Применение некоторых АРТ-терапевтических приемов в работе психолога с педагогическим коллективом

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Арт-терапия - это комплекс средств, позволяющий решить многие проблемы не насильственно и очень успешно. В настоящее время это направление в терапии приобретает всё больший вес и всё большую значимость и используется не только талантливыми докторами, а широко входит в арсенал технологий работы с проблемами клиентов психологами и психотерапевтами.

Арт-терапия позволяет:

- Развить спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление (когнитивные навыки);

- Изучить и переосмыслить свой жизненный опыт;

- Разрешать проблемы легко и красиво;

- Научиться общаться на невербальном уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства);

- Учиться рефлексии и самовыражению, доставляя удовольствие себе и другим

Одним из наиболее трудных направлений работы психолога в школе является работа с учителями и администрацией. Привыкшие ежедневно оценивать других педагоги опасаются оценки в отношении себя. Вероятно поэтому, работа психолога с учителем зачастую особенно трудна и ответственна. Разрешение проблемной ситуации между учителем и учеником или родителем, происходит более безболезненно, чем работа с проблемой самого учителя. А ведь зачастую психолог сталкивается именно с ней, с этой самой учительской проблемой. Помочь в разрешении личностных проблем педагогов и возникающих проблемных педагогических ситуаций можно при помощи организации Арт-студии, в которую приглашаются группы учителей, имеющие сходные психологические проблемы. Выявление таких педагогов происходит путём наблюдения за стилем общения и оценки знаний при посещении психологом уроков, анкетирования учащихся, исследование психологической комфортности в учебных группах, при помощи анализа состояния здоровья учителя( анализ больничных листов, жалобы на усталость, головные боли и т.д.). Нередко услышанные сетования на здоровье в учительской или доверительно высказанные на кафедре “сигнализируют” психологу о необходимости собрать терапевтическую группу. Мы мотивируем это тем, что необходимо провести “заседание”, или “круглый стол”, или “мастерскую” в рамках программы “Проектируем климат здоровьесберегающей образовательной среды”. На занятиях широко используем медитации, обучаем педагогов технике релаксации, используем свет, музыку, воду, цвет, и много занимаемся рисованием, лепкой, хорошо идут драматизации, в тёплое время можно использовать боди-арт.

Медитативная гимнастика

Как правило, медитативная гимнастика используется вначале и в конце занятия. Медитативная гимнастика - это синтез восточной гимнастики и телесно-ориентированной терапии на основе идеи гармоничного движения, которое рождается внутри человека и спонтанно проявляется в телодвижениях. Часто телодвижения обычного человека угловаты и скованны, что обусловлено как мышечным, так и психологическим напряжением. Это в свою очередь, затрудняет естественную циркуляцию жизненной энергии в теле человека. Напряжение блокирует естественные течения энергии и способствует формированию разрушительных телесных привычек. В начале занятия она позволяет снять психологическое и мышечное напряжение, тормозящее творческие процессы. Также подготавливает для творческой деятельности. Наряду с медитативной гимнастикой целесообразно занятие психодинамической ритмопластикой.

1. Психодинамическая ритмопластика

Для того, чтобы придти к гармоничному, а, следовательно, успешному состоянию, необходимо освоить три процесса: собирание, удержание и расслабление. Все три процесса связаны с определённым качеством энергии и активности. Собирание связано с нашей способностью накапливать жизненные силы и энергию. Позитивное "собирание" подразумевает аккумуляцию творческой и природной энергии. Эта энергия является нашим "стартовым капиталом" для положительных изменений. Но мало накопить энергию. Необходимо уметь её удержать, не растратить на мелочи, не дать уйти "сквозь пальцы".

Собирание и удержание связаны с активным действием, а, значит, с определённым напряжением. Однако, невозможно находиться в постоянном состоянии напряжения. Необходимо научиться расслаблению. Научиться этим основополагающим процессам на символическо-действенном уровне. Оказывается, эти состояния можно "вылепить" из глины, пластилина или теста. Мы заранее готовим пластический материал (пластилин, пластилиновый воск, глину) или просим принести с собой кусок замешанного дома солёного теста. Тесто можно готовить и прямо перед занятием в кабинете психолога.

Пришедшие на занятие удобно рассаживаются в мягкие кресла. Звучит приятная расслабляющая музыка. Ведущий просит всех закрыть глаза, на счёт 3 сделать глубокий вдох, медленно выдох (повторить 2-3 раза).

