Урок-экскурсия по математике в 3-м классе по теме "Доли"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепить и углубить знания, умения и навыки по теме: “Доли”.
  2. Развивать наблюдательность, активизировать познавательную деятельность через решение логических задач.
  3. Развивать мышление, воображение, внимание.
  4. Воспитывать заботливое, доброе отношение к природе, окружающему миру.

Оборудование:

  1. Высказывание о природе.
  2. Схема – школа в окружении лесов.
  3. Изображение зимнего леса.
  4. Карточки с задачами.
  5. Кормушка.
  6. Семена – плоды подсолнечника, плоды рябины, семена тыквы, арбуза.
  7. Карточки с заданием.
  8. Рисунки для составления цепи питания.
  9. Фланелеграф.
  10. Удлинитель для ТСО.
  11. Демонстрационный столик.
  12. Наборное полотно – 6 шт.

Методические приемы: работа в группах, беседа.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Александровна Антонова. Я учитель начальных классов школы № 10.

Сегодня я проведу у вас урок математики. Он пройдет в форме экскурсии, где вы покажете свои знания по математике и природоведению.

Обратите внимание на геометрического человечка “Знайку”. Мы знаем, что он всегда в руке держит букву “Н”.

- Что она означает?

- Изучение нового материала.

- А какая сегодня буква у него в руке?

- Буква “О”.

- Что она означает?

- Обобщение.

- Правильно. Молодец!

Сегодня у нас урок обобщения по теме “Доли”.

Экскурсия в зимний лес”

Цель нашего урока: обобщить, закрепить и углубить знания по теме “Доли”.

Постараемся применить эти знания в решении важной экологической проблемы нашего края.

Оформление нашего класса говорит, что

Зимний лес, зимний лес
Полон сказок и чудес.

Глядя на эту красоту, вспоминаются прекрасные строки из альбома

Яко Ругоева “Картины природы”

“О, природа, застыну в молчанье
Перед вечной твоей красотой.
Твои глуби, оттенки, звучанья,
Повторю ли я в песне простой…”

Эти строки заставляют нас задуматься, как сохранить неповторимую красоту природы. Если красиво, значит в окружающем мире все в полном порядке, экологическая культура на высоком уровне.

Главным богатством нашего края является очень красивый природный ландшафт. Мы живем с вами в лесостепной зоне. Летом наш город утопает в зелени лесов и парков. И если мы с вами не будем.

Учиться считать,
Делить, умножать
Прибавлять, вычитать,
Запоминать.
Без точного счета
Не сдвинется с места
Никакая работа.

А работы у нас много.

- Какое сейчас время года.

- Зима.

- А месяц?

- Январь.

Январь на Руси называли “сечень”, т. е. он рассекает зиму пополам.

- Сколько дней в половине зимы, если вся зима длится 90 дней.

- Сорок пять дней в половине зимы.

- Мы знаем, что доля – это часть. Какую часть составляет зима от года?

- Четвертую часть.

- Правильно. Потому что в году четыре времени года.

- Молодцы.

Впереди 45 зимних дней. Какой бы ни была теплой зима, пусть на улице слякоть, а в лесу она наверняка вступила в свои права. В лесу она как дома. В такие ажурные кружева его нарядила. Белые стены стоят по сторонам просек. Под белыми шапками не шелохнутся сосны. Часто о зимнем лесе говорят:

“ Сказочно красив”. Эту красоту, ребята, увидим, когда доберемся до ближайшего леса.

- Посмотрите на схему, где изображена ваша школа. Что находится вокруг нее?

- Леса.

- Прежде, чем приступить к выполнению задания, давайте встанем. Возьмемся за руки и произнесем магические слова.

Мы группа, значит, мы способны действовать.

- Прошу сесть.

- Посмотрите на бейджики. Рядом с вашим именем напечатана роль в группе.

1. Встаньте капитаны – вы отвечаете за работу в целом в группе.

2. Встаньте чтецы – вы отвечаете за чтение задания для более осознанного его понимания.

3. Встаньте писари – вы записываете решение задачи.

4. Встаньте докладчики – вы выступаете с готовым решением.

5. Встаньте контролеры – вы проверяете: все ли поняли принятое решение, отвечаете за дисциплину в группе.

