Программа развития профильного обучения в учреждениях образования Нижнекамского муниципального района на период 2007–2010-х гг.

Разделы: Администрирование школы


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Паспорт Программы:

- Наименование
- Основание для разработки
- Разработчики
- Исполнители
- Цели и задачи
- Сроки реализации
- Ожидаемые результаты от реализации

Пояснительная записка

Система организационных мероприятий и пути реализации развития предпрофильной подготовки и профильного обучения:

  1. Создание нормативно-правовой базы предпрофильной подготовки и профильного обучения
  2. Научно-методическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения
  3. Диагностико-аналитическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения
  4. Информационное сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения
  5. Подготовка и переподготовка кадров для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы Программа развития профильного обучения

в учреждениях образования Нижнекамского муниципального района на период 2007-2010 гг.

Основание для разработки Программы

Концепция модернизации Российского образования;

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования;

Региональная программа введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в Республике Татарстан.

Разработчики Программы Управление образования исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района;

Информационно-методический центр г.Нижнекамска;

МОУ “Межшкольный учебный комбинат” г.Нижнекамска.

Исполнители Программы Муниципальное образование “Нижнекамский муниципальный район”;

Управление образования исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района;

Информационно-методический центр г.Нижнекамска;

МОУ “Межшкольный учебный комбинат” г.Нижнекамска;

учреждения образования Нижнекамского муниципального района.

Цели и задачи Программы

Главными целями Программы являются:

-создание и апробация оптимальных моделей профильного обучения, системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся;

-обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием и эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ начального, среднего и высшего профессионального образования, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда;

-обеспечение равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями и потребностями.

Задачами Программы являются:

-создание и корректировка нормативно-правовой базы;

-отработка содержания профильного обучения и создание системы его совершенствования, с целью повышения качества образования;

-разработка, апробация и утверждение стандартов и учебных программ предметов национально-регионального компонента на базовом и профильном уровнях, создание и апробация учебной и учебно-методической литературы;

-апробация моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях профильного обучения, отработка наиболее приемлемых форм организации профильного обучения, в том числе для сельской местности;

-развитие учебно-технической базы для сопровождения образовательного процесса;

-отработка научно-методического и организационного обеспечения подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы в условиях профильного обучения;

-информационная поддержка реализации Программы.

Сроки реализации Программы

2007-2010 гг.

Ожидаемые результаты от реализации Программы

В результате реализации Программы и практической апробации оптимальных моделей профильного обучения ожидается:

-будет создана система специализированной подготовки в старших классах, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда;

-будут разработаны и апробированы нормативно-правовые акты, методические и инструктивные материалы для организации профильного обучения;

-после утверждения Государственным Советом РТ, будут внедрены стандарты по учебным предметам национально-регионального компонента;

-будут предложены для применения апробированные модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях профильного обучения, разработаны рекомендации по применению учебной и учебно-методической литературы для преподавания предметов на базовом и профильном уровнях;

-будут предложены различные формы организации профильного обучения, адаптированные к специфическим условиям города и села;

-будет создана система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы в условиях профильного обучения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из наиболее важных проблем современного образования является профильная подготовка учащихся, связанная с переходом к профессиональному образованию и последующим вступлением в самостоятельную профессиональную деятельность. В настоящий момент сложилось противоречивое отношение ученых и практиков к профильной подготовке учащихся и переходу от профильной подготовки к профессиональному образованию молодежи. С одной стороны, изменившиеся социально-экономические условия привели к изменению социального заказа в области образования: от школы требуется создать условия для более осознанного и качественного самоопределения учащихся. Это привело к появлению вариативных образовательных учреждений и возможности их выбора родителями и учащимися. С другой стороны, в условиях усиливающиеся поляризации общества происходит процесс закрепления социального неравенства с помощью вариативного образования. Обсуждение этих проблем позволило выделить в новых социально-экономических условиях ряд противоречий:

- между содержанием общего среднего образования и потребностями общества в трудовых резервах;

- между образовательными потребностями молодых людей и их родителей и спектром существующих в образовательных учреждениях образовательных услуг;

- между требованиями к качеству подготовки абитуриентов, предъявляемыми вузами, и итоговой подготовки выпускников средних учебных заведений.

В связи с этим повышается актуальность проблемы построения непрерывного профильного образования.

Сложившаяся организационная основа школы, построенная, в основном, на коллективных жестко регламентированных формах обучения, недостаточно учитывает потребность общества в развитии индивидуальности учащихся. При этом одной из главных проблем современного образования остается недостаточная социальная ориентированность выпускников школ. С этой проблемой тесно связана проблема социальной адаптации выпускников. Фундаментальные изменения в общественной жизни предъявляют новые требования к личности: ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, сформированность ценностей и основных социально значимых компетенций, новый тип функциональной грамотности и т.д. На решение этой задачи и направлена Концепция модернизации Российского образования до 2010 года, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования и данная Программа.

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

№№

Наименование мероприятий

Сроки

реализации

Исполнители

1.Создание нормативно-правовой базы предпрофильной подготовки и профильного обучения

1.1.

Анализ существующей в РФ и РТ нормативно-правовой документации по предпрофильной подготовке и профильному обучению.

2007 г.

Управление образования НМР;

ИМЦ;

МУК.

1.2.

Обеспечение необходимой нормативно-правовой документацией учреждений образования города и района, внедрение и апробация данной нормативно-правововой базы, контроль за исполнением.

2007-2008 г.

Управление образования НМР;

ИМЦ;

МУК.

1.3.

Организация подготовки и выпуска сборников нормативной документации по введению, ходу и контролю профильного обучения. Оперативная публикация новых положений, приказов, дополнений, разъяснений и результатов - в газете “Школьная панорама” и на сайтах ИМЦ и МУК.