Инструкция: “Слушая музыку, по моему сигналу выполняйте движения с той скоростью и силой, с которой считаете нужным. Кусок глины (теста, пластилина) разминаем в руках так, чтобы он стал мягким и пластичным. Затем, слушая музыку делаем куб, отмечая свои чувства; (после того, как все выполнили команду - подаётся следующая), “Теперь превращаем куб в шар. Теперь делаем плоскость”. (во время всей медитации почувствуйте изменения в своих внутренних ощущениях).

Значение геометрических фигур:

  • КУБ - символизирует собирание;
  • ШАР - символизирует удержание;
  • ПЛОСКОСТЬ - символизирует расслабление.

Таким образом, лепка куба на бессознательно - символическом уровне формирует энергию собирания; лепка шара формирует энергию удержания; лепка плоскости позволяет расслабиться. Подобный эффект достигается благодаря движениям рук и пальцев, с помощью которых вылепливаются эти формы. Когда мы лепим куб, пальцы делают собирающие движения; когда катаем шар - сжимающие и удерживающие; когда лепим плоскость, мы растираем глину (пластилин, тесто) расправленными ладонями. Формирование энергии собирания, удержания и расслабления - это один из глубинных смыслов метода лепки.

После такой медитации можно перейти к самодиагностике

2. Самодиагностика

Инструкция: “Оставайтесь в таком же удобно-расслабленном состоянии. Представьте себе третий внутренний глаз. Он очень зорок. От него не спрячется ничто. Сейчас мы с вами совершим путешествие по нашему телу. Наш третий глаз внимательно осматривает наши органы, а наше тело подаёт нам сигналы. Итак, наш третий глаз осматривает грудную клетку: наши лёгкие, и вы можете почувствовать, как происходит газообмен, кровь насыщается чистым воздухом, несёт его ко всем частям тела. Теперь мы видим наше сердце, почувствуйте, как оно совершает работу, как мощно проталкивает кровь по сосудам. Теперь на пути нашего глаза диафрагма – размеренно в такт дыханию она поднимается и опускается. Следующий орган-желудок…(так путешествуем по всему телу). По окончании делаем глубокий вдох-выдох, вдох-выдох, на счёт три медленно открываем глаза и оказываемся в нашей комнате.

Следующий этап – визуализация и рисование. Очень часто во время такой самодиагностики нащупываются “проблемные” участки – органы, в которых протекают патологические процессы. При хорошем освоении психологом данной техники и высоком доверии клиента к психологу как психотерапевту можно “лечить” проблемную зону.

Для рисования можно использовать как карандаши, так и краски, гуашь, мелки и т.д.

3. Упражнение “Настроение”

Возьмите чистый лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры. Нарисуйте, как может выглядеть ваше сегодняшнее настроение в виде абстрактного сюжета - линий, цветовых пятен, разнообразных фигур. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам хочется больше, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свой стресс или тревогу на бумагу, стараясь "выплеснуть" их полностью, до конца. Не думайте о времени: рисуйте столько, сколько вам нужно, до тех пор, пока вы не почувствуете успокоение.

Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля со стороны сознания.

После того как Вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите его в урну или сожгите (если есть спички и пепельница). Представьте себе, что теперь все ваши стрессы и тревоги сгорели в огне или остались в урне. Ощутите, как все ваше беспокойство перешло от вас на бумагу, а вы избавились от своего напряженного состояния!

Вы можете выплескивать на бумагу не только свои негативные эмоции, но и позитивные – и тогда они будут помогать бороться со стрессами. Для этого можно использовать следующую технику:

4. Упражнение “Позитивная альтернатива”

Для него необходимы фломастеры (маркеры) и бумага. Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две половины вертикальной чертой. На левой, половине напишите негативные мысли, которые заполняют вашу голову и чувства. Произнесите ее вслух или мысленно, "про себя". Понаблюдайте, как на эти утверждения реагирует ваше тело (болями, мышечными зажимами, нарушением дыхания и т. д.). Нарисуйте образ вашего состояния в виде конкретного предмета или набора абстрактных фигур.

Теперь перейдите ко второй половине листка и начинайте произносить утверждения, обратные по смыслу тем, что связаны у вас со стрессом. Ваша задача – найти как можно больше аргументов, которые могут убедить ваше подсознание, что все не так уж плохо на самом деле. Перевоплотитесь в заядлого оптимиста и наполните ваш организм верой в то лучшее, что есть в вас и в окружающем мире. Запишите оптимистические фразы на правой стороне листа. Нарисуйте позитивный образ, который при этом приходит к вам в голову. Делайте это спокойно, со вкусом, не торопясь, внимательно наблюдая за тем, на какие из проговариваемых фраз откликается ваше тело.

