Использование интерактивной поддержки на уроках химии на примере урока "Кислородные соединения азота"

Разделы: Химия


Применение электронных изданий в учебном процессе значительно облегчает проведение урока, позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем, оказывает существенную помощь учителю при подготовке к уроку.

Если на уроках информатики компьютер выступает как цель образовательного процесса, то на других уроках, в частности на уроках химии, компьютер - это средство достижения учебных целей.

Традиционный инструмент преподавателя и ученика на уроке: доска, мел, ручка, тетрадь, сегодня инструменты предстают в новом исполнении, например как электронная SMART-доска.

Интерактивные уроки позволяют увеличить интенсивность урока:

  • сокращают время, которое при обычном уроке расходует учитель на записи на доске,
  • позволяет вернуться к предыдущему слайду, если ребенок пропустил какой-то момент урока;
  • повысить интерес ребенка к изложению материала, так как задействует все органы чувств ребенка на уроке,
  • сделать доступным материал урока тем детям, которые пропустили урок по каким-то причинам.

Цели урока:

Образовательная: закрепить знания учащихся об оксидах азота, повторить классификацию и основные свойства оксидов, повторить основные свойства азотной кислоты и закрепить специфику ее взаимодействия с металлами, ознакомить с применением азотной кислоты.

Развивающая : развитие умений самостоятельно систематизировать и анализировать теоретическую и экспериментальную информацию, выделять главное в процессе демонстрации опытов, уметь самостоятельно делать выводы, учить стоить аналогию.

Воспитывающая : формирование научного мировоззрения, развитие коммуникативных умений в ходе групповой, парной и коллективной работы, убеждение в необходимости использования новых информационных технологий для привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде, воспитание осознанного отношения к своему здоровью и “здоровью” окружающей среды.

Форма урока – семинар

Методы используемые на уроке – словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация), практические (виртуальная химическая лаборатория), новизны (использование интерактивной доски),контроля (устный опрос, написание уравнений химических реакций).

Оборудование и материалы:

  • компьютер
  • электронная SMART-доска.
  • презентация “Кислородные соединения азота”

Диск “Виртуальная химическая лаборатория” , 9 класс

Ход урока

Презентация

1. Организационный этап. Вступительное слово учителя: Приветствие, проверка готовности уроку.

2. Мотивационный этап

Тема урока является логическим продолжением изучения соединений азота.

План урока включает в себя (Слайд 3):

  1. Закрепление своих знаний об оксидах азота
  2. Оксид азота (IV) – одна из причин кислотных дождей
  3. Повторение общих свойств азотной кислоты
  4. Посещение виртуальной химической лаборатории и выполнение химических реакций демонстрирующих особенности взаимодействия азотной кислоты с неметаллами и металлами
  5. Узнать о применении азотной кислоты

Этап расширения, обобщения, закрепления теоретических и практических знаний учащихся по теме урока

Контрольные вопросы: (Слайд 4):

Какие оксиды азота Вам известны ? Назовите каждый оксид

Укажите валентность и степень окисления азота в каждом оксиде

К какому типу оксидов относится каждое соединение.

Учащиеся выходят по очереди к доске и пишут на электронной SMART - доске химические формулы оксидов азота, указывают валентность и степень окисления азота в каждом соединении, дают название оксидов, указывают тип каждого соединения.

Каковы физические и химические свойства оксида азота (I)? (Слайд 5)

Закончить уравнения химических реакций, характерных для данного оксида:

Каковы физические и химические свойства оксида азота (II)? (Слайд 6)

Закончить уравнения химических реакций, характерных для данного оксида

NO+ O2 =

NO+ H2 =

Каковы физические и химические свойства оксида азота (III)? (Слайд 7)

Закончить уравнения химических реакций, характерных для данного оксида

N2O3 =

N2O3 + H2 O =

Каковы физические и химические свойства оксида азота (IV)? (Слайд 8)

Закончить уравнения химических реакций, характерных для данного оксида

NO2 + H2O =

Появление все возрастающего количества оксида азота (IV) , входящего в состав выхлопных газов автомобилей и газовых выбросов промышленных предприятий , является причиной кислотных дождей.

NO2 + Сu =

NO2 + КОН =

Каковы физические и химические свойства оксида азота (V) ? (Слайд 9)

Закончить уравнения химических реакций, характерных для данного оксида

N2O5 + H2O =

N2O5 + KOH =

Какими способами можно получить все оксиды азота , Написать уравнения химических реакций. Учащиеся выходят к интерактивной доске и пишут уравнения реакций. (Слайд 10)

Какие кислоты азота Вам известны? Провести сравнение этих кислот.

(Заполнение таблицы) (Слайд 11)

Параметры сравнения Азотистая кислота Азотная кислота
Химическая формула HNO2 HNO3
Степень окисления азота + 3 +5
Валентность азота 3 4
Температура кипения - 82.6 0 С
Устойчивость Существует только при низких температурах и в разбавленных растворах, при повышении температуры легко разлагается:

3 HNO2 = HNO3 + 2NO + H2O

Разлагается на свету

4HNO3 =4 NO2 + O2+2H2O

Химические свойства Проявляет окислительные и восстановительные свойства Проявляет только окислительные свойства

В глазах древних исследователей азотная кислота – это жидкость, обладающая великой силой в руках человека. (Слайд 12)

Закончить уравнения химических реакций: (Слайд 13)

HNO3 + Mg(OH)2 =

HNO3 + MgO =

HNO3 + Na2CO3 =

HNO3 + K2SiO3 =

Проверьте уравнения химических реакций: (Слайд 14)

2HNO3 + Mg(OH)2 —> Mg(NO3)2+2H2O

2HNO3 + MgO —> Mg(NO3)2+2H2O

2HNO3 + Na2CO3 —> 2NaNO3+CO+H2O

2HNO3 + K2SiO3 —> 2КNO3 + H2SiO3?

Особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами. (Слайд 15)

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос:

При взаимодействии азотной кислоты с металлами образуется: соль (нитрат Ме) + Н2О + А, где “А” – продукт восстановления N+5: NO2, N2O3, NO, N2O, N2, NH3 (NH4NO3);

С азотной кислотой взаимодействуют металлы, стоящие до и после водорода в ряду активности, чем более активен металл и разбавлена кислота, тем глубже восстановление атома азота в азотной кислоте.

Азотная кислота (концентрированная) не взаимодействует (пассивирует): Al, Fe, Cr, Ni, Pb и др.

Взаимодействие азотной кислоты с металлами и неметаллами подтверждается демонстрационными опытами, которые выполняют учащиеся с помощью диска виртуальной химической лаборатории. Уравнения реакций взаимодействия азотной кислоты с металлами и неметаллами записываются учащимися на электронной SMART-доске. (Слайды 16,17)

Азотная кислота имеет широкое применение. Применение азотной кислоты имеет два лица: созидательное и разрушительное. Азотная кислота идет на получение азотных удобрений, взрывчатых веществ, красителей, пластмасс, искусственных волокон и др. (Слайды 18-21)

После семинара можно провести десятиминутный контрольный срез, вопросы которого находятся в презентации.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Мы с вами эффективно поработали. Как Вы думаете, достигли мы поставленных целей? Что для Вас было трудным? Что для Вас было наиболее легким?

5. Домашнее задание (Слайд 22)

Написать уравнения химических реакций получения азотной кислоты из атмосферного азота.