Развитие детского коллектива через коллективное пение

Разделы: Классное руководство


С условиями развития коллектива тесно связано накопление и укрепление традиций. Традиции – это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистских отношений и общественное мнение. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет хороших традиций, не может быть хорошей школой. Основным структурным элементом школы является класс. Именно здесь осуществляется познавательная деятельность, развивается личность обучающегося, формируются социальные отношения между учащимися.

В 2003-2004 учебном году я приняла в 1 класс 18 учащихся, 9 мальчиков и 9 девочек. Учитывая их возрастные особенности, в течение учебного года проводила коллективные мероприятия, которые помогали каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях, узнать что-то новое о ребятах, найти новых друзей.

Чтобы сформировать работоспособный, творчески сплоченный классный коллектив, я как классный руководитель поставила перед собой следующие задачи:

  • изучить интересы коллектива класса путем совместной деятельности и социометрических исследований;
  • создать благоприятные условия для развития личности учащихся, их способностей и творческого потенциала;
  • воспитать нравственно-ценностные ориентации учащихся;
  • сформировать классный коллектив как элемент воспитательной системы;
  • организовать все виды деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения.

Основными моментами деятельности классного руководителя я считаю:

  1. Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий.
  2. Просвещение и консультация в выборе кружков, секций, студий.
  3. Предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся.
  4. Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни школы.

Итоги анкетирования учащихся в 2005-2006 учебном году по методике М.И. Рыжкова “Определение уровня развития классного коллектива” показали, что по основным параметрам, а именно: “организованность классного коллектива”, “ответственность за общественные дела”, “ответственность за свои дела” показатели определены как высокие, в общем, уровень развития классного коллектива определен как хороший, что вполне соответствует реальной действительности.

Все учащиеся “любят” свою школу, а настроение в школе оценивают как спокойное, уравновешенное. Для выявления межличностных отношений в классе проводились социометрические исследования. Если в 1 классе лидеров было 2 (девочки – Спиридонова Аня и Софронеева Ася), то в 4 классе наибольшим авторитетом у ребят пользуются Иванов Рустам, Максимов Коля, который стал в этом году Президентом школьной детской организации “Республика Детство” и девочки Спиридонова Аня, Софронеева Ася, Артемьева Таня. В числе “популярных” (предпочитаемые) – Саввин Арсен, Татаринова Айна, Каратаева Таня, Боескорова Валя, Павлова Наташа, Максимов Гоша, Парфенов Алеша – эти ребята, которые являются инициаторами и организаторами классных творческих дел. Если в 1 классе изолированными были: Барашков Сергей, Прокопьев Гоша, Лукина Лиза, Константинова Тоня, то в 4-м классе эти учащиеся перешли в третий круг – пренебрегаемые. Это свидетельствует о том, что эти учащиеся в какой-то степени вошли в коллектив. За 4 года обучения число предпочитаемых стало на 2 учащихся больше.

Анализируя результаты воспитательной работы в данном 4 “а” классе за прошедшие три года, можно отметить, что первый этап был характерен для первого класса, когда в воспитательной работе преобладало деятельность по изучению потребностей, интересов и других личностных характеристик членов классного сообщества, закладывались основы традиции класса, определялись перспективы жизнедеятельности классного коллектива.

На втором этапе особое внимание уделялось укреплению межличностных отношений, формированию чувства “мы”. В настоящее время воспитательная работа класса находится на этапе стабильного функционирования. Жизнь классного коллектива строится на основе традиций, которые сохраняются и поддерживаются всеми членами классного коллектива.

Общий уровень воспитанности класса – 4,4 балла при максимуме 5 баллов, 10 человек обладают высоким уровнем воспитанности, 3 – хорошим, 5 – средним. Уровень воспитанности позволяет отслеживать личностное развитие каждого ребенка в классе, а привлечение ученика к самооценке (по всем параметрам он оценивает себя сам) побуждает его к саморазвитию и самовоспитанию.

Тестирование родителей показало, что они удовлетворены жизнедеятельностью детей в классе, их дети чувствую себя комфортно в урочной и внеурочной деятельности. Сами родители постоянно не только в курсе учебных дел своего ребенка, но и в курсе общественной жизни класса, так как помогают ее активно организовывать (поездки, экскурсии, выходы).

Мне, как классному руководителю часто приходится отвечать на вопрос родителей: как определить талант ребенка? У младших школьников могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности. Американскими психологами А.де Ханом и Г. Кафом разработана тест-анкета на выявление этих способностей, которую я предлагаю родителям. Всего в анкетировании участвовали 17 родителей.

Познакомившись с этими признаками опознания таланта, совместно с родителями выявили способности у отдельных детей и согласованно пришли к мнению, что у наших детей более проявляются музыкальный (40%) и артистический (32,9%) талант.

Договорившись, решили пригласить на развитие певческого, музыкального навыка и по сплочению классного коллектива руководителя кружка хорового пения Центра дополнительного образования детей, самодеятельного композитора, заслуженного работника культуры РС (Я) Санникова Данила Даниловича. Ничто так духовно не объединяет людей, как коллективное пение. Благодаря коллективному пению и совместной работе учащихся, родителей, классного руководителя и руководителя кружка у каждого ребенка сумели развить музыкальные способности, включая и певческий голос, а настойчивость и устремленность ребят помогли достичь хороших результатов и сплочению коллектива. Ансамбль девочек “Сайдыс” дипломант в номинации “вокальные ансамбли” в отборочном туре Республиканского телевизионного конкурса “Полярная звезда 2006 года”, ансамбль мальчиков “Т?л?нч??н” победитель номинации “Лучший исполнитель патриотической песни” улусного конкурса “К?м?с ?ргэл” с. Керелях 2006 г. В 2007 ансамбли “Сайдыс” и “Т?л?нч??н” участники улусного конкурса “Полярная звезда 2007”, совместно с родителями активные участники школьного конкурса патриотической песни, посвященной к улусной Декаде родителей.

Класс, как сплоченный коллектив занял первое место в общешкольном конкурсе “Лучший дежурный город года”. Хочется отметить также традиционные классные дела по созданию имиджа класса: озеленение класса, оформление классного уголка и др., что подтверждает первое место в школьном конкурсе “Самый уютный класс”.

Таким образом, совместным созидательным трудом наш класс стал очень дружным и сплоченным, что свидетельствует суждения учащихся в тест “Наши отношения” по методике диагностики сформированности коллектива.