Инновационная деятельность как условие эффективности образовательного процесса

Разделы: Администрирование школы


Образовательная политика нашей школы строится на следующих принципах:

  • принцип проектирования педагогической технологии в системе личностно-ориентированного обучения;
  • принцип гуманизации;
  • принцип педагогической поддержки;
  • принцип открытости образовательной среды школы (школа – социокультурный центр микрорайона);
  • принцип вариативности.

К числу приоритетных локальных преобразований в ОУ следует отнести:

1. Углубление и развитие системы разноуровневого дифференцированного обучения в адаптивной школе;
2. Информатизацию образовательного процесса с учетом контингента учащихся;
3. Расширение предпрофессиональной подготовки обучающихся.

В реализации нововведений педагогам школы помогает использование современных педагогических технологий:

  • поэтапное формирование умственных действий;
  • активизация учебной деятельности;
  • развитие познавательного интереса;
  • проблемное обучение;
  • программированное обучение;
  • модульное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии.

Об эффективности применения данных технологий свидетельствуют успешность наших воспитанников в учебной деятельности, их активное участие в мероприятиях фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала», различных конкурсах, конференциях.

Кроме того, в нашей школе осуществляется психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение одаренных детей, детей, имеющих трудности в обучении, детей-сирот, детей группы риска и нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении.

Направления психолого-педагогического сопровождения:

1. Адаптация в 1-х, 5-х, 10-х классах.
2. Специальное (коррекционное) и коррекционно-развивающее обучение.
3. Работа с одаренными детьми.
4. Организация обучения по индивидуальным программам.
5. Профилактика правонарушений.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляют логопед, психолог, заместитель директора по правовому воспитанию, заместители директора по УВР. Созданы Совет профилактики (директор, заместитель директора по праву, заместитель директора по воспитательной работе, психолог), комиссия по Правопорядку (заместитель директора по праву, президент Парламента школы, представители Парламента школы), в октябре 2005 г. при школе № 20 начал работу психолого-медико-педагогический консилиум (заместитель директора по УВР, школьный врач, логопед, психолог, олигофрено-педагог).

Традиционно в школе отслеживается прохождение адаптационных процессов в 1-х, 5-х, 10-х классах, что обеспечивает преемственность и перспективность в решении задач, способствующих успешности последующего развития и обучения детей в школе. Знакомство с будущими первоклассниками начинается задолго до того, как они придут в школу. Для этого организуется посещение занятий, праздников в ДОУ, проведение родительских собраний для будущих первоклассников, дни открытых дверей. В сентябре проходит педагогический консилиум с приглашением учителей, выпустивших учеников из 4-х и 9-х классов и воспитателей детского сада, что позволяет педагогам своевременно познакомиться с индивидуальными особенностями детей. Кроме того, в течение первого полугодия проводится собеседование с учениками, анкетирование, срезы знаний, посещение уроков для получения объективной картины и создания благополучной образовательной среды.

В системе проводятся индивидуальные беседы с детьми разных групп (как сохранить желание учиться, как приобрести самостоятельность и принимать правильные решения, как добиться успеха в жизни, как воспитать в себе чувство ответственности за свои поступки).

Особое внимание в организации психолого-педагогического сопровождения уделяется работе с родителями: осуществляется консультативно-просветительская работа через родительские собрания, индивидуальные консультации, собеседования, конференции, обследования условий жизни детей разных групп.

Работа в инновационном режиме позволяет перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления:

  • 1-я ступень – начальная школа: традиционные программы и программы образовательной системы «Школа-2100»; переход на четырёхлетнее образование; создание классов коррекционно-развивающего обучения 7 и 8 вида.
  • 2-я ступень – основная школа (5–9-х классы): расширение круга образовательных услуг за счёт вариативной части, введение предпрофильной подготовки.
  • 3-я ступень – средняя школа (10–11-е классы): от изучения предметов по выбору к профильному обучению; довузовская подготовка учащихся.

Обучение по традиционным программам и по программам Образовательной системы «Школа-2100» обеспечивает право выбора для родителей и учеников.

Важным условием перехода школы к новому уровню образования является информатизация, которая предусматривается приоритетным национальным проектом «Образование». Информатизация позволяет от авторитарной школы перейти к педагогике сотрудничества, обеспечивает условия межпредметной интеграции и индивидуализации обучения.

Направления информатизации образовательного процесса:

  • Организация обучения педагогов приемам эффективной работы с новой техникой и соответствующими педагогическими технологиями (Обучение по программам ИНТЕЛ, мастер – классы).
  • Использование кабинетов информатики для закрепления знаний по другим дисциплинам.
  • Преподавание предметов гуманитарного и естественно-научного циклов в кабинетах, оснащенных компьютерной техникой.
  • Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ.
  • Внедрение ИКТ в педагогический процесс начальной школы.

В связи с информатизации и модернизацией образования преподавание информатики в школе становится одним из самых востребованных предметов. Создание в школе условий, соответствующих современным требованиям, позволило начать обучение информатики со 2 класса, организовать проведение интегрированных уроков, библиотечных часов, кружковых занятий, используя возможности медиацентра.

Особая роль в решении задач информатизации принадлежит школьной библиотеке, которая преобразована в информационно-методический центр, оснащенный ИКТ и медиатекой. Система спутникового доступа к ресурсам Единой образовательной информационной среды, выход и Интернет, в локальную поселковую сеть SA-NET, установление спутниковой связи с Государственной социальной академией г. Москвы обеспечивает своевременный доступ к информации разных уровней и эффективное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Во многом такой подход к организации учебно-воспитательного процесса помог получить нашей школе президентскую поддержку в рамках национального проекта «Образование», а педагогам школы стать победителями в профессиональных конкурсах.