Затем разрежьте ваш листок по разделительной черте. От его левой половины вы должны избавиться. Можете просто смять клочок бумаги и выбросить его в мусорную корзину, но лучше придумайте для себя целый ритуал уничтожения негативных мыслей, включающий торжественное сжигание злосчастного листка и развеивания пепла.

Правую же половину листа сохраните и запомните весь ваш "правый" список позитивных мыслей. Эти найденные вами слова - утверждения, создающие жизнеутверждающий настрой, будут для вас спасительными в преодолении стрессов

По окончании рисования необходимо вербализовать завершённое действие.

Рисование - как одно из Арт-терапевтический средств может выполняться на любом этапе психотерапии. Интересной представляется техника росписи сосудов, техника “Декупаж”, пуантопись, волшебные краски и т.д. Для работы можно использовать стекло, фарфор, пластмассу, дерево, керамику и т.д.

Как самостоятельное упражнение можно использовать и технику “Крокле” в процессе которой происходит “старение” изображения. В данной технике можно отрабатывать горе и утрату значимых людей (уход из жизни, потери).

Техника “Декупаж” хороша и в плане оптимизации отношения к жизни, особенно в конце четверти, года или в предпраздничные дни, когда у уставшего учителя не только голова, но и руки-ноги устали. Психолог может предложить снять эту усталость, “подпитаться” положительной энергией и созидательно поработать над своей проблемой, изготовив подарок своими руками. Для этого у нас всегда в кабинете имеются трехслойные столовые салфетки с разными узорами и мотивами (техника ещё получила название салфеточной), набор для Арт-техники и т.д.

Цель - добиться эффекта нарисованной картины на декорируемом предмете. Поверхность может быть не только твердой (фарфор, стекло, дерево, керамика, пластмасса), подойдет даже ткань. Кому не хотелось блеснуть своими талантами перед близкими людьми и знакомыми? Ну, или, например, преподнести подарок сделанный своими руками? Полет фантазии не ограничен.

Для изготовления необходимо:

  • Любая понравившаяся салфетка, другая понравившаяся картинка, репродукция и даже распечатка, сделанная на принтере
  • Клей для декупажа
  • Кисть средней жесткости из синтетики
  • Ножницы
  • Лак (или ПВА)
  • Декорируемый предмет (например, тарелка или кашпо для цветов, или сосуд и т.д.)

5. Техника “Декупаж”

Техника декупаж не требует специальных навыков и ей может овладеть каждый. Она имеет очень древнюю историю. Среди знаменитостей, увлекавшихся декупажем – королева Франции Мария Антуанетта, Мадам де Помпадур, Лорд Байрон, Матисс и Пикассо. Название декупаж происходит от французского слова decoupage, что в переводе значит – вырезать. В Англии XVIII века эта техника была известна под другим названием - Japanning. Если говорить проще, декупаж – это аппликация, но аппликация особенная. Корни этой техники уходят в глубокое прошлое. В XVIII столетии в Европу пришла мода на лаковую мебель, которую художники вручную украшали росписью. Однако спрос на неё был так велик, что производители не могли его удовлетворить. Цены на такую мебель были очень высоки, поэтому ремесленники стали искали способ подешевле. Тогда веницианские мастера начали делать поддельные вещи, выполненные в технике декупаж. Ученики ремесленников делали копии фрагментов картин знаменитых художников на бумаге, которые наклеивали на мебель и многократно покрывали лаком. Количество слоёв доходило до 30-40, потом поверхность доводилась полированием до зеркального блеска. Это искусство носило название l'arte del povero , что означает "искусство бедняков". Сейчас антикварная мебель бедняков стоит дороже чем современная мебель для богатых! В последствии точно также с помощью декупажа “расписывались” стены и потолки в домах. Декупаж применялся не только в качестве декорирования интерьера. В старину это увлечение просто заразило аристократок, которые оклеивали картинками всё, что можно. Фрагментами, вырезанными из настоящих живописных полотен, они украшали шкатулки, музыкальные инструменты, обклеивали ширмы и всякие туалетные принадлежности, уделяя этому занятию многие часы.

Современный декупаж, это вырезание и наклеивание напечатанных полиграфическим способом картинок на разные поверхности с последующим нанесением на них защитного слоя лака. Самый простой предмет для декорирования – это кухонная деревянная доска или тарелка. Можно украшать не только плоские, но и различные объёмные предметы: свечу, кружку, книгу. Можно сделать настенное панно из обычной белой тарелки или часов. 

