Познавательное занятие для старших дошкольников "Планета Земля. Кузбасс в экологической опасности"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: воспитание бережного отношения к природе родного края.

Программное содержание: систематизировать и уточнять знания детей о планете Земля. Рассмотреть модель земного шара. Вспомнить, что большая часть планеты покрыта водой. Отметить, что планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными.

Рассмотреть экологическое состояние родного края – Кузбасс. Рассказать о “больных местах” и отметить их на карте. Познакомить детей с Красной книгой, предложить детям создать мини-заповедник в группе, стать юными защитниками природы.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Материал: глобус (папье-маше, выполненный детьми и воспитателями), схема-карта Кузбасса. Карточки “Что нельзя”, макеты заповедников (животные, птицы, рыбы), Красная книга, эмблема “Юный защитник природы”.

Ход занятия

Воспитатель предлагает рассмотреть глобус.

– Что такое глобус?

Глобус – это модель Земного шара. Земной шар такой большой, что нужно много-много дней и даже месяцев, чтобы объехать его.

– Что же есть на нашей планете Земля? (ответы детей).

Большую часть земного шара занимает вода – это моря и океаны, именно поэтому мы закрасили большую часть глобуса голубым цветом. А вы слышали про моря и океаны? Может вы, знаете, как они называются? (ответы детей). Вода омывает сушу – материки. Мы отметили на глобусе такие материки: Африка, Америка, Евразия. На всех этих материках живут люди. Кто помнит, на каком материке живем мы с вами? (ответы детей).

Есть такой материк, на котором постоянно не живут люди, там находятся только экспедиции ученных, которые изучают, исследуют этот остров. На этом материке очень холодно, лето не бывает совсем. Это Антарктида.

На самом деле у нас получился цветной, красивый глобус. Но я бы добавила на него много серой и черной краски. Потому что на самом деле наша планета находится в опасности. Люди построили много заводов, фабрик, вырубают много леса, вырывают цветы, убивают животных, и все это привело к экологической катастрофе. Как вы думаете, мы с вами, наша группа сможем помочь всему земному шару? (ответы детей).

А вот своему родному краю мы сможем помочь. Наша планета большая и чтобы переместиться из одного места в другое необходимо время, я предлагаю пройти по “звериной” тропе.

Физминутка “Звериная тропа”. 5 шагов – зайчата, 3 шага – медвежата, 4 шага, как лиса, 7 шагов – волчата.

Посмотрите на карту Кузбасса. Что вы видите?

На территории Кузбасса много шахт, заводов, химических предприятий. Все они загрязняют воздух, воду. В грязной воде не могут существовать рыбы, от грязного воздуха гибнут птицы, от вырубленных лесов вымирают животные. Но люди не могут обойтись без заводов и шахт. Почему? (ответы детей).

Наша жизнь стала интересней, мы можем смотреть телевизоры, слушать музыку, пользоваться предметами быта, украшать на Новый год дома елками; носить, красивы шубы, шапки, убитых животных. Но от этого страдает природа. Как мы можем помочь, что мы можем сделать? (ответы детей).

Мы с вами можем посадить и вырастить деревья, не вырывать цветы, не разорять гнезда, оберегать животных. И просто не загрязнять улицы нашего города.

Воспитатель предлагает рассмотреть карточки “Что нельзя”

Численность многих вымирающих животных, птиц и других живых существ сократилось до десятков, а некоторые остались в единственном экземпляре. Поэтому в Мире существуют заповедники, где люди ухаживают за редкими животными, создают все условия, чтобы они размножались, растили свое потомство. Так же есть Красная книга, в которую занесены вымирающие виды животных всей планеты.

Предлагаю вам сделать мини-заповедники в нашей группе (дети наклеивают животных, рыб, птиц на макеты) и создать Красную книгу.

Чтобы помочь планете нужно любить природу, понимать, как живут все живые существа. Мы с вами сегодня сделали столько добрых дел, спасая Кузбасскую землю, что вправе называться юными защитниками природы (детям раздаются эмблемы). Посмотрите на эмблемы: синий цвет – вода, желтый – тепло, красный – солнце – жизнь. Без всего этого нельзя прожить на земле. Давайте любить природу, ухаживать, оберегать ее.