Сценарий урока по информатике "Представление чисел в компьютер", 10-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 10


Цели:

  • образовательные учащиеся знакомятся с алгоритмом представления чисел в компьютере
  • развивающие применяют знания, полученных на уроках информатики, математики для оценки знаний полученных на других уроках
  • воспитательные учащиеся осознают важность данной темы в изучении математических основ информатики

Оборудование:

  • компьютерная программа “Power Point”
  • план-конспект урока с пропусками
  • карточки самооценки

Ход урока

I. Мотивационо-ориентировочный этап

1. Вхождение в контакт

- Здравствуйте, садитесь.

2. Контроль настроения

- Сегодня замечательный день. Я рада вас видеть. Надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем сегодня на уроке. Перед вами лист самооценки. в течении урока заполняйте его.

3. Постановка учебной задачи

- Скажите какую работу мы выполняли на предыдущих уроках?

  1. переводили числа из одной системы счисления в другую;
  2. складывали, вычитали, умножали и делили числа в двоичной системе счисления.

Задание №1 Две группы, кто быстрее выполнит задание. На доске фиксировать только ответы. Проверить по слайду 1 (приложение 1).

Выполнить действия в двоичной системе счисления, ответ записать в десятичной системе счисления:

156-96:2+14*2=

15610=100111002

9610=11000002

210=102

1410=11102

1100000:10=110000

1110*10=11100

10011100-110000=1101100

1101100+11100=10001000

Слайд 2 (приложение 1)

250 – (54+42:7)*10=

25010=111110102

5410=1101102

4210=1010102

710=1112

1010=10102

101010: 111=110

110110+110=111100

111100*1010=1001011000

11111010-1001011000=?

Первый пример решается как обычно, при выполнении второго возникнут проблемы.

- Что случилось? Почему вы не делаете пример дальше?

Мы не умеем вычитать из меньшего числа большее.

- Тогда скажите чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Поставьте учебную задачу?

Научимся вычитать в двоичной системе из меньшего числа большее.

- Мы научимся записывать целые отрицательные числа в машинных кодах, т.е. в компьютерном представлении. (Слайд 3 приложение 1)

- Записываем в план – конспект урока тему (приложение 2).

Операционно-исполнительный этап

- Для того чтобы, выполнить последнее действие мы с вами вспомним каким действие можно заменить вычитание?

11111010+(-1001011000)= Слайд 4 (приложение 1)

- Для каждого числа в компьютере отводится определенное количество ячеек памяти. В данном случае 16. Как можно записать первое слагаемое, чтобы значение его не изменилось, а в записи было 16 цифр?

Дописать впереди 8 нулей Слайд 5 (приложение 1)

0000000011111010

- Аналогично мы поступим и с модулем второго слагаемого

0000001001011000

-Теперь я вам предлагаю заменить нули на единицы. а единицы на нули.

1111110110100111

Прибавьте к полученному числу 1

1111110110101000

- А теперь сложите первое слагаемое и полученное число Слайд 6 (приложение 1)

0000000011111010
+
1111110110101000
_______________
1111111010100010

- Получили ответ, а как же нам проверить верно ли мы посчитали? Если выполнять действия в десятичной системе счисления то мы должны получить число – 350.

- Предлагаю вам еще один кропотливый трудоемкий процесс. Попробуйте выполнить действия что мы проводили с отрицательным числом в обратном порядке, если все сделано верно мы в итоге должны получить число 350.

- Первое, из числа 1111111010100010 – 1=1111111010100001

- Второе, поменяем нули на единицы, а единицы на нули.

00000001010111102=1010111102=28+26+24+23+22+21=35010

- Мы с вами рассмотрели не что иное как алгоритм представления отрицательных чисел в компьютере: слайд7 (приложение 1)

  1. Записать в двоичной системе счисления модуль данного отрицательного числа.
  2. Дописать впереди нули, заполнив всю разрядную сетку.
  3. Заменить нули на единицы, а единицы на нули (инвертировать)
  4. К полученному числу прибавить 1.

- У кого есть вопросы? Кому, что не понятно?

ответы на вопросы

III. Рефлексивно-оценочный этап

- Кто сидит на первом варианте запишите на листочках в двух экземплярах двузначное отрицательное число. Один переведите сами, а второй предложите соседу.

- Проверьте правильность выполнения задания.

- По слайду давайте повторим алгоритм представления числа в машинных кодах. Заполнить пропуски. Пропущенные слова, записываете в тетрадь.

- Сами проверьте себя.

- Поставьте себе оценку за урок.

- Все ли собой довольны?

- Вспомните какую задачу мы ставили перед собой. Справились ли мы с ней?

Домашнее задание составьте 3 примера на вычитание из меньшего числа большего и выполните их.

Приложение 3