Урок литературного чтения в 3-м классе (по программе "Начальная школа XXI века") "Проверь себя"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • заинтересовать детей чтением стихов Н.А. Некрасова;
  • проверить знания учащихся произведений русского поэта, вошедшие в круг чтения по программе.

Оборудование:

  • выставка книг А.Н. Некрасова на книжной полке;
  • светофор и для каждого учащегося по три кружка: красный, желтый, зеленый;
  • 4 набора геометрических фигур, для определения жанра и темы произведения, изготовления книжки-обложки;
  • рисунки-иллюстрации детей к прочитанным произведениям;

Ход урока

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения учителем.
Вот и лето веселое минуло
И закрыло калитку на ключ.
Вот и солнце осеннее вынуло
Золотую булавку из туч.
И дождями расчесаны прядки
Пожелтевшей внезапно дубравы,
И подписаны снова тетрадки,
И прочитаны первые главы.

-- Вот и осень заканчивается по календарю. Мы с вами проучились одну четверть и сегодня должны подвести итоги и проверить себя по произведениям Николая Алексеевича Некрасова. Прежде чем изучать следующие произведения Светофорик, решил, проверить все ли вы хорошо знаете стихи Некрасова.

Он цветным мигает глазом,
Управляя всеми сразу.
Вот зажегся красный свет –
Всем известно – хода нет.
С вами так условимся:
Желтый – приготовимся,
А зеленый говорит:
“Путь открыт! Совсем открыт!”

- Так какой сигнал светофора мы должны зажечь в конце урока, что бы отправиться дальше? (Зеленый)

- Для этого нам надо быстро и правильно выполнить все задания.

- Во время урока, чья группа будет лучше работать, давать правильные ответы, хорошо вести себя, та заработает большее количество баллов.

2. Закрепление ранее изученного материала.

А) Вступительное слово учителя.

Н.А. Некрасов относится к числу одних из самых любимых нашим народом поэтов. Его произведения помогали трудовому народу в борьбе за свободу, за освобождение от всяких форм угнетения. Поэта справедливо называли народным заступником. Он хорошо знал жизнь русского народа, его думы и надежды. В своих произведениях он реалистично отразил разные стороны народной жизни.

- А где родился Николай Алексеевич? (на Украине)

- Где прошло его детство? (на ярославской земле)

- О ком и о чем писал стихи Некрасов? (о Родине, о природе, о детях и о людях)

Б) Догадайтесь, из каких произведений эти взяты эти строки?

“Ух, жарко! До полдня грибы собирали!”

(“Крестьянские дети”)

“В лесу раздавался топор дровосека”

(“Мужичок с ноготок” отрывок из стихотворения “Крестьянские дети”)

“Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно.

Покой и простор!”

(“Славная осень”)

“Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:……..”

(“Зеленый шум”)

Д/п

“Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро……….”

Итог.

В) Вы любите, когда в книгах, которые вы читаете, есть иллюстрации. Вот, посмотрите, какие рисунки сделал

В. Якубич для книги “Мужичок с ноготок”. И назовите произведения, к которым они относятся.

- Я показываю рисунки-иллюстрации, а вы называете, какое это стихотворение.

Итог.

Г) – Я знаю, что и вы побывали в роли художников – нарисовали свои рисунки к произведениям Некрасова.

Покажите их одноклассникам, а они пускай догадаются, к какому стихотворению они нарисованы.

(Рисунки прикрепляют на доску. Дети рассказывают, что и кого они нарисовали.

Показывают группам и которые должны отгадать к какому произведению они относятся)

Итог.

Д) – А теперь давайте еще раз вспомним и прочитаем стихи Некрасова. (Каждая группа вытягивает название стихотворения, которое она должна вспомнить и прочитать)

“Мороз-Воевода” - О чем это стихотворение?

(О Морозе-Воеводе, который беспокоится о природе, что бы она, не замерзала зимой, о том, как он хвастается перед всеми)

“Зеленый Шум”

(О весеннем пробуждении природы, о весенних звуках)

“Мужичок с ноготок”

(О крестьянском мальчике, который считает себя взрослым, так как он уже в таком возрасте помогает своим родителям)

“Перед дождем”

(О том, как в природе наступает осень)

- Кто автор всех этих произведений? (Н.А. Некрасов.)

- А по жанру, какие произведения пишет Некрасов?

(Стихотворения)

Е) – Сделайте одну обложку-модель к своему произведению. Объясни.

Ж) Составь устно аннотацию к своему произведению.

А что такое аннотация?

З) Итог.

- Какие еще произведения Некрасова вы читали, а мы о них говорили?

- Прочитайте данные аннотации и подберите подходящие аннотации.

Физминутка.

Игра “Светофор” (На зеленый свет дети маршируют, на красный стоят, на желтый подтягиваются вверх)

Самостоятельная работа.

Выполнение рубрики “Проверь себя” в рабочей тетради, на стр. 54.

Строфа (с. 102)-сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных рифмой (созвучием строк) или интонацией, называют строфой.

Коллективная проверка самостоятельной работы, самооценка.

Итог урока. А теперь каждый подумайте, что вы будете делать дальше? Готовы ли вы идти дальше? Если готовы, идти дальше, пойдемте вместе со Светофориком, для этого надо зажечь зеленый свет.

- Если вы, что-то еще не поняли, не усвоили, то надо еще немного поработать над этой темой.

- А если у вас возникло много затруднений, то надо еще поработать над произведениями Н.А. Некрасова.

- Подумали, а теперь возьмите каждый, по тому цвету кружочек, как вы считаете нужным: идти дальше, или еще поработать над этой темой.

К) Задание на дом.

- Какие задания вам больше всего понравились?

- Какое задание вы бы хотели получить на этом уроке, но не получали раньше?

- А теперь давайте оценим, какая группа больше всего понравилась? Кто лучше всех работал и выполнял правила учащихся?

- Для этого похлопайте каждой группе.

- Я рада, что мы можем с вами идти дальше!!!