Технология изготовления:

Понравившийся рисунок вырезается по контуру, накладывается на декорируемый предмет и широкой кистью наносится клей ПВА (разбавленным наполовину водой). Сохнет (ускорить сушку можно, используя фен с тёплым воздухом), затем покрывается акриловым прозрачным лаком. Если бумага толстая, предварительно наносят несколько слоев акрилового лака на картинку, дают им поочерёдно высохнуть, потом замачивают это всё минут на 20 в воде, чтобы бумага как можно лучше размокла, и бережно отделяют бумагу с изнаночной стороны картинки. Только потом приклеивают тонкую картинку к основе. После завершения всех этапов работы, картинка будет выглядеть как нарисованная

Можно дать такой картине название, придумать её историю.

Защита работ проводится поочерёдно. Каждый участник терапевтической группы “проговаривает” по кругу свою работу, из созданных работ можно сделать вернисаж.

Терапевтический эффект достигается уже в самом процессе работы.

6. Музыкотерапия

Усиление этого эффекта может оказать музыка. Музыку для терапии используют врачи, психотерапевты, психологи более чем в ста странах мира. Причём, это могут быть как сочетания музыкальных произведений с другими Арт-техниками, так и самостоятельные сеансы. Для группы учителей может быть подобрана своя индивидуальная программа.

В этой связи мне представляется интересной использование комплекса Масару Эмото “Исцеление кристаллами воды” которая вышла в продажу и представлена 2 СD-дисками с музыкальными композициями и фотографиями кристаллов воды. Ранее по РТР планета был показан фильм о воде, где рассказывалось о воздействии на воду различных деструктивных влияний: рок-музыки, негативных эмоций и мыслей, которые влияли на структуру кристалла воды и способствовали развитию в организме отравлений и других патологических изменений, а также позитивных - влияниях классической музыки, положительных эмоций и т.д. Можно также использовать отрывки из этого фильма или просмотреть фильм целиком с последующим обсуждением на психотерапевтической сессии.

Использование музыки представляется мне целесообразной ещё и потому, что она снимает боль, способствует заживлению ран, классическая музыка губительно действует на стафилококк и кишечную палочку, улучшает работу сердечно-сосудистой системы, снижает давление, нормализует работу кишечника и т.д.

7. Вокалотерапия

Хороший психотерапевтический эффект даёт вокалотерапия (пение). Ведь человек уже рождается с готовым набором (тезаурусом) звуков, которые становятся самыми главными источниками информации. В настоящее время для работы с педагогами в технике вокалотерапии психолог может использовать караоке ( как известно, только около 15% звука уходит во вне, а 85% остаётся и оказывает влияние на человека). Это могут быть как определённые упражнения, так и самостоятельное занятие. В процессе этой работы очень хорошо раскрывается творческость учителей, снимается напряжение, глубокое дыхание в процессе пения укрепляет стенки сосудов, способствует сплочению группы, единению её членов. Для подбора музыкальных произведений можно использовать анамнез членов терапевтической группы и подбирать исцеляющие музыкальные произведения, так, например, для нормализации работы сердца хорошо слушать и петь под скрипку, печени-кларнет, фортепиано-успокаивает, арфа-расслабляет. Когда человек слышит вызывающую чувство удовлетворения и умиротворения музыку, у него вырабатывается больше эндорфина(гормона счастья),понижается АД, повышается самооценка. Поэтому широко используемая на психотерапевтических сессиях музыка подбирается особенно тщательно, если группа разновозрастная или разностатусная например, администрация и учителя, учителя и родители, учителя и учащиеся.

То отдохновение, которое получают люди от посещения различных культурных мероприятий: кино, театра, художественных выставок и т.д. по сути, есть прямой лечебный эффект. Эффект от участия в действии самого человека гораздо мощнее, и несёт гораздо более серьезные оздоровительные подвижки в организме. Обо всем этом люди догадывались давно, но в системе массово “поставить” на службу здоровью до сих пор не смогли. Психотерапевтические сеансы, на которых помимо всего прочего разыгрываются (“отыгрываются”) определённые сцены (иногда предложенные или написанные участниками в процессе этой же терапевтической сессии) значительно сокращают процесс “освобождения” от негативных состояний и быстро “врачуют”. В процессе своей работы мы применяем элементы драматерапии и имиджтерапии.

