Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Сочинение-описание в 5-м классе "Моя любимая игрушка"

Разделы: Преподавание русского языка


Задачи:

  • повышение уровня речевой культуры школьников;
  • совершенствование правописных умений школьников.

Цели:

  • воспроизвести и закрепить знания учащихся о тексте типа описания предмета;
  • сформировать умения выделять основные композиционные элементы текста;
  • устанавливать зависимость выбора языковых средств от темы и главной мысли;
  • формировать умение создавать текст типа описания предмета на основе данного;
  • развивать творческие способности учащихся и самостоятельность суждений.

Оборудование:

  • звукозапись пьесы А. Лядова “Музыкальная табакерка”;
  • музыкальная шкатулка;
  • игрушки;
  • дымковская игрушка;
  • матрешка

На партах:

  • учебник;
  • словарь;
  • карточки

На доске:

  • тема урока;
  • схема:

Что

Как

Для чего?

Слова для словарной работы

  • Пластма…овый
  • Мета…ический
  • Прекра…ная
  • Чуде…ная
  • Занимательная
  • Уд…вительная
  • Механическая
  • Забавная
  • Симпатич(?)ная
  • Инт…ресная
  • Автоматическая
  • Зав…дная
  • Оч…ровательная

На парте начало сочинения:

  1. “Эта игрушка очаровала меня сразу…”
  2. “Моя маленькая смешная зверушка, как бы я жила без тебя?!”
  3. “Для меня было полной неожиданностью, когда в подарок я получила…”
  4. “Я так долго мечтала об этой игрушке, что просто устала ждать. Но…”
  5. “У меня есть маленький друг, которому я доверяю все свои тайны. Я хочу рассказать о нем”.

Ход урока

1) Слово учителя

Музыка…величайшее творение человечества. Музыку мы слушаем, когда нам грустно и когда весело, музыка способна передать эмоциональное состояние человека и нарисовать целую картину.

Сегодня, ребята, я предлагаю вам прослушать пьесу композитора А. Лядова.

Слушайте внимательно: в пьесе “спрятан” некий предмет (игрушка) знакомый, но уже забытый.

2) Прослушивание записи А. Лядова “Музыкальная табакерка”

3) Слово учителя

  1. Какие звуки вы услышали?
  2. А что вы представляли, слушая пьесу?
  3. Что за предмет “спрятан” в пьесе А. Лядова?

Пьеса Лядова называется “Музыкальная табакерка”

4) Слово учителя

А ведь музыку, ребята, можно передать словами. И она от этого не будет менее прекрасна. В нашем учебнике на стр. 113 есть отрывок из произведения К.Паустовского “Музыкальная шкатулка”.

5) Чтение отрывка.

6) Беседа

1. Какими словами автор описывает мелодию? /стеклянный переливающийся звон; будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам; чудесный звон, таинственный звон./

2. А почему автор сначала описывает звон и возникшую мелодию, и только после этого объясняет, что было причиной звона? /заинтересовал читателя/

3. Что заставляет читателя воспринимать шкатулку как живое существо? / о живом существе можно сказать: проснулась, играла долго, проиграла все свои песни, замолчала/.

Слово учителя

Показываю шкатулку. Чарующие, неповторимые звуки, маленькая фигурка, кружащаяся в танце…

А не такая ли игрушка заставила композитора и писателя создать когда-то свои прекрасные произведения?!

Значит, и Лядову, и Паустовскому эта игрушка была…дорога.

Так что же мы будем описывать сегодня на уроке? Сформулируйте тему.

8) Запись темы в тетрадь.

Сочинение. “Моя любимая (выделить цветом) игрушка”.

9) Сообщение цели урока.

На уроке будем учиться описывать свои любимые игрушки.

Почему мы так говорим: “Любимая”, что же означает это слово? Понять это нам поможет сегодня “Справочное бюро”, где мы сможем узнать значение этого слова. (Работа 2-3 учащихся).

10) Анализ текстов.

/Тексты построены на контрасте/.

Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много всяких игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

Бычок - мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Высота - 20 см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, немеханическая.

