Сочинение-описание в 5-м классе "Моя любимая игрушка"

Разделы: Русский язык


Задачи:

  • повышение уровня речевой культуры школьников;
  • совершенствование правописных умений школьников.

Цели:

  • воспроизвести и закрепить знания учащихся о тексте типа описания предмета;
  • сформировать умения выделять основные композиционные элементы текста;
  • устанавливать зависимость выбора языковых средств от темы и главной мысли;
  • формировать умение создавать текст типа описания предмета на основе данного;
  • развивать творческие способности учащихся и самостоятельность суждений.

Оборудование:

  • звукозапись пьесы А. Лядова “Музыкальная табакерка”;
  • музыкальная шкатулка;
  • игрушки;
  • дымковская игрушка;
  • матрешка

На партах:

  • учебник;
  • словарь;
  • карточки

На доске:

  • тема урока;
  • схема:

Что

Как

Для чего?

Слова для словарной работы

  • Пластма…овый
  • Мета…ический
  • Прекра…ная
  • Чуде…ная
  • Занимательная
  • Уд…вительная
  • Механическая
  • Забавная
  • Симпатич(?)ная
  • Инт…ресная
  • Автоматическая
  • Зав…дная
  • Оч…ровательная

На парте начало сочинения:

  1. “Эта игрушка очаровала меня сразу…”
  2. “Моя маленькая смешная зверушка, как бы я жила без тебя?!”
  3. “Для меня было полной неожиданностью, когда в подарок я получила…”
  4. “Я так долго мечтала об этой игрушке, что просто устала ждать. Но…”
  5. “У меня есть маленький друг, которому я доверяю все свои тайны. Я хочу рассказать о нем”.

Ход урока

1) Слово учителя

Музыка…величайшее творение человечества. Музыку мы слушаем, когда нам грустно и когда весело, музыка способна передать эмоциональное состояние человека и нарисовать целую картину.

Сегодня, ребята, я предлагаю вам прослушать пьесу композитора А. Лядова.

Слушайте внимательно: в пьесе “спрятан” некий предмет (игрушка) знакомый, но уже забытый.

2) Прослушивание записи А. Лядова “Музыкальная табакерка”

3) Слово учителя

  1. Какие звуки вы услышали?
  2. А что вы представляли, слушая пьесу?
  3. Что за предмет “спрятан” в пьесе А. Лядова?

Пьеса Лядова называется “Музыкальная табакерка”

4) Слово учителя

А ведь музыку, ребята, можно передать словами. И она от этого не будет менее прекрасна. В нашем учебнике на стр. 113 есть отрывок из произведения К.Паустовского “Музыкальная шкатулка”.

5) Чтение отрывка.

6) Беседа

1. Какими словами автор описывает мелодию? /стеклянный переливающийся звон; будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам; чудесный звон, таинственный звон./

2. А почему автор сначала описывает звон и возникшую мелодию, и только после этого объясняет, что было причиной звона? /заинтересовал читателя/

3. Что заставляет читателя воспринимать шкатулку как живое существо? / о живом существе можно сказать: проснулась, играла долго, проиграла все свои песни, замолчала/.

Слово учителя

Показываю шкатулку. Чарующие, неповторимые звуки, маленькая фигурка, кружащаяся в танце…

А не такая ли игрушка заставила композитора и писателя создать когда-то свои прекрасные произведения?!

Значит, и Лядову, и Паустовскому эта игрушка была…дорога.

Так что же мы будем описывать сегодня на уроке? Сформулируйте тему.

8) Запись темы в тетрадь.

Сочинение. “Моя любимая (выделить цветом) игрушка”.

9) Сообщение цели урока.

На уроке будем учиться описывать свои любимые игрушки.

Почему мы так говорим: “Любимая”, что же означает это слово? Понять это нам поможет сегодня “Справочное бюро”, где мы сможем узнать значение этого слова. (Работа 2-3 учащихся).

10) Анализ текстов.

/Тексты построены на контрасте/.

Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много всяких игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

Бычок - мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Высота - 20 см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, немеханическая.

1. Соответствует ли данный текст теме нашего сочинения? /информация дана, нет авторского отношения./

А если так:

“Перед нами веселый маленький бычок. У него большая голова со смешными ушками- лопушками, черными бодливыми рожками. У него озорные глазки, выглядывающие из-под лохматой коричневой челки. Бычок крепко держит пучок травы и, наверное, весело помахивает хвостиком. Ему нравится вкусная, сочная травка. Он весь такой мягонький и шаловливый. Кажется, что бычок приглашает поозорничать и нас!”

2. А этот текст соответствует теме ?

/Да, это- художественное описание, здесь присутствует автор./

3. – Автор любуется бычком, правда?!

А как мы это заметили? При помощи каких художественных средств?

/ум.- ласк. суффиксы, метафора, олицетворение./

Показываю игрушку

- Таким вы себе представляли эту игрушку?

11 Слово учителя

А можно ли это описание соединить с повествованием?

/Да. / действие, событие.

