивать его позиции и вежливо – невежливо (не совсем вежливо) – грубо, учитывая ситуацию общения. Работа над интонацией, голосом.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Изготовление писем – рисунков, чтение рассказа Э.Успенского “Трое из Простоквашино”.

МАТЕРИАЛ: бумага, цветные карандаши, фломастеры, книжки – раскраски, рисунки – символы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Проверка домашнего задания (рассказ по письму-рисунку).

“Путешествие в страну “Вежливости” разыгрывание ситуаций.

Игра-соревнование: кто сердечнее, теплее произнесет слова-приветствия.

Д/и “Поприветствуем Кота в сапогах”.

Придумывание рисунков – символов” Добрый день”, “Доброе утро”, “Добрый вечер”.

Речевая пятиминутка “Угадай, чей голосок?”

ТЕМА: ЗНАЙКИНА ШКОЛА.

ЗАДАЧА: Закрепить употребление форм приветствий на примере повседневных речевых ситуаций. Продолжение работы над интонацией.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение книги Н.Носова “Незнайка и его друзья”.

МАТЕРИАЛ: бумага, фломастеры, рисунки, иллюстрации, ножницы, цветная бумага., клей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И БЕСЕДА.

ЗНАКОМСТВО Риторика с учениками Знайкиной школы.

Придумывание героям сказки Н.Носова имена и отчества (Д/и “Придумаем вместе”).

Разыгрывание речевых ситуаций.

Чтение стихотворения Т.Собакина “Здравствуй, гусь!” и беседа по прочитанному.

Речевая гимнастика “Кто в теремочке живет?”.

НОЯБРЬ

ТЕМА: СЛОВО ВЕСЕЛИТ, ОГОРЧАЕТ, УТЕШАЕТ…

ЗАДАЧА: Знакомство детей с тем, что речь является средством воздействия на воображение и поведение людей. Формирование речевого дыхания. Работа над интонацией, голосом.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение К.Чуковского “Путаница”.

Чтение сказки “Курочка Ряба” и придумывание слова – утешения деду и бабе.

МАТЕРИАЛ: бумага, цветные карандаши, иллюстрации, картинки – раскраски.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Анализ речевых ситуаций.
Работа над рисунками.
Чтение и анализ стихотворения Э.Мошковской “Петрушка”.и беседа.
Работа по сказке К.Чуковского “Путаница”.
“Риторика утешения” (“Курочка Ряба”).
Д/и “В зоопарке”.
Формирование диафрагмального дыхания (“Надуй шарик”).

ТЕМА: ДАВАЙТЕ ДОГОВОРИМСЯ.

ЗАДАЧА: Познакомить детей с ролью речи в организации совместной деятельности (на примере считалок). Работа над дыханием. Познакомить с особенностями считалок (ритм и громкое произнесение отдельных наиболее важных слов).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Разучивание считалок, придумывание считалок.

МАТЕРИАЛ: бумага, цветные карандаши, иллюстрации, рисунки, книжки – раскраски.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Чтение детьми считалок.
Сравнение считалок (смешные и серьезные, длинные и короткие).
Придумывание считалок.
Рисунки-считалки.
Д/и “Лесная считалка”.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.

ДЕКАБРЬ

ТЕМА: ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ.

ЗАДАЧА: Знакомство детей с тем, что речь является средством организации и планирования деятельности людей. Работа над дыханием, ритмом, интонацией.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение и заучивание слов персонажей из сказки “Лиса, заяц и петух”.

Изготовление с родителями масок, костюмов.

МАТЕРИАЛ: маски, костюмы персонажей сказки

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Театральная игра – драматизация “Лиса, заяц и петух”.
Чтение и анализ рассказа Е.Пермяка “Бумажный змей”.
Д/и “Распредели роли”.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.

ТЕМА:УСТНАЯ РЕЧЬ.

ЗАДАЧА: Вызвать у детей интерес к собственной речи и к речи окружающих людей, потребность к постоянному ее совершенствованию. Знакомство с особенностями устной речи, как темп, громкость, тембр (окраска голоса). Учить оценивать стороны речи в различных ситуациях общения. Обратить внимание на поведение собеседников во время разговоров, выступления, и их жестам, мимики.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯРАБОТА:

Подбор и заучивание загадок.
Изготовление папок с загадками.

МАТЕРИАЛ: книжки – малышки с загадками, папки загадок, бумага, фломастеры.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Анализ речевых ситуаций.
Отгадывание загадок.
Демонстрация своих придуманных загадок.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Д/и “Угадай, какая форма речи?”
Д/и “Помогите Пятачку”.
Рисунки-символы.

ТЕМА: ГРОМКО – ТИХО.

ЗАДАЧА: Знакомить детей с тем, как изменяется громкость речи в зависимости от ситуации или от содержания высказывания.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Заучивание стихов с различной степенью громкости.

Подготовить объявление об экскурсии в музей и произнести перед группой.

