Урок развития речи: "Описание внешности. Сочинение по картине Н.И. Фешина "Портрет дочери Ии"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • систематизировать приобретённые учащимися знания об описании;
  • активизировать портретную лексику учеников;
  • формировать умение наблюдать, выделять главное, особенное в описываемой личности, отличать описательный тип от других типов речи;
  • формировать коммуникативные умения: умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение выражать собственное отношение к герою;
  • подготовить учащихся к самостоятельному сочинению-описанию внешности с использованием причастий и причастных оборотов.

Оборудование:

  • портрет художника Н.И.Фешина,
  • портреты (репродукции картин): Н.И. Фешин “Портрет дочери Ии”, Н.И.Фешин “Портрет Вари Адоратской”.

Подготовка к восприятию произведения живописи.

Словарная работа.

Художник, живописец, изобразил, краски, цвет, фон, передний план, задний план, рисунок, картина, полотно, живопись, этюд, репродукция, произведения живописи, композиция.

Что такое портрет?

(описание внешности человека(лица или всей фигуры)).

Учитель.

Наш разговор сегодня о внешности человека. Как важно быть наблюдательным, внимательным к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы, огорчение на лице учителя. Через внешность мы постигаем внутренний мир человека, его характер и настроение, находим главное и неповторимое в облике конкретного человека. Но важно не только находить, но и уметь описывать свои наблюдения.

Приведём примеры описания внешности из художественных произведений.

“Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, который присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой”.

(А.С.Грин “Алые паруса”).

“Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса, чувствовали, что он улыбается.

Девушка, которую он назвал своею сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена”.

(И.С.Тургенев “Ася”).

Сделать портрет можно красками, карандашом, фотографией, вылепить из глины, высечь из мрамора или вырезать из дерева.

Мы познакомимся сегодня с художником Н.Фешиным, который был мастером создания портрета.

Сообщения учащихся.

1. Николай Иванович Фешин родился в 1881 году. Имя художника тесно связано с Казанью. В Казани он родился, получил первоначальное художественное образование. Сюда вернулся после окончания Петербургской Академии художеств. Здесь им созданы полотна, прославившие его не только в России, но и за рубежом.

Щедрый дар живописца, природное чутьё, умение опоэтизировать человека породили искусство смелое, взволнованное, покоряющее зрителя глубиной и искренностью чувства.

В сферу его интересов входила не только живопись. Он был превосходным мастером рисунка, театральным декоратором, скульптором и резчиком по дереву. Быт народа, обычаи, обряды составляют сюжеты его картин.

Работы Фешина отличаются своеобразным колоритом. Цвет его полотен сдержан, приглушён и одновременно богат в оттенках.

В 1976 году в Казани, на родине художника, в музее изобразительных искусств ТАССР Министерством культуры была организована выставка произведений Н.И.Фешина.

В 1916 году “за известность на художественном поприще” получил звание академика живописи. С 1909 по 1923 год преподавал в Казанской художественной школе.

Умер в 1955 году.

2. Главным жанром в искусстве Н.И.Фешина является портрет. Портреты художника сочны и гармоничны по свету. В каждом из них автор передаёт тонкие движения человеческой души, раскрывает характер в повороте фигур, наклоне головы, жесте рук, выразительности взгляда. Художник пишет небольшие портреты – этюды, написанные на ярком солнце, часто против света. Свет в таких работах создаёт мерцающее сияние вокруг головы, золотистым маревом наполняет этюд.

Таков портрет дочери Ии (1917), который был написан на фоне зелени и ствола дерева. Он пронизан нежной отцовской любовью. Дочь Фешин писал часто, каждый раз бережно открывая новые оттенки её образа.

Душевная мягкость образа характерна для портрета Вари Адоратской (1914). Портрет этот вызывает в памяти лучшие детские образы русской живописи конца19 – начала 20 века. Карие глаза ребёнка задумчивы, внимательны и ясны. Художник прекрасно передал своеобразную посадку гибкой фигуры девочки. Золотисто-русые волосы двумя косичками струятся за спину. Портрет выдержан в нежной, радостной цветовой гамме. Девочка сидит на белой скатерти в белом же батистовом платье, с голубовато-зелёным бантом. Портрет производит впечатление необыкновенной чистоты.

Беседа по картине.

Словарно-стилистическая работа.

  • Что вы чувствуете и о чём думаете, когда смотрите на этот портрет?
  • Что вы видете?

(Перед нами портрет ребёнка. По-видимому, отец с большой нежностью и любовью относился к дочери, поэтому от картины настроение светлое, радостное. Н.И. Фешин глубоко понимал духовный мир детей).

  • Как художнику удалось передать такое настроение?

(Картина написана яркими, сочными красками).

  • Какие это краски?

(Нежно-зелёная (цвет зелени), светло-коричневая (ствол дерева), жёлтая, золотистая (волосы), нежно-розовая (щёки, губы). Картина вся наполнена солнечным светом, золотом).

  • Что можно сказать об этой девочке?
  • Какой, по-вашему, у неё характер?

(Эта девочка подвижная и озорная. Об этом говорят волосы, которые растрепались, возможно, оттого, что она всё время в движении. Отец выбрал момент, когда девочка на какое-то мгновение остановилась, и ему захотелось запечатлеть её. Характер у неё настойчивый и упрямый).

  • Нравится ли вам эта девочка?
  • Что привлекает вас в её портрете?
  • Какова её внешность (лицо, волосы, взгляд, глаза, брови, нос, рот, одежда).
  • Какие причастия можно употребить при описании? Какие прилагательные?

(Девочка привлекательная. В её портрете привлекает всё).

Лицо (сосредоточенное, круглое, румяное).

Волосы (развевающиеся на ветру, растрёпанные, вьющиеся, искрящиеся на солнце, распущенные, спадающие на лоб).

Взгляд (устремлённый вдаль, сосредоточенный, восхищённый, остановившийся).

Глаза (широко раскрытые, широко расставленные, сияющие, светящиеся, голубые).

Брови (насупленные, резко очерченные).

Нос (слегка вздёрнутый).

Щёки (пылающие, нежно-розовые).

Рот (плотно закрытый).

Губы (слегка припухшие, пухлые, нежно-розовые).

Одежда (развевающийся на ветру воротник платья; воротник, откинутый назад).

  • На фоне чего изображена девочка?

(Лес, деревья, зелёные листья).

  • Почему художник выбрал именно этот фон?

(Зелёный цвет – цвет жизни, молодости).

  • Что хотел показать Н.И.Фешин?
  • Какова главная мысль?

(Н.И.Фешин показал на своей картине прелесть и чистоту ребёнка, беззаботность и неповторимость прекрасной поры в жизни человека – детства).

Составление примерного плана сочинения.

I. Вступление.

Тема картины и живописные средства её раскрытия.

II. Основная часть.

Образ девочки Ии.

1. Внешний облик:

а) черты лица (взгляд, глаза, брови, нос, губы, рот, волосы);

б) поза, фигура;

в) одежда.

2. Черты характера (как через внешние черты художник показал душевный мир героини).

3. Роль цветовой гаммы в раскрытии образа.

III. Заключение.

Отношение художника к героине. Какие мысли и чувства выражает картина?

Домашнее задание.

Написать сочинение по картине Н.И. Фешина “Портрет дочери Ии”, используя в описании причастия и причастные обороты.