Прочитайте задачу №1 см. приложение №1

.Приступайте к работе.

- Какой ответ получился в первой группе?

- Расстояние от школы до Варежного леса 6 км.

- Назовите ответ 2 группа?

- Расстояние от школы до Малинового леса 4 км.

- Какой ответ в задаче у 3ей группы?

- Расстояние от школы до Угольного леса 2 км.

- Судя, по вашим ответам скажите: “Какой лес ближе к вашей школе?

- Угольный лес.

Мы в лесу. Все увидели красоту зимнего леса, и сразу захотелось ее сберечь, стать самым добрым, отзывчивым. И оказать помощь лесным жителям.

- Кому будем оказывать помощь в зимнем лесу?

- Зимующим птицам.

- Каких птиц можно встретить в зимнем лесу?

- Снегирь, синица, дятел.

- В чем будет выражаться наша помощь.

- Смастерим и развесим кормушки. Заготовим корм.

Вторая половина зимы для пернатых друзей самая трудная. Отличается обильным снегопадом, сильными метелями.

Но птицы не боятся холода, а боятся голода. И поэтому на помощь приходят люди.

А для того, чтобы покормить наших птичек, которые к нам прилетели, мы решим задачу №2. см. приложение №2

Назовите ответ задачи 1 группа.

- 25 кг. семян собрали учащиеся.

- Свой ответ назовет 2 группа.

- Всего дети собрали 45 кг корма.

- Третья группа назовите ответ.

- Площадь кормушки равна 8 дм.

Корм заготовили.

Из чего мы будем мастерить кормушку?

- Из фанеры, картона, пластиковых бутылок.

- Как повесить кормушку на дереве?

- Не забивать гвоздями, а прикручивать.

Давайте покормим наших птичек.

- Возьми третью долю тыквенных зерен из кучки и насыпь в кормушку для снегиря.

- Возьми четвертую часть плодов подсолнечника для воробьев.

- Возьми пятую часть плодов рябины из кучки для синичек.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Физкультминутка:

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник посмотри –
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний
Путешественник скворец
Тут минутке и конец.

- Какая птичка лишняя?

- Скворец. Он прилетает к нам весной.

- Мы немного отдохнули, продолжим работу.

У каждого члена группы на столе лежат карточки с заданием. См.приложение №3

Почитайте его:

Назови доли круга в порядке их увеличения и в соответствии с этим запиши буквы. Ты получишь зашифрованное слово.

Зашифрованные слова: жизнь, птицы, звери.

Все думают, что лес зимой спит. Это не так. Жизнь просто бурлит в зимнем лесу. Большая часть времени диких животных уходит на поиски пищи.

Жизнь птиц и зверей тесно связаны между собой в цепи питания.

Посмотрите на рисунки.

Задание капитанам. Выстроить цепь питания.

Пока капитаны выстраивают цепь питания, мы с вами решим задачу №3. см. приложение № 4

- Ребята первой группы подумайте и скажите, к какой цепи питания относится ваша задача? И т. д.

А сейчас мы с вами идем дальше по тропинке. Вышли на необычную полянку.

- Что в ней необычного?

- Она состоит из геометрических фигур.

- Назовите геометрические фигуры, которые вы видите?

- Треугольник, круг, овал, ломаная, прямоугольник.

Проведем конкурс: “Чья группа быстрее решит примеры”.

Молодцы! Все примеры решили правильно. Каждая группа получает приз.

Стук в дверь. Появляется Зима с лесными жителями.

Стих. Зимы.

Раздает пироги.

- На сколько частей разделим пирог, чтобы все получили поровну.

- На 5.

- Какую долю получит Лиля?

- Одну пятую.

Сегодня на уроке мы доказали, как важны знания математики в сохранении природы, здоровья человека.

О природе застыну в молчанье
Перед вечной твоей красотой.
Твои глуби, оттенки, звучанья
Повторю ли я в песне простой.

Если будем все считать, за всем наблюдать, то сохраним красоту природы и жизнь на планете.

Я дарю вам небольшую книжечку с очень интересными логическими задачами.

Домашнее задание:

Выберите понравившуюся одну задачу, и решите ее.

- Мне было очень интересно с вами работать.

- Спасибо. До свидания.