12) Схема цветным мелком на доске и в тетради

Как? /Как появилась эта игрушка у меня./

Какая ?Описание самой игрушки-?

Почему любимая?

13) “Справочное бюро”.

Так что же означает слово любимый?

Любимый- дорогой, единственный, неповторимый, драгоценный. А какие, близкие по смыслу, слова мы можем подобрать к этому слову? Как они называются? /синонимы/

14) Слово учителя.Рассказ о своей любимой игрушке.

Детские воспоминания самые сильные. И о любимой своей игрушке, поверьте мне, ребята, помнит каждый взрослый. И я тоже. /Рассказ/.

15) Проверка домашнего задания

Я думаю, что и ваши родители вспомнили свою любимую игрушку.

Дети рассказывают о любимых игрушках родителей.

16) “Справочное бюро”.

Значение слова реликвия .

Ребята, а может быть у чьих- то родителей сохранилась любимая игрушка?

Дети показывают игрушки и рассказывают о них.

17) Рассказы детей

А теперь хочется посмотреть ваши любимые игрушки, узнать, как они у вас появились, почему они “любимые”? 4-5 человек.

18) Словарная работа. “Справочное бюро” проверяет. Запись в тетрадях.

Давайте, ребята, посмотрим на слова, записанные на доске. Они могут пригодиться вам при написании сочинения.

  • Пластма…овый
  • Мета…ический
  • Прекра…ная
  • Чуде…ная
  • Занимательная
  • Уд…вительная
  • Механическая
  • Забавная
  • Симпатич(?)ная
  • Инт…ресная
  • Автоматическая
  • Зав…дная
  • Очаровательная.

19) Слово учителя.

Ребята, я слушала ваши рассказы об игрушках и думала: “А может ли игрушка рассказать о своём хозяине?” “Да”, - подумала я.

Но при каком условии? / в художественном описании, когда автор одушевляет игрушку/

А что могла бы рассказать ваша игрушка о вас? /одним предложением, коротко/

А ведь игрушка может рассказать и о себе. Игрушка сопутствует человечеству с древних времен. У каждого народа свои любимые забавы, свои любимые игрушки. В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, мягкий юмор.

- Сегодня на урок к нам пришли гости - “экскурсоводы из музея игрушек”. Давайте послушаем их.

20) Рассказ экскурсоводов. (опережающее задание )

Матрешка.

Всем нам хорошо знакома с детских лет “ девочка в платочке” “кукла в кукле”. Но никто, наверное, не догадывается, что пришла она к нам из Японии. И так хорошо прижилась в России, что считается русским сувениром! Особо крупные экземпляры, матрешек включают до 60 кукол! Матрешки всегда яркие, нарядные, румяные, веселые, озорные.

Вот веселые матрешки,
На ногах у них сапожки,
В сарафанах этих пестрых,
Так похожи, словно сестры.

Дымковская игрушка.

Очень давно делали глиняные расписные игрушки в слободе Дымково (Кировский район) и продавали в Вятке на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гуляние- “свистунью”. Яркие, веселые, жизнерадостные дымковские игрушки вводят нас в сказочно- прекрасный мир. Дымковская игрушка- это свистулька. Работа ручная, трудоёмкая. Среди народных мастериц бытует притча: “игрушка должна 3 раза родиться. Первый раз, когда ее вылепят, она тогда вся коричневая, как шоколад, и очень ломкая. Чтобы игрушка окрепла, ее надо обжечь. Так игрушка рождается во второй раз: проходит испытание огнем. Потом игрушку раскрашивают. Так она рождается в третий раз.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своею!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что- то есть от радуги,
От капельки росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!

21) Работа с текстом. (К. Паустовский “Толпа на набережной”)

Когда ты сойдешь на берег в Неаполе, - сказала мне моя дочь, - то подари эту матрешку первой же итальянской девочке. Я согласился.

До моего отъезда матрешка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрытая лаком и блестела, как стеклянная.

В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и , наконец, самая маленькая матрешка, величиной с наперсток, в шали из сусального золота.

Деревенский мастер наградил матрешек чисто русской красотой - соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиваться вдребезги мужские сердца.

1. Какими словами автор описывает матрешку?

2. Как он относится к своей героине?

3. Определите стиль описания.

4. Отметьте слова и обороты, характерные для данного стиля.

22) Беседа

1. Ребята, представьте на миг, что исчезли во всем мире игрушки!

Что бы стало тогда?

2. Для чего нужны игрушки? /Учат быть добрыми, верными, честными, справедливыми, самостоятельными/. Вот для чего нужны нам игрушки.

23) Слово учителя.

Обратите внимание на памятки, лежащие у вас на столах. Они помогут вам начать работу над сочинением о своей любимой игрушке.

Звучит “музыкальная шкатулка”, учитель читает свои стихи-пожелание:

Хочу вам, дети, пожелать,
Писать сочинения только на “5”
Для этого нужно усердно учиться,
Ни в коем случае не лениться!
Знать написание многих слов,
Тогда к сочинению ты готов!
А чтобы добрым быть и счастливым,
Не обижайте игрушек любимых!

Спасибо за урок!