1. Соответствует ли данный текст теме нашего сочинения? /информация дана, нет авторского отношения./

А если так:

“Перед нами веселый маленький бычок. У него большая голова со смешными ушками- лопушками, черными бодливыми рожками. У него озорные глазки, выглядывающие из-под лохматой коричневой челки. Бычок крепко держит пучок травы и, наверное, весело помахивает хвостиком. Ему нравится вкусная, сочная травка. Он весь такой мягонький и шаловливый. Кажется, что бычок приглашает поозорничать и нас!”

2. А этот текст соответствует теме ?

/Да, это- художественное описание, здесь присутствует автор./

3. – Автор любуется бычком, правда?!

А как мы это заметили? При помощи каких художественных средств?

/ум.- ласк. суффиксы, метафора, олицетворение./

Показываю игрушку

- Таким вы себе представляли эту игрушку?

11 Слово учителя

А можно ли это описание соединить с повествованием?

/Да. / действие, событие.

12) Схема цветным мелком на доске и в тетради

Как? /Как появилась эта игрушка у меня./

Какая ?Описание самой игрушки-?

Почему любимая?

13) “Справочное бюро”.

Так что же означает слово любимый?

Любимый- дорогой, единственный, неповторимый, драгоценный. А какие, близкие по смыслу, слова мы можем подобрать к этому слову? Как они называются? /синонимы/

14) Слово учителя.Рассказ о своей любимой игрушке.

Детские воспоминания самые сильные. И о любимой своей игрушке, поверьте мне, ребята, помнит каждый взрослый. И я тоже. /Рассказ/.

15) Проверка домашнего задания

Я думаю, что и ваши родители вспомнили свою любимую игрушку.

Дети рассказывают о любимых игрушках родителей.

16) “Справочное бюро”.

Значение слова реликвия .

Ребята, а может быть у чьих- то родителей сохранилась любимая игрушка?

Дети показывают игрушки и рассказывают о них.

17) Рассказы детей

А теперь хочется посмотреть ваши любимые игрушки, узнать, как они у вас появились, почему они “любимые”? 4-5 человек.

18) Словарная работа. “Справочное бюро” проверяет. Запись в тетрадях.

Давайте, ребята, посмотрим на слова, записанные на доске. Они могут пригодиться вам при написании сочинения.

  • Пластма…овый
  • Мета…ический
  • Прекра…ная
  • Чуде…ная
  • Занимательная
  • Уд…вительная
  • Механическая
  • Забавная
  • Симпатич(?)ная
  • Инт…ресная
  • Автоматическая
  • Зав…дная
  • Очаровательная.

19) Слово учителя.

Ребята, я слушала ваши рассказы об игрушках и думала: “А может ли игрушка рассказать о своём хозяине?” “Да”, - подумала я.

Но при каком условии? / в художественном описании, когда автор одушевляет игрушку/

А что могла бы рассказать ваша игрушка о вас? /одним предложением, коротко/

А ведь игрушка может рассказать и о себе. Игрушка сопутствует человечеству с древних времен. У каждого народа свои любимые забавы, свои любимые игрушки. В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, мягкий юмор.

- Сегодня на урок к нам пришли гости - “экскурсоводы из музея игрушек”. Давайте послушаем их.

20) Рассказ экскурсоводов. (опережающее задание )

Матрешка.

Всем нам хорошо знакома с детских лет “ девочка в платочке” “кукла в кукле”. Но никто, наверное, не догадывается, что пришла она к нам из Японии. И так хорошо прижилась в России, что считается русским сувениром! Особо крупные экземпляры, матрешек включают до 60 кукол! Матрешки всегда яркие, нарядные, румяные, веселые, озорные.

Вот веселые матрешки,
На ногах у них сапожки,
В сарафанах этих пестрых,
Так похожи, словно сестры.

Дымковская игрушка.

Очень давно делали глиняные расписные игрушки в слободе Дымково (Кировский район) и продавали в Вятке на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гуляние- “свистунью”. Яркие, веселые, ж