МАТЕРИАЛ: бумага, цветные карандаши, рисунки – раскраски, рисунки – стихи.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Анализ речевых ситуаций.
Работа с рисунками и вывод по теме.
Анализ художественных произведений с точки зрения громкости чтения (дети читают стихи о тишине).
Особенности пения частушек.
Чтение стихотворения Г.Сапгира “Оруны”.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Самостоятельная работа детей (произнесение подготовленных текстов объявлений).

ТЕМА: БЫСТРО – МЕДЛЕННО.

ЗАДАЧА: Дать детям представления о темпе речи. Работать над дыханием.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Подготовка детьми пересказов текстов.

Заучивание скороговорок.

МАТЕРИАЛ: рисунки – раскраски, бумага, фломастеры, книги с детскими стихами.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Анализ заранее подготовленных детьми текстов “Лиса и заяц”, “Огурец и капуста” (шутка), “Страшный сон”.
Анализ речевых ситуаций.
Д/и “Кошкин дом”.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Дифференциация носового и ротового дыхания “Вдох – выдох”.

ЯНВАРЬ

ТЕМА: ОТ ЧИСТОГОВОРКИ К СКОРОГОВОРКИ.

ЗАДАЧА: Показать детям роль чистоговорок и скороговорок в совершенствовании их устной речи. Работа над дыханием.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Заучивание чистоговорок и скороговорок.

Изготовление мини-книжек с чистоговорками и скороговорками .

МАТЕРИАЛ: бумага, фломастеры, книжки-малышки, рисунки, книги со скороговорками.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Проговаривание чистоговорок.
Различие чистоговорок и скороговорок и анализ.
Конкурс на лучшее произнесение чистоговорок и скороговорок.

ТЕМА: УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ.

ЗАДАЧА: Продолжить знакомство детей с такой особенностью устной речи, как тембр. Работа над дыханием и темпом речи.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Заучивание детьми веселых стихов.

Подготовка и инсценировка сказки “Три медведя”.

МАТЕРИАЛ: маски, костюмы, бумага, цветные карандаши, сказки “Три поросенка”, “Волк и семеро козлят”, “Красная Шапочка”, “Три медведя”.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Д/и “Угадай, кто говорит?”
Д/и “Поиграем – угадаем!”
Д/и “Кто за дверью?”
Анализ речевых ситуаций.
Инсценировка отрывка из сказки “Красная Шапочка”.
Самостоятельная работа по сказке “Три медведя”.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.

ФЕВРАЛЬ

ТЕМА: РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ.

ЗАДАЧА: Знакомство детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора. Работа над дыханием и темпом речи.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение стихотворение К.Чуковского “Телефон”.

МАТЕРИАЛ: игрушечные телефоны, книги, рисунки, бумага, фломастеры.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Разговор по ролям (Риторик позвонил маме на работу и разговор с мамой).
Разыгрывание речевых ситуаций с использованием 2-х телефонов.
Диалоги по ролям.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Чистоговорки.
Чтение по ролям стихотворения К.Чуковского “Телефон”.

ТЕМА: МИМИКА И ЖЕСТЫ.

ЗАДАЧА: Знакомство детей с несловесными средствами общения. Работа на дыханием, темпом речи.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Знакомство со сказкой К.Чуковского “Цыпленок”.

МАТЕРИАЛ: бумага, цветные карандаши, рисунки, иллюстрации, книги с детскими стихами.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Работа по сказке К.Чуковского “Цыпленок”.
Моделирование мимики и жестов.
Самостоятельная работа детей по картинкам.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Чтение: “Черепаха” (используя мимику и жесты),
“Кислые стихи”,
“Воробушки”,
“В ручеек смотрит лось”,
“Нелетающий зонт”.
Анализ.
Рисование стихотворения.

ТЕМА: ДО СВИДАНИЯ!

ЗАДАЧА: Научить детей употреблять различные формы прощания в зависимости от адресата. Работа над темпом речи и дыханием.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Знакомство со стихотворениями А.Барто.

МАТЕРИАЛ: бумага, фломастеры, рисунки, иллюстрации, книги.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Д/и “Прощание”.
Разыгрывание ситуаций.
Чтение стихотворения А.Барто “Друзья, вот вам на всякий случай…” и беседа.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.

МАРТ

ТЕМА: СЧАСТЛИВОГО ПУТИ.

ЗАДАЧА: Закрепить употребление слов прощания. Продолжить работу над постановкой голоса, дыханием и темпом речи во время выступлений.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Знакомство со сказкой К.Чуковского “Айболит”

МАТЕРИАЛ: бумага, фломастеры, рисунки, иллюстрации, книги, пластилин.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Работа по сказке К.Чуковского “Айболит”.
Д/и “До свидания!”
Работа по рисункам.
Разыгрывание речевых ситуаций.
Д/И “Счастливого пути!”
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Д/и “Вежливые слова”

ТЕМА: КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА.

ЗАДАЧА: Знакомство детей с правилами поведения во время разговора. Продолжить работу над постановкой голоса, дыханием и темпом речи во время выступлений.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Знакомство со стихотворениями Г.Остера, А.Кондратьева, С.Маршака.

