Нетрадиционный урок-игра по информатике в 4-м классе. Исполнение алгоритма "Путешествие в страну правильного питания"

Разделы: Информатика, Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Цели урока-игры:

Обучающая:

  • расширить кругозор знаний учащихся о разнообразных проблемах и путей их разрешения.

Воспитательные:

  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создания ситуации успеха
  • способствовать воспитанию культуры общения.

Развивающая:

  • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное, существенное, развивать логическое мышление.

Задачи урока-игры

Образовательные:

  1. Исполнять алгоритмы, следуя блок-схему
  2. Развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач

Развивающие:

  1. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
  2. Способствовать формированию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
  3. Способствовать развитию интереса к предмету.

Воспитательная:

  1. Воспитывать коммуникативную культуру.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Подготовка к игре.

Ученики заранее, на уроках труда, или во внеурочное время вырезают из журналов фотографии (картинки) продуктов питания. (Или учитель заранее готовит картинки с изображением продуктов питания.) Учитель готовит плакат с блок-схемой алгоритма.

В начале игры проводится небольшая беседа о блюдах и правилах питания, являющихся традиционными для российской кухни.

Правила игры.

Дети смотрят на представленный алгоритм. Затем делятся на 4 (или 2, в зависимости от количества учеников в классе) группы, затем учитель дает группам названия - Завтрак, обед, полдник, ужин. Каждой группе раздаются картинки с изображением продуктов питания. Рассматривая картинки дети решают, какие из них подойдут именно для них, исходя из названия группы, остальные отдают учителю. После озвучивания команды алгоритма, проводится беседа, касающаяся этой команды, задача детей заключается в правильном подборе картинок с изображением необходимых продуктов. Ученик, у которого в руках оказалось изображение продукта, подходящего для данной команды, поднимает руку, обоснует свой выбор и с помощью карандаша приклеивает изображение на плакат. Затем, дети вместе решают, куда приклеить оставшиеся изображения.

На командах “перерыв между приемами пищи” дети внимательно слушают учителя, задают вопросы, дополняют и анализируют беседу.

Задача детей заключается в исполнении алгоритма, используя блок-схему алгоритма.

Ход урока-игры

Части-блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся) Временная реализация
Организационный момент: приветствие. 2 минуты
Создание проблемной ситуации 7 минут
Объявление темы урока, постановка цели урока 2 минуты
Изучение нового материала 12 минут
Практическая работа 20 минут
Итог урока 2 минуты
Всего 45 минут

На предыдущих занятиях мы с вами создавали алгоритмы. Давайте вспомним, из каких основных частей состоит алгоритм, и какие он имеет свойства.

На сегодняшнем уроке мы научимся исполнять алгоритм по блок-схеме. Обратите внимание на алгоритм, представленный на плакате. Прочтите, из каких команд он состоит. А теперь мы отправляемся в путешествие.

  1. Станция Мойдодыра. Учитель напоминает детям о необходимости соблюдения правил личной гигиены перед приемом пищи и в течение дня.
  2. Станция завтрак. Группа “Завтрак” представляет свои продукты, необходимые для завтрака.
  3. Станция перерыв между приемами пищи. Проводится беседа о том, как правильно пользоваться салфеткой. (Возможны различные варианты бесед 1-2 минуты.)
  4. Станция обед. Ребята узнают как нужно вести себя перед обедом (закончить подвижную игру, успокоиться). Проводится беседа о том, что обед должен состоять из 4 блюд: закуски, первого блюда, второго блюда, третьего блюда. Группа “Обед” должна представить соответствующие картинки. В завершении про водится разговор о том, как вести себя после обеда (отдохнуть в течение получаса, поиграть в “тихие” игры.
  5. Станция перерыв между приемами пищи. Можно провести беседу об умении пользоваться вилкой, ножом.
  6. Станция полдник. Дается представление о вариантах полдника, о значении молока и молочных продуктов. О возможности использования в качестве полдника свежих фруктов и ягод. Группа “Полдник” представляет соответствующие изображения. Дети задают интересующие их вопросы.
  7. Станция перерыв между приемами пищи. Проведение беседы о культуре поведения за столом. Ведется разговор о необходимости приема пищи богатой витаминами и минералами.
  8. Станция ужин. Беседа об ужине, как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе. Дети находят сходства блюд завтрака и ужина. Находят отличия и вместе решают, почему из ужина исключаются мясные и рыбные блюда (создается проблемная ситуация, которую дети должны разрешить). Говорят о важности соблюдения режима времени ужина.
  9. Станция здоровый сон. Проводится разговор о важности соблюдения времени сна, необходимости соблюдения правил гигиены перед сном.

Подводятся итоги путешествия, дети делятся впечатлением, идет закрепление изученного материала.

Приложение