 

2007-2010 гг.

Управление образования НМР;

ИМЦ;

МУК.

1.4.

Сотрудничество Нижнекамского Зонального научно-методического Центра ИРО РТ (созданного на базе МУК) с лабораторией профильного обучения Института развития образования РТ по вопросам нормативно-правового обеспечения и регулирования предпрофильной подготовки и профильного обучения.

2007-2010 гг.

МУК

2.Научно-методическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения

2.1.

Сотрудничество по научно-методическому, научно-исследовательскому, научно-консультационному направлениям работы предпрофильной подготовки и профильного обучения с Институтом развития образования РТ (согласно действующему договору).

2007-2010 гг.

МУК

2.2.

Выработка механизма экспертной оценки и разработки рекомендаций по применению элективных курсов. Рецензирование элективных курсов через экспертный совет ИМЦ и лабораторию профильного обучения ИРО РТ.

2007 г.

ИМЦ;

МУК

2.3.

Сотрудничество и сетевое взаимодействие по вопросам заимодействие с товки и профильного обучения с ВУЗами г.Нижнекамска профильного об предпрофильной подготовки и профильного обучения с УНПО, ССУЗами и ВУЗами г.Нижнекамска.

2007-2010 гг.

Управление образования НМР;

ИМЦ;

МУК.

2.4.

Формирование банка элективных курсов, учебных программ, курсов по выбору, факультативов профильного обучения. Создание базы данных о научно-методической работе учреждений образования по развитию предпрофильной подготовки и профильного обучения, анализу их деятельности и результативностью работы.

2007-2010 гг.

Управление образования НМР;

ИМЦ;

МУК.

3.Диагностико-аналитическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения

Сентябрь 2004 и 2005 гг.

ИПКРО РТ

ИНПО РТ

3.1.

Диагностико-прогностическая работа, направленная на выработку программных подходов к введению профильного обучения. Проектирование городской профильной образовательной сети, разработка модели предпрофильной подготовки учащихся основной школы.

 

2007 г.

Управление образования НМР;

ИМЦ;

МУК.

3.2.

Разработка моделей профильного обучения в условиях массовых общеобразовательных школ и отделенных малокомплектных школах.

Анализ деятельности сельских школ и разработка моделей их перехода на профильное обучение с учётом специфики условий функционирования и характером их деятельности.

2007 г.

Управление образования НМР;

ИМЦ;

МУК.

3.3.

Сбор и обобщение информации о выбираемых учащимися элективов и курсах; анкетирование учащихся, родителей и педагогов по вопросам введения профильного обучения. Проведение педагогических Советов и родительских собраний по вопросу определения открытия того или иного профиля и организации введения профильного обучения. Разработка критериев эффективности профильного обучения и системы мониторинга.

2007 г.

ИМЦ;

МУК;

учреждения образования НМР.

3.4.

Освещение хода предпрофильной подготовки и профильного обучения на семинарах, заседаниях “Круглого стола”, оценка результатов и подведение итогов. Анализ деятельности учреждений образования по работе профильного обучения.

2007-2010 гг.

ИМЦ;

МУК;

учреждения образования НМР.

3.5.

Внедрение апробированных и наиболее эффективных моделей профильного обучения в общеобразовательные учреждения города и района на основании подведенных итогов мониторинга и детального анализа работы профильного обучения.

2008-2010 гг.

ИМЦ;

МУК;

учреждения образования НМР.

3.7.

Массовое введение предпрофильной подготовки в основной школе и профильного обучения в старшей ступени общеобразовательных учреждений. Создание полноценной системы специализированной профильной подготовки в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

2010 г.

Управление образования НМР;

ИМЦ;

МУК;

учреждения образования НМР.

4.Информационное сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения

4.1.

Размещение информации о введении, ходе и результатах предпрофильной подготовки и профильного обучения учреждений образования Нижнекамского муниципального района в Нижнекамской прессе и на сайтах ИМЦ и МУК.

2007-2010 гг.

Управление образования НМР;

ИМЦ;

МУК;

учреждения образования НМР.

4.2.

Публикация научно-методических материалов и разработок учителей города и района, обмен их педагогическим опытом по вопросам профильного обучения в газетах “Первое сентября”, “Учительская газета”, “Школьная панорама”, журналах “Наука и школа”, “Магариф” и в Российской учебно-методической периодике.

2007-2010 гг.

Управление образования НМР;

ИМЦ;

МУК;

учреждения

образования НМР.

4.3.

Публикация научно-методических разработок администраций учреждений образования, учителей города и района по вопросам профильного обучения в методических сборниках, а также докладов и выступлений в сборниках материалов научно-практических конференций.

2007-2010 гг.

Управление образования НМР;

ИМЦ;

МУК;

учреждения образования НМР.

5.Подготовка и переподготовка кадров для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения

август 2004г.

МОиН РТ

5.1.

Подготовка и переподготовка педагогов по программам и курсам повышения квалификации предпрофильной подготовки и профильного обучения Института развития образования Республики Татарстан (на базе Зонального научно-методического центра ИРО РТ в г.Нижнекамске и в самом ИРО РТ).

2007-2010 гг.

Управление образования НМР;

ИМЦ;

МУК.

5.2.

Проведение научно-практических конференций, методических семинаров и мастер-классов по вопросам и проблемам предпрофильной подготовки и профильного обучения, их кадрового составляющего.

2007-2010 гг.

Управление образования НМР;

ИМЦ;

МУК.

5.3.

Изучение деятельности учителя в развитии профильного обучения, эффективности его работы и результативности, мониторинг его деятельности. Проведение аттестации кадров по вопросам предпрофильной подготовки и профильного обучения.

2007-2010 гг.

Управление образования НМР;

ИМЦ.