МАТЕРИАЛ: бумага, цветные карандаши, иллюстрации, рисунки, книги.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Анализ речевых ситуаций.
Работа с рисунками.
Моделирование правил поведения во время разговора.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Чтение стихотворений о правилах разговора.
“Вредные советы”.
Составление рассказов по рисункам.
Подготовка к сопровождению экскурсий по выставке изобразительных работ к юбилею детского сада.

ТЕМА:ТЕКСТ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ.

ЗАДАЧА: Дать представление о тексте, как тематическом единстве. Работа над правилами поведения во время разговора.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Придумывание текстов по сюжетной картинке.

МАТЕРИАЛ: иллюстрации, рисунки, книги, бумага, цветные карандаши.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Беседа о понятии текст.
Работа с рисунками.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Чистоговорки.
Д/и “Придумай заголовок”.
Д/и “Придумай рифму”.
Сочинение рассказа по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине.
Продолжение работы по подготовке к сопровождению экскурсии.

ТЕМА: О КОМ? О ЧЕМ?

ЗАДАЧА: Формировать умение определять тему текста. Работа над правилами поведения во время разговора.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Знакомство детей с различными текстами, стихами и определение их темы.

МАТЕРИАЛ: книги, иллюстрации, рисунки, игрушки, бумага, карандаши, пластилин.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Беседа по прочитанному тексту о докторе Айболите.
Определение темы текста (по картинкам).
Работа с загадками.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Скороговорки.
Придумывание рассказа-рисунка.
Подготовка к экскурсии.

ТЕМА: О ЧЕМ МОЖНО УЗНАТЬ ИЗ ЗАГОЛОВКА.

ЗАДАЧА: Дать понятие о заголовке (заглавии книги), показать связь содержания текста и заголовка. Работа над правилами поведения “оратора”.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Знакомство с названиями: книги С.Михалкова “Сережа и гвозди”, Н.Носова и др. детских авторов.

МАТЕРИАЛ: книги, рисунки, иллюстрации, бумага, цветные карандаши.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Определение темы книги по названию.
Д/и “Придумай заголовок”.
Чтение стихотворения В.Берестова “Сережа и гвозди”.
Чтение и определение заголовков:
“Самая любимая книга”,
“Я играю с солнечным зайчиком”,
“Сравнение заголовков”.
Д/и “Заголовки – рифмы”.
Придумывание сказки о пластилиновом человечке (по картинкам).
Подготовка к экскурсии.

АПРЕЛЬ

ТЕМА: ИЗВИНЕНИЕ.

ЗАДАЧА: учить детей уместно использовать различные формы выражения извинения. Работа над правильным поведением “оратора” во время выступления.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Знакомство со сказкой “Три медведя”.

МАТЕРИАЛ: книги, рисунки, сказки, иллюстрации, бумага, фломастеры, цветная бумага.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Д/и “Извини, извините, прости, простите”.
Д/и “Вини – Пух иРиторик”.
Работа по картинкам.
Разыгрывание диалогов.
Чтение стихотворения “Поссорились”.
Зарисовка сцены примирения.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Чистоговорки.
Подготовка к экскурсии.

ТЕМА: ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ.

ЗАДАЧА: учить детей пользоваться разнообразными средствами выражения извинения (в том числе интонационными). Продолжить работу над правильным поведением экскурсовода.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Беседа о необходимости вежливых слов.
Чтение рассказов о вежливости.

МАТЕРИАЛ: книги, рисунки, иллюстрации, бумага, цветные карандаши.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Анализ пословицы “От учтивых слов – язык не отсохнет”.
Чтение стихотворения “Из – за ссоры пустяковой” и беседа.
Разыгрывание речевых ситуаций “Кто кого любит?”
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Чистоговорки.
Придумывание рассказов по картинкам.
Проведение экскурсии.

ТЕМА: ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ СЛОВА.

ЗАДАЧА: Познакомить детей с понятием “опорные слова”. Продолжить работу над формой проведения экскурсии.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Знакомство по мультфильмам со сказочными героями: старухой Шапокляк, Колобком, Золушкой, царевной Лягушкой.

МАТЕРИАЛ: книги, иллюстрации, игрушки, видеокассеты, аудиокассеты со сказками, магнитофон.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Работа с картинками “Старуха Шапокляк”.
Д/и “Определи сказку”.
Придумывание сказки про Колобка (своя версия).
Д/и “Найди опорные слова из сказки”.
Д/и “Узнай сказку”.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Скороговорки.

ТЕМА: ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ.

ЗАДАЧА: Учить замечать в тексте непонятные слова, показать, как можно объяснить их значение. Продолжить работу над подготовкой экскурсоводов.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение сказки “Колобок”.

МАТЕРИАЛ: книги, рисунки, иллюстрации, бумага, цветные карандаши.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Работа со сказкой “Колобок”.
Словарная работа “Кто больше всех заметит непонятных слов”.
Кроссворд.
Отгадывание загадок.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Чистоговорки.
Проведение экскурсии в музее детского сада.

МАЙ

Дни открытых дверей.
Подведений итогов работы.
Проведение экскурсий в музее детского сада.

Приложение