Интегрированный урок, 5-й класс, русская словесность + музыка + ИЗО

Разделы: Русский язык, Литература, МХК и ИЗО

Класс: 5


Филологическое образование играет ведущую роль в процессах формирования и воспитания личности, развитии ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к мировой и отечественной духовной культуре. Языковое образование является основой интеллектуального развития и саморазвития личности, так как вооружает ее инструментом для получения знаний в любых сферах науки и производства.

Интегрированный урок является, по нашему мнению, одной из самых успешных и продуктивных форм работы с детьми в образовательной области “Филология”. Он позволяет максимально активизировать мышление, создает условия для оперативного управления процессом познания, служит прекрасным средством диагностики ранее усвоенных знаний.

Залог успешности работы с учениками на интегрированном уроке – четкая скоординированность целей обучения двум школьным предметам, выработка единых методических подходов к обучению. Выбирая тот или иной прием или форму работы с детьми, учитель должен учитывать два аспекта - научное обоснование метода и психолого-возрастные особенности учеников.

Цель урока:

  • сформировать представление о средствах создания образа в музыке, в живописи, художественном тексте;
  • расширить представление о тексте как о целостной единице речи;
  • сформировать представление о единстве формы и содержания художественного текста;
  • развитие эстетического вкуса и воображения учащихся;
  • активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
  • воспитание внимательного отношения к слову.

Ход урока

1. Этап актуализации знаний.

Учитель. Это было давным-давно, в 1508 году. Микеланджело Буонарроти подписал договор с папой Юлием Вторым. Итальянский скульптор и художник обязывался расписать потолок Сикстинской капеллы. Так называется длинная и высокая зала в папском дворце в Ватикане.

Чтобы расписать потолок (высота зала 18 метров), по указанию художника поставили леса. Работать на них он мог только лежа. В течение 4 лет художник, лежа на спине,, расписывал плафон. Краски капали ему на лицо, тело ныло, но увлеченный работой, он ничего не замечал. Микеланджило работал с неистовством, забывая о сне и еде. Он один расписал плафон площадью 600 квадратных метров. Это был труд титана, это был подвиг художника.

И вот прошло пять веков, как умер художник, а творения его живы. Люди и сейчас любуются его произведениями.

- Как вы думаете, ребята, почему? (Смысл его жизни в этом, он вложил всю душу в это).

Действительно, он стремился раскрыть самого себя, свои думы, свои чувства в произведениях искусства. А когда делаешь что-либо от души или для души, это надолго запоминается.

- Давайте и мы попробуем прежде всего поработать от души, поговорить для души и, конечно, вложить частичку своей души. Ну а задушевные разговоры ведутся, когда рядом с тобой твои близкие, на улице холодно, метет, а в доме тепло и уютно.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Итак, мы зажигаем свечу и начинаем…

Мы и посвятим наш урок метели. Мы понаблюдаем, как один и тот же образ создавали мастера искусства, мы будем учиться понимать этот образ. Определим, какие средства используют писатели и поэты в художественном тексте, будем учиться их использовать в своих текстах.

2. Прослушивание музыкального фрагмента “Тройка” Г. Свиридова.

- Благодаря чему мы узнаем, что это метель? (Тембр меняется).

- Какие музыкальные инструменты вы услышали? Какие звучали вначале?

- Потом? Почему такая композиция?

- Какая картина в связи с этим у вас возникла перед глазами?

- Какие еще средства музыкальной выразительности вы знаете?

- Можно ли говорить о развитии образа?

Записать в словарь опорные слова, необходимые для создания образа.

(Темп мелодии, развитие образа, различный тембр, спокойная мелодия, музыкальные инструменты, деревянно-духовые инструменты)

3. Учитель

- Если бы вы были художниками, могли бы вы использовать эти средства?

- А какие средства в живописи?

- А какие средства вы бы выбрали? Что вы помните о символическом звучании цветовой гаммы?

Учащимся предлагается для просмотра два полотна.

1. “Зимой” Валентина Александровича Серова, 1898.

Как передается состояние природы накануне метели? (темные оттенки)

(Серый цвет имеет скрытые ресурсы, он вобрал в себя все богатство палитры).

- Как вы думаете, почему такая композиция: необъятные просторы поля и небосвод как будто сливаются?

- Какое состояние, испытываешь, когда смотришь на картину?

2. “Зимний вечер” Жуковского Станислава Юрьевича, ученика Поленова и Левитана.

- А какое настроение у вас, когда смотрите на эту картину?

- Каким образом на этой картине художник достигает этого?

В зимнем вечере глубоко поэтично передано состояние тишины, погруженной в зимний сон природы. В лунном свете, заливающем заснеженную поляну, избушка и деревня выглядят по-иному, таинственно, загадочно.

Кружево графически тонких силуэтов, легкие разбегающиеся, скользящие тени создают особый, почти музыкальный ритм.

Краски, высветленные лунным светом, нежные, пастельно-мягкие в разнообразии холодных полутонов, положенные прозрачными лессировками, преображают пейзажный мотив в поэзию ночи, лунного света.

Чувство внутренней гармонии живописного образа позволяет услышать тишину, почувствовать сказочную зимнюю красоту.

Учащиеся записывают необходимые средства создания образа на полотне.

4. Работа с текстом: учащимся предлагается для работы три текста. Ребята должны определить, что первый текст не нужен для работы: это образец научного стиля.

Метель - перенос снега ветром достаточной силы вблизи земной поверхности. Различают поземок, когда большинство снежинок поднимается на несколько см над снежным покровом, низовую метель - снежинки поднимаются до 2 м и выше. Эти два вида метели происходят без выпадения снега из облаков. И наконец, общая, или верхняя, метель -выпадение снега при сильном ветре. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. (А.С.Пушкин) Разгулялась вьюга, наклонились ели
До земли. С испуга ставни заскрипели.
И в окно снежинки мотыльками бьются,
Тают, и слезинки вниз по стеклам льются.
Жалобу кому-то ветер шлет на что-то
И бушует люто: не услышал кто-то.
А снежинок стая все в окно стучится
И слезами, тая, по стеклу струится.
(С.А.Есенин)

Учитель:

- Определите стиль текста?

- Что общего в этих текстах?-

- Какие художественные средства вы нашли в тексте?

- Какие приемы звукописи? Для чего?

Записать опорные словосочетания.

5. Заключительный этап.

- Какие средства используются для создания образов в музыке, живописи, художественном тексте?

- Какие из них одинаково используются для создания образа в музыке, живописи, тексте, а какие только для создания образа в одной области искусства? (Здесь предполагается работа по таблице. См. Приложение № 1)

Учащиеся получают следующее задание составить свой текст о метели, используя опорные слова урока.