Каждый человек по-своему отвечает на вечностоящие перед ним вопросы: “Кто я и что я? Какой он мир, в котором я живу?” Творчество — это путь, помогающий искать ответы на эти вопросы, и варианты ответа и сам ответ. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов

Большой эффект даёт техника “Музей травматического опыта”, который создаётся из предметов, фотографий и других вещей и затем владелец этой экспозиции “проводит” экскурсию, рассказывая об истории вещей, их назначении, хозяевах и т.д. Данная техника очень глубинна, по окончании её обязателен деролинг для того, чтобы не произошло “застревания” на травматическом опыте.

8. Рефлексия над рефлексией

Мощным фактором, влияющим на коррекцию и изменение поведения является проводимая в процессе занятий видеосъёмка. Отснятые материалы просматриваются участниками на видео. В процессе просмотра производится рефлексивный комментарий, который снова записывается на видео. Приём “Рефлексии над рефлексией” является очень хорошим приёмом коррекции и самовоспитания педагогов.

В конце занятия, как и в начале, целесообразно проводить медитацию или релаксацию. Для визуализации образов можно использовать тексты из сборника “Кокология”, другие тексты для медитации и релаксации. Во время проведения техники необходимы осмысленные и прочувствованные образы. Например, при круговых движениях руками используется образ шара; при исполнении других двигательных движений применяются образы пяти стихий: земля, воздух, вода, огонь, эфир. Также используют образы животного и растительного мира. Так как гимнастика идёт в неторопливом темпе, выполнение упражнения связано с "оживотворением" созидающего образа.

В медитативной гимнастике используются следующие техники и приёмы:

- релаксация

- дыхательные техники;

- вибрационно-звуковые упражнения;

- спонтанный танец;

- визуализация;

- "напряжённые " энергетические позы с последующим расслаблением.

В результате медитативной гимнастики возникает особое состояние, отличительными чертами которого являются:

- Ощущение внутреннего покоя и внутренней уверенности;

- Концентрация на своих внутренних ощущениях;

- Развитие рефлексивных навыков;

- Раскрытие внутреннего потенциала;

- Возможность самовыражения и творческих проявлений;

- Ощущение физической лёгкости и комфорта.

Данные техники опробированы в начальной школе, особенно хорошо получается техника декупаж, которая используется тогда, когда у ребёнка нет способностей к художественному творчеству(рисованию), когда ребёнок продолжительно болеет, тяжело адаптируется в новом классе или среди новых людей. Медитативная гимнастика с последующей визуализацией и рисованием также важна для развития рефлексивных навыков, творческого воображения, изобразительной и исполнительской деятельности, установления дружеских отношений. В процессе символдрамы отыгрываются страхи, развивается положительная динамика самопрезентации и саморефлексии, двигательные навыки. Драматизации по написанным детьми пьесам способствуют повышению самооценки и мотивации, словообразование и восприятие контекста. Вокалотерапия способствует развитию дыхания, укрепляет иммунитет, гармонизирует внутренние ощущения и особенно важна тогда, когда ребёнок стеснителен и не умеет петь или имеются внутренние или внешние барьеры общения. Прослушивание классической музыки на переменах и уроках развивает гармоничную личность, раскрывает новые возможности и креативность.

Надеюсь, что наш совместный опыт будет полезен педагогам и психологам, некоторые упражнения могут использоваться также на родительских собраниях и в работе с персоналом.

9. Вместо заключения

Арт-терапия своеобразный символический процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности человека, раскрываемые и реализуемые в процессе арт-терапии — стимулируют его интеллектуальное и эмоциональное развитие, раскрывают его индивидуальность, дают возможность преодолеть наложенные социумом ограничения, воздвигнутые сознанием барьеры, вызванные болезнью лишения, и просто дают человеку ощущение собственной значимости, уникальности и самоценности.

Используемая литература

1. Сакович Н.А Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования ч.1 Арттерапевтические технологии Минск 2003.

2. Сакович Н.А Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования ч.2 Сказкотерапевтические технологии Минск 2004.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов-на-Дону Феникс 1997.

4. Шушарджан С. Вокалотерапия (телепередача на канале РТР 2004 год)

5. Щербатых Юрий Психология стресса М. ЭКСМО, 2005.

6. http://saechka.ru/creativ/sam/fotoramk.php.

7. http://dekoupage.sporu.info/technik.php.

8. Телеканал СГУТВ “Мамина школа”.

9. Исцеление кристаллами воды Эмото, М Минск Попурри 2008.

10. Кондрашенко В.Т Донской Д.И. Игумнов С.А Общая психотерапия Минск Вышейшая школа 1999.

11. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., “Речь”, 1999.

12 сборник Кокология Киев 2001 г.